Протоиерей Андрей Алексеев: «Баллада о духовной борьбе». К 40-й годовщине со дня смерти Владимира Высоцкого

Дорогие друзья, братья и сёстры!

Вновь, как и год назад, имею искреннее желание поделиться с вами некоторыми моими размышлениями в прозе и в стихах, имеющими отношение к творчеству человека, труды и служение которого, о чём мы уже говорили прежде, оказали влияние на жизнь целого поколения его современников и сегодня продолжают интересовать многих людей, ищущих ответы на важные жизненные вопросы – в том числе и на тех дорогах, по которым проходил герой нашего сегодняшнего внимания: актёр, поэт и бард Владимир Семёнович Высоцкий, сороковую годовщину со дня смерти которого мы с вами сегодня не можем обойти стороной.

Чтобы не повторяться, позвольте обратить внимание тех, кому это интересно, на мою прошлогоднюю статью. Прочитав её, вы сможете погрузиться в эту тему, в пространство рассуждения о взлётах и падениях, о поиске, сомнениях и вообще жизни этого хорошо известного нам и, признаюсь, очень дорогого для меня человека, немало повлиявшего и на моё творчество, о чём я уже говорил ранее.

Среди многих песен Высоцкого лично для меня особое место всегда занимала «Баллада о борьбе», и сейчас, по прошествии ряда лет служения в священном сане, она по-прежнему привлекает меня. Однако, имея большое желание подумать над переосмыслением данной темы и изложить её в том же формате «исповеди моего современника», как это было сделано мною с песней Высоцкого «Я не люблю», на протяжении достаточно долгого времени я останавливался, потому что мне не хватало особого внутреннего градуса напряжения, необходимого для того, чтобы решиться на эту работу. Это сродни ощущению, когда ты подходишь к какому-то очень большому, серьёзному, основательному делу – и чувствуешь, что пока не готов. Снова подходишь, примеряешься – и понимаешь, что опять не время. А вот тут, после пережитых нами карантинных событий, что-то сложилось, и я почувствовал, наконец, готовность подойти к этой теме и рассмотреть её более пристально, чтобы затем поделиться с вами, дорогими для меня людьми.

Но прежде позвольте немного порассуждать о самом тексте. В бытность мою студентом богословского университета мне посчастливилось посещать специальный курс по текстологии Марины Андреевны Журинской – главного редактора богословского журнала «Альфа и Омега», признанного на тот момент лучшим в стране. Марина Андреевна была уникальным специалистом, знающим немало европейских языков, прекрасным филологом, обладавшим уникальным даром слова, в том числе и печатного. И она взялась за нас, добровольцев этого курса, основательно и серьёзно. Нам было очень интересно и по-хорошему трудно. Я до сих пор вспоминаю занятия у неё в квартире, в сталинском доме на Новослободской. Это было незабываемое время, когда от работы с текстом ты получал колоссальное удовольствие, а ещё нередко получал «по мозгам» от этой «железной леди», которую мы, тем не менее, очень любили и к которой сознательно шли именно для того, чтобы правильно «получить по мозгам». Зато какие горизонты открывали эти занятия и вразумления! И среди текстов, которые мы разбирали, присутствовали в том числе и песни Владимира Семёновича.

Это, так сказать, в качестве пролога. А по сути – предлагаю каждому из вас послушать песню «Баллада о борьбе», а затем внимательно прочитать её текст и комментарии к нему.

 

 

Тезисный анализ стихотворения В.С. Высоцкого «Баллада о борьбе»

Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Речь в стихотворении идёт о послевоенном поколении, представителем которого является и сам автор.

Строка «Средь оплывших свечей и вечерних молитв» отсылает к представлению о священном, сакральном пространстве и даёт понять, что, несмотря на разгар советского времени, христианское наследие и духовная культура не были чужды людям той эпохи.

Слова «средь военных трофеев» говорят о том, что память о войне занимает особое место в жизни людей того времени. «Мирный костёр» – символ домашнего очага, тепла и уюта.

Далее автор рассуждает о себе и своих сверстниках, которые, в отличие от их отцов, узнавали жизнь, её тяготы и лишения больше по книгам, чем через непосредственный опыт. Какие-то житейские обиды и разочарования казались им катастрофой, в то время как их отцы и старшие братья, прошедшие ужасы войны, знали цену мирному небу над головой.

Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Детям свойственно стремиться преодолеть свою детскость, поскорее вырасти. В этом стремлении смотреть на всё по-взрослому и поводы для драк воспринимаются с особенной серьёзностью. Но на самом деле они жили, не зная настоящих бед, окружённые родительским вниманием и заботой, имея возможность уделять время тому, что нравится.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз.

Чтение составляло важную часть жизни, оно увлекало и наполняло внутренний мир ребёнка, заставляло мыслить, чувствовать, испытывать состояние вдохновения, стремиться к прекрасному, мечтать о подвигах.

И кружил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.

«Запах борьбы» (читай: войны, преодоления трудностей) приходит в мир ребёнка через книгу, становится как бы близким, понятным. «Пожелтевшие страницы» указывают на преемственность поколений: до них эти книги уже читали их родители, а может быть, бабушки и дедушки. Чтение таких книг вводит ребёнка в духовную и культурно-историческую струю своего рода и, шире, народа.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

Речь идёт о пути познания и становления личности через книгу.

Противопоставление воинственного клича и воя призвано показать разницу между истиной и лукавством, подменой: эти дети живут полной жизнью и постепенно учатся различать ложь и правду, искренность и фальшь.

Перед ними постепенно раскрывается внешний и внутренний смысл войны, встают вопросы: за что можно и нужно бороться? за что можно и нужно быть готовым отдать свою жизнь? – и складываются ответы на них. Через это идёт постижение нравственных категорий – понятий совести, стыда, долга, чести.

А в кипящих котлах прежних воин и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов.

История оживает в мире воображения ребёнка, даёт ему богатую пищу для познания мира и самого себя. Он вдумывается, мыслит. «Кипящие котлы» призваны передать не только накал борьбы и страстей в исторической ретроспективе, но и внутреннее душевное неспокойствие, бурление, жажду истины и справедливости, возникающие в душе юного человека.

Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

Смелость и трусость, верность и предательство – с помощью игры эти понятия становятся для детей осязаемыми, обретают смысл через личную сопричастность.

Дети мечтают о героизме, о подвигах, стремятся к нравственной высоте; в шкуре предателей быть никому не хочется, поэтому на эти роли назначаются враги – может быть, личные, а может быть, и общественные.

Упоминание имени Иуды как олицетворения отрицательного героя свидетельствует о том, что, как уже говорилось выше, евангельские образы были знакомы детям: через родителей, бабушек и дедушек они впитывали традиционные для русского народа нравственные идеалы, основанные на Священном Писании.

И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.

Предательство, трусость и прочие неблаговидные поступки (то есть зло) не остаются безнаказанными – они осуждаются и караются «книжными детьми». Борьба со злом ведётся «по горячим следам» – иначе, упустив время, можно забыть, «потерять след» человека, сотворившего зло, и тогда справедливость не восторжествует.

Через образ «прекрасной дамы» даётся отсылка к идеалам рыцарства и вводится понятие любви – возвышенной и прекрасной, достойной совершения подвига, то есть такой, какая и подобает настоящему рыцарю.

И дpузей успокоив и ближних любя,
Мы на pоли героев вводили себя.

Снова отсылка к Евангелию: ближний – евангельская категория, любовь к ближнему – одна из двух главных заповедей христианства. То есть, стремясь к высшим идеалам, дети, осознанно или нет, равняются на Евангелие. В этом стремлении они пытаются примерить на себя роль героя – человека, готового на подвиг, на жертву ради друзей и ближних.

Интересно восприятие друзей: друзья – это не просто товарищи по играм, это тоже ближние, отношение к которым должно быть чутким и заботливым.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать,
Кpаткий век у забав, столько боли вокруг.

Но всему своё время: мечты, игры – прерогатива детства и юности, но наступает время взрослеть и переходить от мечтаний к делу, к преображению мира, к исцелению чужой боли.

Попытайся ладони у меpтвых pазжать
И оpужье принять из натруженных рук.

Принять оружие из рук мёртвых – момент преемственности. Жизнь – это бой, и ты должен сделать усилие, взять орудие борьбы и продолжить дело своих предков.

Руки у мёртвых натруженные – то есть они долго шли по этому пути и полегли в трудах, не выпуская оружия. Этим подчёркивается, что бороться надо до конца, не сдаваясь, даже из последних сил.

Испытай, завладев ещё тёплым мечом
И доспехи надев, что почём, что почём.

Приняв эстафету от предков, вчерашний мальчик отправляется в большой мир навстречу реальным жизненным вызовам. В этот момент начинается уже опытное, а не через книгу, познание жизни.

Доспехи – символ готовности к борьбе, отстаивания своих идеалов и достижения целей, а через это – поиска себя.

Разберись, кто ты – тpус иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус настоящей борьбы.

В процессе этой борьбы настаёт «момент истины»: проверка того, насколько ты соответствуешь своим идеалам и той роли героя, которую примерял на себя в игре.

И когда pядом pухнет изpаненный дpуг
И над пеpвой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдpуг,
Оттого, что убили его, не тебя,

Во взрослой жизни вчерашние дети сталкиваются не только с реальной борьбой, но и с реальными, неигрушечными потерями.

Друг умирает израненным, то есть по примеру предков принимает смерть, сражаясь до последнего вздоха. Друг выдержал главный экзамен, умер героем.

А оставшийся в живых ощущает тяжесть этой утраты до потребности взвыть, до ощущения обнажённости, отсутствия кожи. И в то же время здесь присутствуют муки совести: умер он, а не я. Возможно, я приложил меньше усилий в борьбе? Может быть, где-то я поддался трусости? Но, так или иначе, перед тобой пример друга, и у тебя нет права сойти с дистанции – во имя его памяти надо продолжать сражаться.

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал – это смерти оскал,
Ложь и зло – погляди, как их лица грубы,
И всегда позади вороньё и гробы.

Оскал смерти страшен, но зато он даёт понимание того, как и с чем вести борьбу. Ложь и зло – это путь к смерти, поэтому с ними надо бороться в первую очередь.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если, руки сложа, наблюдал свысока
И в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём.

Если ты не познал истину и не прошёл испытаний, если наблюдал за происходящим со стороны, не боролся с ложью и несправедливостью, если не выдержал экзамена жизни, если ты жил для себя, значит, жизнь прожита тобой бессмысленно.

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почём,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

В заключительном четверостишии автор возвращается к той теме, с которой начиналось стихотворение. Мы как бы проходим вместе с героями, «книжными детьми», путь от детской увлечённости книжными образами, от мечтаний и игр через юность, взросление и испытания к той оценке, которую даёт им жизнь по итогам этого пути.

Если, следуя за отцами и сражаясь за правду, не сходя с дистанции, несмотря на боль и слёзы, ты постигаешь цену своим идеалам, значит, жизнь прожита не напрасно.

Эти нравственные ориентиры, мечты и стремления, за которые и велась борьба, закладываются с детства – через семью, окружение и игры, и задают вектор развития личности, вектор движения человека по этой жизни. А для поколения, о котором говорится в стихотворении, определяющую роль в этом смысле играли книги, откуда дети черпали высокие идеалы и примеры для подражания.

Нравственная проблематика стихотворения вводит читателя в контекст христианского понимания долга, совести, чести и любви. Таким образом, в этом произведении, относящемся к советской культуре, мы видим отблески рая, Небесного Царства и света Христовой истины.

_________________________________________________________________

Да, у кого-то из читателей возникнет законный вопрос: действительно ли именно об этом думал сам автор, действительно ли этот смысл вкладывал в то, о чём писал? И вот здесь требуется важное замечание. Давайте мы с вами, памятуя поучения преподобного Паисия Святогорца, постараемся быть пчёлами, а не мухами.

Перед нами, безусловно, произведение, в котором присутствуют христианские мотивы. Оплывшие свечи, вечерние молитвы, предательство Иуды, глубокие нравственные основы, высота подвига, о котором в Евангелии сказано, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Откуда всё это? И разве нам с вами, ежедневно читающим Евангелие, это не понятно? И разве сегодня, молясь о человеке, который искал, шёл, пел и вдохновлял людей, мы не должны увидеть лучшее, главное, истинное? Ведь, заразив многих из нас своим неравнодушием, он сегодня пожинает плоды в том числе и нашего внимания к его творчеству, к лучшему в его творчестве, к тому главному, о чём когда-то написал церковный писатель Тертуллиан – что каждая душа по природе своей христианка. И это правда.

Рассуждая таким образом, я хотел бы предложить вашему вниманию моё новое стихотворение, вновь посвящённое Владимиру Семёновичу, которое называется «Баллада о духовной борьбе (исповедь моего современника)».

Надеюсь, дорогие, что в сердцах тех, кто дочитал эту статью до конца, данные рассуждения всколыхнут те внутренние чувства, которые сподвигают человека искать высоты, стремиться к свету и работать над собой, призывая в помощь Небесного Отца. И давайте снова помолимся о упокоении души приснопоминаемого раба Божиего Владимира, чтобы, как мы поём на панихиде по усопшим, Господь простил ему все согрешения вольные и невольные упокоил его душу со святыми в месте светле, месте злачне, месте покойне, идеже нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания…

Баллада о духовной борьбе (исповедь моего современника)

Далеко от свечей и вечерних молитв,
Среди внешних трофеев и страстных костров,
Жили мы, проигравшие множество битв,
Не вникая в причины своих катастроф.

Если совесть жива, есть и скромность, и стыд, –
Пусть людская молва славит или клеймит, –
Но Христа мы встречали в таинственный срок,
О любви узнавая из евангельских строк.

Лезли помыслы к нам про удары судьбы
И пугали прилогами демонских фраз…
Мы азы постигали духовной борьбы
В книгах тех, кто боролся и верил до нас.

И пытались вместить хоть немного о том,
Как врагов нам прощать и идти за Христом,
Кто Такой есть Господь, от чего Он нас спас
И какой будет спрос на Суде Страшном с нас.

А в кипящих потоках мирской суеты,
Предавая и падая, чтобы вставать,
С Богом нашим мы искренне были на «Ты»:
Мы в Христа покрестились, чтоб смерть побеждать.

И, греховным следам не давая остыть,
Торопились мы в храм о прощенье молить.
Воздевали мы руки, о скверне скорбя,
Через слезы и муки смиряя себя.

От борьбы над собой всем нам не убежать,
Краткий век человека – не так ли, мой друг?
Со Христом нужно беса ладони разжать,
Чтобы ближнего вырвать из дьявольских рук.

Потерпи, помолись ты о ближнем своём,
Во Христа облекись – с Богом легче вдвоём
Обрести Чертог вечный в небесной судьбе,
Мир стяжая сердечный в духовной борьбе.

И когда твой смертельно израненный брат
Загрустит, от уныния душу губя,
Ты ему объяснишь: нет дороги назад –
Сам Господь впереди ожидает тебя.

Ты поймёшь, что успел обогреть, накормить…
И от дьявольских стрел заслонить, защитить.
Ложь и зло с поля битвы, поверь, неспроста
Прочь бегут от молитвы, боятся поста.

Если Крови и Тела Христа не вкушал,
Если Божие дело ты не совершал,
Если ты поленился в духовной борьбе, –
То покоя лишился в небесной судьбе.

Если, путь осеняя широким крестом,
Воду новозаветную в сердце вмещал,
Если в жизни своей честно шёл за Христом,
Верь, с Ним будешь в раю, как Он нам обещал!

Протоиерей Андрей Алексеев

25 июля 2020 г.