Евангельское чтение:
Лк. 5:1-11
Лк. 1:5-25
Дорогие братья и сестры! Кто из нас в жизни не испытывал состояние, когда столько сил потратил, а ничего не получил? Состояние это неприятное. То ли дело, когда получил: здесь сразу ты и весел, и можно пошутить. А вот если не вышло... А если от этого зависит твой уклад жизни, пропитание и благосостояние семьи? А если простой человек, рыбак, ничего не поймал и возвращается обратно утром? Что скажет жена? И это ещё смотря какая жена. Одна ласковая и нежная, а другая сварливая и быстрая на недоброе слово. Одним словом, речь о слове.
Возвращались апостолы с неудачной рыбалки. Встречает их Господь и предлагает им совершить странное действие. Всякий профессионал знает, как делается какое-то дело. И всякий опытный рыбак знает, во сколько нужно встать, где нужно ловить, опять же — прикормка, ну и много другого, от чего зависит, состоится или не состоится эта рыбалка. И вот она не состоялась – это уже крах. Пусть маленький, но рыбаки и апостолы по-разному переживают эту неудачу. И вдруг звучит слово, которое за границами здравого смысла. Вот здесь, сейчас, в том месте, где не клюет, в то время, когда ничего уже нет, потому что рыба ушла, Он предлагает забросить сети в глубину.
Вы знаете, такой глупый совет опытный рыбак непременно отвергнет, потому что это бессмысленно. Более того, в этом предложении уже явно понимание, что перед тобою полный дилетант. Представляете состояние апостолов? Вернулись – ничего не поймали, есть нечего, настроение скверное, жена дома ждёт… Ну представляете? Первая мысль, что приходит в сердце (апостолы утверждают, что из сердца исходят мысли): «Ты соображаешь, что говоришь? Куда забрасывать? Сейчас, что ли? С ума сошли?» То есть более абсурдного предложения представить невозможно. И за этим должна последовать полная дискредитация того, кто предложил подобную нелепость. И более того — ведь опытный начальник никогда не даст приказ, понимая, что его невозможно выполнить. Это первое, а второе: что должно водить человеком, чтобы он, будучи профессионалом, опытным мастером своего дела, всё-таки послушался? Представляете? Зная, что по логике вещей это абсурд, то есть полная невозможность. Но апостолы слушаются, то есть к этому моменту в их сердцах находится что-то, что сподвигает их доверять Тому, Кто говорит. Вот почему Иоанн Златоуст утверждает, что вера – это не только знание, что Бог существует, это ещё и доверие Ему и верность Ему.
Зачем мне воскресная служба? Ну к чему так часто исповедоваться? Почему нужно просить прощения? А если не получается принять ошибку, где я не доработал? Не он или она, а я не доработал. Почему не складывается что-то? Из-за кого? Из-за меня? Ну конечно! Только из-за тебя. Если ты настроишься на эту волну доверия к Богу, то в абсолютно неурочное время, без поклевки, без рыбного места, без прикормки, без суеверного поплевания на червячка… Ну, вспоминайте, у кого было? Некоторые ой как плюют. Это же самое главное, как в книжке про Буратино: «Крэкс-фэкс-пэкс!» — и ты уже в стране дураков. И уже готов принять чей-то вызов, чьё-то слово для тебя важнее Божьего. Ты же поверил в это? Что ты сплевываешь? Какое плечо там?
Я знаю случай. Здесь, в Бутово, на Скобелевской улице женщина попросила квартиру освятить. И с порога: «Батюшка! Будьте осторожны в моей квартире. Тут такое происходит! У меня видения. Пять раз уже было». Я прошёл по комнатам, посмотрел — в каждой комнате висит какой-то бесенок. Этот для богатства, этот для счастья и так далее. Я ей сказал с теплотой: «Знаете, меня не удивляет, что у Вас были видения. Удивляет только одно: что всего пять. Маловато, при обилии ваших оберегов и доверии той силе, которую Вы уже ждёте в вашем доме. Вы же ей доверяете, Вы же ей присягнули. У Вас в доме стоит запыленная Библия — и вся в закладках большая книга заговоров, на одной полке». Одна для красоты, в дорогой обложке, Библия, не открывалась ни разу, а другая — вся в закладках. Я тоже взял её, открыл, а потом забрал её как вещественное доказательство. С разрешения, конечно. Принёс в семинарию и зачитывал студентам на лекциях самые засаленные страницы. Чьё слово звучит в жизни человека? Кому он верит? Какой закон исполняет?
А здесь? Они забросили, и дальше — вот это состояние профессионального чутья, потрясение от невозможности и факт бесспорный – рыбы много! Ну представляете? То есть это невозможно, а оно возможно. Есть в науке такое понятие — «антиномия», то есть полная невозможность, а оно произошло.
И вот сегодня перед нами рассуждение о слове. Какому слову и чьему слову в жизни я учусь доверять? Это же целое искусство — доверие к слову. Когда наше слово ничего не стоит, когда мы его давно осквернили разным непотребным, то что удивляться, что нам кто-то не верит? В то же время, рассуждая о смысле жизни, человек-христианин оказывается перед неким выбором: Верю ли я Богу, доверяю ли я Ему, являюсь ли верным? Вот в чём вопрос.
Сегодняшнее Евангелие — ну да, конечно, про рыбалку, про снасти и удочки, про лодку и весла, про ранний подъём и продукты для пикника на природе. Потрясающая картинка из жизни многих людей, которая оживает только тогда, когда сердце человека откликается на слово. На слово жизни или слово смерти. И тогда, забрасывая свои сети с доверием в то море, в которое Господин наш нам предлагает забросить, мы ловим там то, что заслужили. И порой удивляемся, потому что совсем не рассчитываем на подобный улов. А в какой-то момент даже не удивляемся, потому что привыкаем жить по ложному слову.
И вот — очень большая тема для всякого стоящего здесь и готового внимать Божьему глаголу. Чьё слово для меня в моей жизни отзывается готовностью довериться Ему? На чьё слово откликается моё сердце? И если сегодня я честно признаюсь себе, что я плохо Богу доверяю – этот день уже не напрасно прожит. От него можно оттолкнуться и уже, помолчав, подумать, в какую сторону я ещё могу направить мою лодку жизни, какие снасти, с какой командой и, самое главное, что в финале? Где та гавань, где тот порт, где место назначения, куда я предполагаю добраться, ведомый чьим-то словом. И кто встретит меня там, в этой гавани? Каким словом обласкает, приголубит, утешит или осквернит.
Какая глубокая тишина в этом смысле, какая интересная история. Не правда ли? Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев