Жизнь замечательных людей

Протоиерей Андрей Алексеев: мой духовник игумен Виссарион (Остапенко), насельник и духовник Троице-Сергиевой Лавры

Дорогие братья и сестры!

Позвольте разделить с вами мои духовные и сыновние чувства в отношении очень дорогого и близкого мне человека – моего духовного наставника и отца, насельника Троице-Сергиевой Лавры, который нёс послушание духовника этой древней обители преподобного Сергия, истинного монаха, духовного поэта игумена Виссариона (Остапенко).

Почему я это делаю именно сейчас? Дело в том, что ко мне обратились знакомые мне люди, также духовные чада отца Виссариона, с просьбой написать о нём, поскольку в настоящее время, по прошествии двух с половиной лет со дня его блаженной кончины, они решили собрать, а потом издать его жизнеописание. Такая традиция существует в Церкви, и, признаюсь честно, я ожидал этого события, поскольку речь идёт об удивительном человеке, добром пастыре, молитвеннике, обладавшем духовными дарами священнослужителе, к которому приезжали многие люди и искали его духовного руководства.

Памяти Царственных Страстотерпцев. Фрагменты из переписки и воспоминаний

В дни памяти Царственных Страстотерпцев, поклоняясь и молясь Государю Императору Николаю II и Государыне Императрице с чадами, мы можем ощутить особую радость ещё и от того, что они – люди нового, близкого нам времени, в котором существовало уже не только книгопечатание, но и фотография, и даже видеосъёмка.

И потому у нас есть замечательная возможность вчитываться и вдумываться в строки изданных писем и дневников, в страницы воспоминаний, всматриваться в эти прекрасные, навсегда озарённые тихим светом любви лица – и словно слышать их живые голоса, с непоколебимым упованием, верностью и благодарностью обращающиеся к Творцу в молитве о самом важном и насущном: о своей России, о её народе – а значит, и обо всех нас…

«Верил он, что мы все род Божий»: к годовщине смерти Ф.М. Достоевского

135 лет назад, 9 февраля 1881 года, завершилась земная жизнь Фёдора Михайловича Достоевского, великого русского писателя, чьё творчество вошло в золотую сокровищницу мировой литературы и не просто изучается во всех университетах мира, но и до сих пор, несмотря на многочисленность посвящённых ему литературоведческих исследований, вызывает горячие споры; а это признак вневременной актуальности.

О Достоевском говорят как о «фантастическом реалисте», который, по выражению одного из исследователей его творчества, «из всех мировых писателей… обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения»; как о замечательном сердцеведе, умевшем проникнуть в самую глубину человеческой натуры и со всем возможным милосердием и состраданием понять сокровенное в человеке; наконец, как о писателе, обладавшем пророческим даром, провидевшем и предсказавшем если не события, то тенденции общественного развития России и Европы… Но не менее важно то, о чём не всегда находят нужным упоминать в связи с Достоевским. Он – православный христианин, человек осознанной и глубокой христианской жизни, прошедший трагические испытания на пути к Господу и сам говоривший об этом так: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…»

К 190-летию восстания декабристов: о генерале М.А. Милорадовиче

Есть исторические события – великие победы или великие достижения, – юбилеи которых мы отмечаем как праздники. А есть иные даты, юбилеи которых воспринимаются скорее как повод для размышлений: когда-то об этом были известны вот такие факты, вот так они интерпретировались и вот в таком ракурсе преподносились… а нынче появилась возможность взглянуть на них с другой стороны и, может быть, сделать другие выводы.

14 декабря 1825 года, 190 лет назад, декабристы вывели на Сенатскую площадь войска – в надежде изменить жизнь России «по своему хотению». Об этом трагическом дне написано множество книг, сняты документальные и художественные фильмы – в них представлены разнообразные, порой диаметрально противоположные образы действующих лиц, трактовки, оценки… Все эти материалы теперь вполне доступны для желающих, поэтому напоминать хронологию или пересказывать концепции ни к чему.

Воспоминания о Царской семье: ко дню памяти Святых Царственных страстотерпцев

Сегодня, в годовщину трагического события – расстрела в Екатеринбурге семьи последнего российского Императора Николая Второго, его супруги – императрицы Александры Фёдоровны, четырёх дочерей-царевен и наследника, царевича Алексея – предлагаем вам, дорогие братья и сёстры, познакомиться с фрагментами воспоминаний о святых Царственных мучениках-страстотерпцах. Написаны эти воспоминания Татьяной Евгеньевной Мельник-Боткиной, дочерью доктора Евгения Сергеевича Боткина, лейб-медика Государя Императора Николая Второго, добровольно разделившего с ним и его семьёй последние месяцы заключения и убитого вместе со своими августейшими пациентами в доме Ипатьева.

Павел и София: пересечение судеб (к 160-летию со дня гибели адмирала П.С. Нахимова)

28 июня 1855 года в Севастополе, на Корниловском бастионе Малахова кургана, во время объезда передовых укреплений был ранен пулей в висок адмирал Павел Степанович Нахимов. 30 июня (или 12 июля по новому стилю) он, не приходя в сознание, скончался.

За тысячу километров от места его гибели и упокоения, в Петербурге, несколько дней спустя женщина-литератор София Ивановна Снессорева записала в своём дневнике: «Убит Нахимов. Я была у Сергия, там вместе с Россиею оплакивала благородного воина, и батюшка служил за упокой его души, и я долго молилась за него».

«Главный механикус России»: к 280-летию со дня рождения Ивана Петровича Кулибина

Фамилия Кулибин уже в течение более чем двух столетий воспринимается в русской речи как имя нарицательное – вроде лесковского левши; в сознании многих они и впрямь почти братья – оба, дескать, чудесные мастера-самоучки с одинаково несчастной судьбой: не оцененные на Родине, погибшие в безвестности…

Между тем различий между ними гораздо больше, чем сходства. Во-первых, конечно, левша – художественный образ, творение фантазии Н.С. Лескова (хотя фантазия эта, как у всякого большого художника, вырастает из реальности жизни и кажется почти неотличимой от неё); а Иван Петрович Кулибин – подлинно существовавший человек, свидетельством о котором является не только сохраняющаяся в истории России на протяжении двух с половиной веков биография – что само по себе немало! – но и вполне материальные артефакты: например, более 2000 чертежей или знаменитые хранящиеся в Эрмитаже часы-яйцо, которые мастер подарил Екатерине II.

К 90-летию со дня преставления свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

7 апреля 2015 года исполняется 90 лет со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

...18 ноября 1917 года, в страшное революционное время, митрополит Московский Тихон был избран Патриархом на первом (за более чем 200-летний после эпохи Петра Первого период) Поместном Соборе Русской Православной Церкви и за семь с половиной лет своего патриаршего служения пережил и гонения – допросы, открытое «дело» в ГПУ, насильственное заточение в Донском монастыре, и несколько попыток убийства, и осуждение своей якобы «примиренческой» позиции от некоторых братьев во Христе, и тяжёлую болезнь…

К 160-летию со дня смерти Николая I, императора Всероссийского

2 марта исполнилось 160 лет со дня кончины Николая I, императора Всероссийского, царя Польского и великого князя Финляндского, третьего из пятерых сыновей Павла I.

В советской историографии этот император, как правило, представал символом тупой реакции и обскурантизма – в сознании читателей закреплялись прозвища «вешатель», «жандарм Европы» и «Николай Палкин», а время его правления рисовалось как период удушающего полицейского надзора и противодействия всему новому, передовому, прогрессивному.

К 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова

17 февраля 2015 года исполняется 110 лет со дня гибели великого князя Сергея Александровича Романова – родного брата императора-миротворца Александра III, дяди последнего российского императора Николая II и супруга преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

В этот день нам особенно хочется вспомнить об этом удивительном человеке, помянуть его в молитвах и порадоваться тому, что в наше время появилась возможность восстановить историческую справедливость по отношению к его имени, долгое время подвергавшемуся клевете: сначала – со стороны современников, не принимавших его истинно православных и твёрдых монархических убеждений, а затем – со стороны советских историков, для которых неприязнь к Сергею Александровичу объяснялась уже самой его принадлежностью к Царствующему Дому.

Ко дню памяти преподобной Евфросинии, великой княгини Московской

Рассказ «Кремль» входит в книгу, о которой автор её, в то время семидесятипятилетний Александр Александрович Добровольский (известный в литературном пространстве советской эпохи под псевдонимом А. Тришатов), написал в послесловии так: «Я думаю, что Господь примет эти мои рассказы, потому что Он послал мне силы написать их, мне, тяжелобольному, не способному не только что писать, но и читать». Конечно, тогда, в 1961 году, книга эта, названная «Десять мин», не могла быть опубликована – она писалась «в стол». Эти десять рассказов объединены одной главной темой – Промыслом Божиим в жизни автора: дворянина, литератора, начавшего свой творческий путь ещё до революции, «врага народа», отбывавшего срок в Потьминских лагерях, а главное – глубоко верующего человека, духовным отцом которого был о. Алексий Мечёв.

Нам же это трогательное и светлое детское воспоминание интересно ещё и тем, что связано оно с образом особенно близкой и дорогой прихожанам нашего храма святой – небесной покровительницы Москвы преподобной Евфросинии.

Ко дню памяти святой преподобномученицы Елисаветы

В 1884 году, 27 мая, в Петергофе императорская семья ожидала прибытия из немецкого города Дармштадта невесты Сергея Александровича Романова – брата императора Александра III. Присутствовавший при этом кузен жениха Константин Константинович запишет позже в своём дневнике: "Она показалась рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта...".

Героиня этих строк – Гессен-Дармштадская принцесса, внучка английской королевы Виктории, самая красивая на то время европейская царственная невеста Елизавета Александра Луиза Алиса – или Элла, как звали её домашние. А в русскую историю она войдёт как преподобномученица Елизавета Фёдоровна.