Проповедь

Проповедь в Неделю четвёртую Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. 18 марта 2018 г. (Литургия)

Дата: 
18 марта 2018, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское чтение, которое предлагается нам в эту неделю, на очередной ступени Великого поста, открывает перед нами часть Благовествования, которое подразумевает внутреннюю работу. Несчастный отрок, одержимый нечистым духом, не может сам справиться с тем, что его обуревает. Указав на то, что этим состоянием несчастный одержим с детства, Спаситель подчёркивает значимость для каждого человека важнейших условий духовного совершенствования, без которых человек, в своём падшем нынешнем внутреннем и внешнем устроении, не в состоянии измениться, очиститься и обожиться.

Молитва и пост как две составляющих внутренней работы являются элементами духовной жизни. Это целый комплекс данных Господом средств, инструмент для того, чтобы учиться искусству святости. Нередко сегодня люди боятся слова «святость». Они считают, что святые – это только те, кто изображён на иконах.

Проповедь в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную. 11 марта 2018 г. (Литургия)

Дата: 
11 марта 2018, воскресенье

Богослужение в Крестопоклонную неделю, дорогие братья и сёстры, призывает христиан задуматься об этом событии – изнесении Честного Древа Креста Господня и положении его в центре храма. Над чем задуматься? Была ли в жизни человека встреча с Богом и продолжаются ли его личные отношения с Ним? Имеет ли он с Ним живую связь, общается ли с Ним и каков тип этого общения? Формально это общение или нет? Прочитывает ли человек то, что важно, высказывает ли нечто нужное – имеет ли с Ним контакт, или соприкосновения не происходит?

В Евангелии мы читали слова о том, что, призывая людей к спасению, Христос обращается к ним и говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». Условие отвержения себя является ключевым. Есть та правда, не Божья, по которой мы все в этой жизни пытаемся жить. Есть планы, которые мы реализуем не с Ним, есть высокие цели, которые мы достигаем без Него, причём при этом мы порой называем Его имя. А здесь человеку Создателем предлагается отказаться от себя, что очень трудно. Но без отвержения от себя самого, от этой несовершенной мудрости человеческой, достичь Царствия Небесного невозможно.

Проповедь в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы. 4 марта 2018 г. (Литургия)

Дата: 
4 марта 2018, воскресенье

Сегодня, дорогие братья и сёстры, во вторую неделю Великого поста в очередной раз нашему мысленному взору предлагается рассказ о четырех людях, движимых верой в Бога и любовью к своему ближнему. По причине многолюдства они поднялись на крышу жилища, разобрали её и спустили постель с их другом к ногам Божественного Спасителя, после чего Господь, видя их веру, исцеляет того человека.

Этот рассказ хорошо знают многие из стоящих здесь. В Священном Писании каждое слово имеет особую глубину – вот почему, всматриваясь в значение, смысл этих высказываний и высоту их толкований, апостол Иоанн Богослов в конце своего благовествования говорит, что если описать всё, совершённое Господом, не хватит книг. Каждое слово содержит в себе очень многое, и о нём одном можно было бы написать отдельную книгу. Основываясь на внутреннем смысле высказывания, можно построить целую лестницу, поднимаясь по которой, можно было бы собрать урожай добродетели. Вот и в данной истории есть буквальный смысл, а есть аллегория, притча. Россыпь толкований, сокровище и богатство, предлагаемое нашему рассуждению.

Проповедь в Неделю о блудном сыне. 4 февраля 2018 г. (Литургия)

Дата: 
4 февраля 2018, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, в неделю о блудном сыне, мы с вами слышали в евангельском чтении притчу о жизни человека и о его личных отношениях с Богом.

Как ни страшно это звучит, как ни стыдно в этом признаваться, но в этой притче каждому из нас, увы, надо найти себя самого. Потому что, если по-честному, если основательно и серьёзно, – это мы, получившие от Бога столь многое, различные дары и таланты, всё богатство жизни, восклицаем Ему: «Дай нам наше и уйди из нашей жизни!». Как бы это ни звучало, но это правда. Мы просим Его не вмешиваться в нашу жизнь. Толкователи данной притчи утверждают, что человек, начинающий духовное осмысление своего пути к Богу, непременно стыдится того, насколько он несправедлив и бесчестен к создавшему его Небесному Отцу.

Проповедь на праздник Рождества Христова (Литургия). 7 января 2018 г.

Дата: 
7 января 2018, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Рождество Христово. Событие, напрямую связанное с началом понимания христианином Божественной любви. Мы так часто слышим о Божьей любви к человеку! Какова она? В несовершенном состоянии нам трудно понять, что вмещает в себя это глубокое духовное, неземное состояние Божественной Личности. Часто, рассуждая о Боге, мы забываем, что Он есть личность, и наши отношения с Ним – это живые взаимоотношения личности с личностью, ума с умом, идеи с идеей, сердца – с сердцем, нашей готовности или неготовности жить по Его закону.

Проповедь в день празднования памяти Святителя Николая Чудотворца (Литургия). 19 декабря 2017 г.

Дата: 
19 декабря 2017, вторник

В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, в день памяти столь дорогого и святого для нас человека, размышляю о том, что могу сказать тем, кто сейчас стоит передо мной.

В апостольском послании мы слышали слова о важности помнить, поминать наших наставников и молиться за них. Господь посылает нам разных учителей. Для христианина учиться жизни доброй, честной и ответственной – большая радость. Вообще, это огромная честь – быть христианином. Вспоминаю одного своего учителя, который немало написал, много потрудился и многое вложил в своих учеников, и которому я очень благодарен за поддержку, оказанную им мне лично. Когда я был молодым человеком и посещал богословский университет, этот человек немало потрудился для того, чтобы вложить в сердца подрастающих молодых людей и девушек семена веры, благочестия, рассудительности и мудрости. А потом в жизни этого человека произошли какие-то события. Я не знаю всего, но в результате них весьма талантливый, даровитый человек стал совершать очень своеобразные поступки. Одним из таких поступков стало сомнение в существовании святого Николая. Мне было горько слышать от своего учителя подобные рассуждения, будучи уже священником, и я не мог с ним согласиться.

Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице (Литургия). 26 ноября 2017 г.

Дата: 
26 ноября 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вновь, дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня, открывая евангельское чтение, встречаемая с диалогом некоего человека, пришедшего ко Христу и вопросившего Его о спасении. И снова звучит эта главная Божественная заповедь, в которой собрана вся великая суть, основа христианского мировоззрения. Речь идёт о любви к Богу и ближнему, о важности иметь в своём сердце готовность учиться этому искусству.

Вы знаете, вчера пришла женщина на исповедь – вчера было немало людей, вообще такой долгий день и очень долгий вечер, и ночь, наполненная встречами. Женщина плакала от того, что она мужа своего не любит. Но, когда мы разговорились с нею, мы обнаружили, что есть хороший материал для того, чтобы это произошло. Просто она им плохо пользовалась. Вы знаете, вот есть дрова, есть спички, зажигалка, есть печь, но нужно потрудиться для того, чтобы вначале разжечь малое пламя, а уже потом подложить туда те дрова, которые сразу не вспыхнут. И когда мы, разобравшись, увидели, что материал-то есть, то женщина ушла утешенная.

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице (Литургия). 10 декабря 2017 г.

Дата: 
10 декабря 2017, воскресенье

Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы с вами слушали евангельское чтение, повествующее об исцелении Господом женщины, которая в течение долгих лет страдала тяжким недугом. Исцеление её в субботний день осуждается людьми, движимыми, безусловно, искренним чувством – желанием исполнять Божье слово по букве. Уйдя от духовного понимания смысла благовествования, которое Господь вкладывает в сердца ищущих Бога и желающих жить по правде, они не готовы следовать по правильному пути, гонят свет и входят во тьму.

Состояние древних людей не только в годы раннего Израиля было горьким для Бога: горько оно и сегодня, в новейшее время, когда человек, руководимый будто бы мудрым и верным рассуждением, имея благие намерения, не имеет духовного понимания и, не проникая в глубину Божьего Слова, совершает беззаконие. Чем печалит Бога, потому что мы все – Его дети, и каждого из нас Он равно любит. Здесь есть глубокие понятия, о которых стоит рассуждать, потому что человек должен учиться питаться не только молоком, но должен вкушать и более твёрдую пищу. В данном тексте явлено понимание значимости седьмого дня, когда Господь, как сказано в Писании, почил от дел Своих.

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице (Литургия). 19 ноября 2017 г.

Дата: 
19 ноября 2017, воскресенье

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сёстры, в течение церковного года предлагается нам не раз. Оно содержит повествование о воскрешении дочери Иаира. Спаситель направляется воскресить умершую двенадцатилетнюю девочку – Он, Начальник жизни, Податель силы и правды, Устроитель жизненного пути каждого человека. Также здесь рассказывалось об исцелении женщины, которая долгие годы страдала течением крови и которая, имея веру, прикоснулась к Спасителю и исцелилась.

На что бы сегодня мне хотелось обратить особое внимание? В светском мире для людей, не живущих духовной жизнью, понятие смерти вызывает страх, и они либо ничего о ней не говорят, либо обесценивают её в постоянном показе без понимания реального смысла этого состояния. На экранах сейчас много крови, люди привыкают к тому, что всё идёт как-то само собой. Страх смерти присутствует в жизни человека, но само понятие страха глубоко не христианское. Если человек живёт без понимания важности подготовки к этому «третьему рождению», если он не мыслит окончания земного пути как перехода в вечность, то он боится и наделяет смерть – состояние, важное для человека, – совершенно иными, разными, нередко страшными суевериями и предрассудками.

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери (Литургия). 4 ноября 2017 г.

Дата: 
4 ноября 2017, суббота

Дорогие братья и сестры!

В этот день, который по церковному календарю призывает нас к почитанию Матери Божией у образа, столь любимого на Руси и именуемого Казанским, а по светскому календарю – День народного единства, мы с вами над чем-то должны задуматься. По-разному можно посмотреть на это событие, которое собирает сегодня многих людей в разных храмах – в зависимости от того, насколько духовно устроен человек, насколько выстроена его душа и струны натянуты, насколько Господь играет на этих струнах и музыка звучит в сердце либо в гармонии, либо нарушая порядок и смущая слух того, кто играет и слушает.

Был такой случай – точнее, притча, рассказанная одним человеком другому. В этой притче участвуют даже не люди, а насекомые, ведь всякая притча – это иносказание. Так вот, некое насекомое летит и вопрошает, где цветущий сад, где поле, покрытое цветами. И встречает муху.

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (Литургия). 29 октября 2017 г.

Дата: 
29 октября 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сёстры, предлагает нашему вниманию знакомую притчу о семени и сеятеле. Вот что интересно: неоднократно сталкиваясь с этим повествованием, вниманием своего сердца мы часто проходим мимо него. Господь говорит, что к одним Он обращается притчами, к другим же, к тем, кто способен слышать, Он говорит напрямую.

Мы часто воспринимаем происходящее и услышанное неглубоко. Притча рассказывает нам о том, что сердце может быть и глубоким, и не глубоким. Глубокое сердце, воспринимая Божье слово, принимает его в себя, и впоследствии из него произрастают христианские добродетели – не сами по себе, а как результат большого труда, Божьего и человеческого. Но если человек слушает только внешне, если то, что звучит, остаётся предметом его мысли, но не уходит в область сердца, – так рассуждают святые отцы, – тогда человек уподобляется тем, кто описан в данной притче: слышит, вдохновляется, воспламеняется, но…

Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (Литургия). 14 октября 2017 г.

Дата: 
14 октября 2017, суббота

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, готовясь к этой проповеди, я открыл книжку одного из уникальных преподавателей Московской духовной академии, почетного профессора Константина Скурата. Это знаток патрологии – наверное, лучший из всех сегодняшних преподавателей и личность выдающаяся. Я вспоминаю его на службе: он стоял с палочкой в алтаре, присаживаясь в какие-то моменты, так как был в преклонных годах, но, что интересно, во время евхаристического канона он палочку откладывал и становился на колени. Знаете, вот на таких людей смотришь и понимаешь, что они – носители традиций. Безусловно, традиции можно передать и через книгу, но главная передача – передача живьём, личным примером, не напоказ, а очень глубоко и искренне.

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (Литургия). 15 октября 2017 г.

Дата: 
15 октября 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы услышали несколько стихов евангельского чтения от евангелиста Луки – с 31-го по 36-й стихи, совсем немного. Этот текст не всегда воспринимается и толкуется верно: рассуждения о долгах и о том, что даётся взаймы, многими воспринимается буквально. Здесь стоит пояснить, что отдавать то, что ты взял в долг, действительно нужно, а нести ответственность за то, что ты принял, поистине необходимо. Но при более широком рассмотрении речь идёт о другом: здесь говорится о наших обидах, о том, что, находясь в состоянии страстности, мы часто не готовы прощать. Если мы и пытаемся это делать, то нередко всё равно носим внутри себя занозу, отравляющую не только нашу жизнь, но и весь мир, с которым мы соприкасаемся, находясь в подобном состоянии.

Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице (Литургия). 8 октября 2017 г.

Дата: 
8 октября 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское чтение, которое положено для сегодняшнего дня – это рассказ о чудесном улове рыбы. Апостолы ловили всю ночь и ничего не поймали, а потом по слову Спасителя забросили сети – и обрели большое число рыб. Здесь, у евангелиста Луки, не указывается, сколько их было, а другой евангелист уточняет: 153 рыбы. Причём они были большими, крупными, и сеть едва не порвалась от такого количества. И апостол Петр в ужасе восклицает: «Господи, выйди! Я не могу находиться с Тобою рядом! Позволь мне ощутить своё ничтожество в присутствии Твоём. Я грешный человек, я не могу быть без Тебя – настолько моя малость содрогается от Твоего величия, потому что я маленький, а Ты – духовно высокий».

Вот, казалось бы, почти всё. К чему призывают нас толкователи Евангельского текста, комментирующие этот отрывок? Мы часто в нашей жизни, нуждаясь в поддержке Божьей, восклицаем, и не просто просим, а требуем от Него: дай мне сейчас! Яви мне, подай!» И если мы не получаем просимого, мы расстраиваемся. И нередко люди ропщут об этом, утрачивая что-то в жизни или не получая просимого.

Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении (Литургия). 1 октября 2017 г.

Дата: 
1 октября 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, мы с вами читали два евангельских отрывка, один из которых был посвящён несению креста – добровольному и свободному решению человека идти за Богом, его готовности пойти на неудобства, связанные с работой над собой. Это самая тяжёлая борьба и единственно правильный путь, потому что, находя в себе недостатки, каждый из нас может от них избавиться, но только с Божьей помощью и только живя по Его правилам, потому что наши правила несовершенны: мы не знаем, как правильно и как верно.

Второе евангельское чтение, рядовое, рассказывает о событии, которое в течение года вспоминается часто: это рассказ о женщине-хананеянке, которая не знала истинного Бога и была язычницей. Во время пришествия в мир Спасителя только один народ был просвещён светом истинной веры и только один народ знал истинного Бога – иудейский народ. Вместе с тем, как сказано у апостола Павла, «в каждом народе ищущий Бога и старающийся жить по Его воле, по совести, угоден и приятен Ему».

Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня (Литургия). 27 сентября 2017 г.

Дата: 
27 сентября 2017, среда

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний день воздвижения Креста Господня имеет канву как внешнюю, так и внутреннюю. Незримая нить Божественного слова протягивается не только к земной жизни Спасителя, к Его крестной смерти и Воскресению: это событие имеет глубокую духовную почву, которая простирается дальше рая. Ещё до создания человека Бог видел непостижимое для нашего ума падение того, кого Он создаст. Не только падение, но и предательство. Трудно признать себя предателем, но из стоящих здесь нет ни одного не предателя, а первый предатель здесь я. Священник, выходя из алтаря, должен возгревать в себе чувство своего несовершенства – иначе то, что ему надлежит делать, он будет совершать лишь механически. Так же и христианин: приходя в храм, он должен понимать, зачем он туда приходит и что он предполагает там получить, что он, взяв, должен вынести и как должен потратить полученное.

Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (Литургия). 21 сентября 2017 г.

Дата: 
21 сентября 2017, четверг

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, в день праздника Рождества Божьей Матери, мы с вами можем задуматься над тем, насколько значимо было событие, вместившее в себя понимание рождения в мир Бога.

Рождение юной Девы было фактом приготовления человечества к Божьей милости. Знаете, бывает, испачкается дорогая вещь – и становится её жалко. Хозяйка ищет возможность привести её в порядок: стирает, отбеливает, бережёт… Когда удаётся эту дорогую вещь восстановить, она радуется, а если не удаётся – печалится, потому что жалко. Когда человек оступился и ушёл с Неба, лишившись небесного рая, постоянного общения с Богом, это было страшно, и, слава Богу, мы с вами этого в полноте испытать не можем: мы уже в ином состоянии. Но вот человечество, которое жило до прихода Христа, испытывало состояние страха, уныния и угнетённости. То лучшее, что мир дал Богу, преподнёс Ему как дар, – это рождение Пречистой Девы.

Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы (Литургия). 28 августа 2017 г.

Дата: 
28 августа 2017, понедельник

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

День Успения Матери Божьей, дорогие братья и сестры, – это день, имеющий отношение к великой Пасхе. И Воскресение Христово – это самое главное событие земной жизни Спасителя, после воплощения, прошествия Им пути воздержания и примера, показанного этим каждому из нас и открывающего перед нами перспективу великой вечности.

Вошедшая в Небесный Рай Царица Небесная даёт нам возможность задуматься о том, настолько важно каждому из нас хранить своё сердце. В Священном Писании есть такие слова: «Паче прочего береги сердце своё, ибо оттуда помыслы исходят». А вместе с тем сердце – это то место, которое можно осквернить недобротою своего внутреннего мира и неготовностью жить по Божественному Закону.

Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (Литургия). 10 сентября 2017 г.

Дата: 
10 сентября 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

И вновь, дорогие братья и сёстры, мы с вами, открывая Божественное Евангелие, обращаем свой мысленный взор к той духовной трапезе, которую Господь сегодня приготовил в притче о званых на пир. Вникая во внутренний смысл сказанного, давайте задумаемся над тем, о чём здесь идёт речь.

Перед нами те яства, которые Господь предлагает нам положить в своё сердце. Те, кто призван на этот пир, – мы с вами, те, кто имеет представление о христианской жизни, кто крещён во Христово имя, те, кто должен учиться жизни по Его заповедям.

Что предлагает нам Божественный Учитель? Он предлагает не только разделить с Ним радость этого пира, но и приобщиться к этой радости. «Разделить» и «приобщиться» – разные понятия. «Разделить»: взять своё и, присовокупляя к своему, своё оставить. «Приобщиться» – оставить свою радость и войти в радость другую, и, входя в неё, сделать её своей. Это совершенно разные понятия. Иными словами, Бог предлагает нам отказаться от своей радости, от той радости, которая несовершенна.

Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице (Литургия). 3 сентября 2017 г.

Дата: 
3 сентября 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Притча о злых виноградарях, дорогие братья и сёстры, предложенная сегодня, вводит нас в понимание всей истории человечества. Рассказ этот – иносказание, предлагающее слушателю осознать событие, имеющее отношение не только к этому миру в целом, но и к каждому человеку, к смыслу его жизни. Когда Господь созидал этот мир, Он устраивал в нём всё необходимое для того, чтобы человеку было хорошо (мы читаем в Священном Писании о том, что видел Бог, что «сие есть благо»). И, имея благосклонность и любовь к человеку, Он устроил в этом мире всё так, чтобы было всё добро и мирно, и чтобы Царство Божие было человеком востребовано.

Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (Литургия). 27 августа 2017 г.

Дата: 
27 августа 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы вновь обращаемся к диалогу богатого юноши со Спасителем – с Тем, Кто создал этот мир, дал людям жизнь и готов отвечать на их вопросы. Немало вопросов имеет человек к Богу, но, бывает, очень по-разному он их Богу задает. Вот и этот юноша, имеющий некий багаж благочестия, обращается к Богу, как к Учителю, признавая в Нем некоторую часть того, что он способен видеть, но он не имеет глубины понимания того, с Кем разговаривает. Так, бывает, и сын, забывая о благочестии и послушании родителям, может позволить себе недолжное общение (что есть плохо) с теми, кто дал ему жизнь, а точнее – через кого Бог дал жизнь человеку. Вместе с тем, признавая превосходство над собою и учительство Того, к Кому обращается сей юноша, он вопрошает: «Что нужно мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?».

Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (Литургия). 20 августа 2017 г.

Дата: 
20 августа 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Иной раз, дорогие братья и сёстры, одно и то же происходящее в нашей жизни событие остаётся за пределами нашего понимания. В то же время есть ряд событий, которые, происходя регулярно, приучают нас к некоторой системе – так постепенно вырабатывается навык к тому или иному действию или поступку. Постепенно научаясь чему-то, человек многое начинает воспринимать иначе. Вот и евангельское слово с ежегодным постоянством ставит нас перед одним и тем же отрывком для того, чтобы, вновь повторенный, этот отрывок снова ввёл нас в понимание смысла прочитанного.

Притча о господине и должнике, а также о том, кто был должен прощённому господином должнику, большинству стоящих сейчас здесь хорошо известна. Многое прощённое человеку – и совсем малое, не прощённое им самим своему ближнему, – вот внешняя канва этой притчи, но всякая притча – это иносказательный рассказ, предполагающий особенный внутренний смысл. В Евангелии таких смыслов много, и, по степени духовного просвещения человека, мы поднимаемся всё выше и выше по тем духовным этажам, на которых нас ожидает потрясение от прочитанного и осознанного.

Проповедь в день праздника Преображения Господня. 19 августа 2017 г.

Дата: 
19 августа 2017, суббота

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Отмечая день Преображения Господня, мы с вами входим в высоту того богословия Православной Церкви, которое утверждается не на мудровании земной философии, а на Божественной Истине. Той Истине, которая, будучи духовной, воплотилась в этом мире, той Истине, имя которой – Христос. Являя потрясающий, непостижимый для ума пример любви и мудрости, мужества и уважения к ближнему, эта Истина показала высоту и чистоту света Божественного в Теле человеческом. Именно это Тело Господь показывает Своим ученикам на Фаворе, именно через это Тело является в мир Божественная слава.

Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице (Литургия). 6 августа 2017 г.

Дата: 
6 августа 2017, воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Чтение Евангельского отрывка сегодняшнего дня, дорогие братья и сестры, напрямую связано с тем событием, которое вспоминалось неделю назад. Но есть одно важное обстоятельство, имеющее отношение к духовной жизни каждого из стоящих здесь сейчас. Я бы хотел попросить вас вспомнить внутри себя, в сердце, о чём читалось Евангелие в прошлое воскресенье.

Если мы с вами не можем вспомнить, о чем оно читалось, значит, что-то не так было прожито нами на этой неделе. Хозяин дома, хозяйка, любой отвечающий за что-то человек определяет для себя некую перспективу вперед на проживаемую им неделю: на работе, в учёбе, в делах отдохновения на каникулах, в отпуске или в дачное время он непременно ставит перед собой какие-то задачи. Как он будет проживать это время?

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице (Литургия). 13 августа 2017 г.

Дата: 
13 августа 2017, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вспомнилось одно поучение, дорогие братья и сёстры, которое меня когда-то, когда я ещё не был священником, поразило. Я был тогда студентом духовной школы и прочитал в одном патерике-отечнике рассуждение, с которым потом в той или иной форме изложения сталкивался неоднократно. Рассуждение было о важности толкования Божьего Слова и значимости проповеди после Евангелия, которая для стоящего в храме человека оказывается важнее просто самостоятельного чтения этой книги.

Почему? Потому что настраивающийся на службу священник, входящий в некое состояние, является проводником того Божьего Глагола, который для стоящих в храме становится, посредством этого священника, доступным. Но только тогда, когда они ищут возможность его познать. Пытаясь настроиться, они также входят в состояние внимания: возглас «Внемлем!», или «Вонмем!», то есть «Внимаем!», предполагает настрой человека на восприятие того важного и значимого, что будет сейчас совершаться; в это важное и значимое нужно войти, то есть сосредоточиться.

Страницы