Дорогие братья и сестры! Очень сложно рассуждать о сегодняшнем событии. Речь идёт о глубине веры и о глубине духовной жизни.
Мы порой все застреваем на ранних ступенях нашего религиозного делания. Наша страстность не пускает нас, мы сами ограничиваем себя.
Потому что не входим в систему духовного делания, включающую в себя ежедневный труд и подвиг. Без этого христианин не растёт.
Я помню, как меня просто ударили слова мужа апостольского Ерма. Ему Господь дал пророческий дар, и через него Он обращается к нам и говорит: «Я так тебя люблю, что не остановлюсь до тех пор, пока не сокрушу костей твоих». Настолько Я тебя люблю, что буду бить тебя, погружать в страдания, в болезни, в скорби, чтоб ты проснулся и стал работать, грести, иначе ты пропадёшь. Так и сказано в писании: «Кого люблю, того наказываю». Зачем? Чтобы пробудить к деятельности, к пониманию смысла жизни.
По слову нашего выдающегося богослова, святой жизни архипастыря, московского митрополита, а ныне – Святителя Филарета Московского, в комфортных условиях человеку спастись невозможно. Господь ставит нас в неудобное положение, чтобы мы стали трудиться и вошли во Святая Святых, в общение с Ним, в полноту возраста Христова. Что это значит? Постепенно возрастая в вере, то есть живя по Божьему Закону, мы вошли в то понимание смысла христианской жизни, которое Бог вкладывает в нашего внутреннего человека, который от пут освобождается и нас созидает новыми людьми. В нас Христос отражается. В нас есть образ Божий, подобие Божье, затемнённое и искажённое, и только при определённой температуре, при усилии, при трудностях, идя в верном направлении, мы освобождаемся от лени, трусости, мерзости, свойственной нашему естеству.
Мы очень затемнены, мы очень плотные, облечённые в очень основательные кожаные ризы, очень земные, очень поверхностные. Если в эту сторону не смотреть, не идти и через боль не преодолевать, то это невыносимо тяжко, от этого хочется сбежать, ибо за это мучает совесть, и хочется не позволить кому-то вообще об этом вести разговор, потому что это травмирует нашего падшего человека, ветхого человека, он не хочет сражаться. Он хочет найти любой повод, чтобы сойти с дороги и не бороться. И как только он начинает искать Бога, дьявол перед ним открывает массу аргументов, но ложных. Дьявол никогда не отступится от этого. И Бог попускает ему нас бороть. Более того, Бог постепенно борцу даёт победу, но тому, кто не борется, нужно знать – он проиграет, он обречён, это путь в тупик.
Иоанн Лествечник говорит в первую очередь молиться о врагах: они наши большие помощники, они первые замечают наши недостатки и показывают, на что нам надо внимание обратить. Это бывает невыносимо больно, но это правда.
Если не включать добрые помыслы, если не включать Святых отцов, есть величайший соблазн для христианина – застрять в очень поверхностном христианстве: надел крестик, хожу на исповедь, а обиды не прощаю, за обидчиков не молюсь, совесть усыпил, живу кое-как и полноценной духовной работы не веду.
День такой сегодня – Введение во храм, а я сам становлюсь храмом, в который Господь должен войти, я готов ввести Бога в себя? Он-то с крестом стучится, а я-то – с комфортом... Он рассказывает, что за этим неудобством наступает удобство, только духовное, состояние радости и сладости, через боль и скорбь. Но человек пугается этих понятий, он держится за эту жизнь. Он устроился здесь, хочет жить здесь вечно. Ещё бы годик как-то прокряхтеть, пропотеть, провонять... Видите, как дьяволу удалось свить гнездо нашем сердце?
Бог стучится, но не пускает человек крест. Хлеб пускает, масло пускает, блуд пускает, удобство пускает, Бога – нет.
Неудобный праздник донельзя сегодня, братья и сёстры, неудобный. Такой честный, звонкий, болезненный ужасно.
Пусть каждый посмотрит, чего же Он хочет от меня. В чём я могу уподобиться Богу и Богородице, чтобы стать храмом, куда Бога ввести. И, следовательно, с Ним войти в храм.
День Введения – это преддверие Рождества, Рождества в нас. Каждый человек должен добровольно и сознательно либо согласиться в своём сердце зачать Бога, потом выносить Его, по Его Божьим правилам, потом с Ним пройти по жизни и войти во Святая Святых.
Она смогла, пример дан. Дальше – только мой личный выбор. «Да» или «Нет». Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев



























