Семь вопросов о Литургии Преждеосвященных Даров

Великим постом по средам и пятницам в храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров.

В чём отличие этой службы от обычной Литургии? Когда ещё она служится? Все ли могут причаститься на такой Литургии и какие здесь могут быть особенности? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы.

Чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от «обычной» Литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого?

Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной Литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

В последовании Преждеосвященной Литургии:

  • нет первой части полной Литургии – Проскомидии;
  • Литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
  • по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть Литургии оглашенных (последняя её часть имеется и в Преждеосвященной Литургии);
  • на Литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

Когда служится Литургия Преждеосвященных даров?

Литургия преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная Литургия служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.

В Москве по вечерам служат в Сретенском монастыре, в храме Святой Троицы в Хохлах, в храме Всемилостливого Спаса в Митино, в храме Всех Святых на Соколе и некоторых других.

Если причащаться вечером, какой продолжительности должен быть евхаристический пост?

Существуют разные традиции: либо соблюдается обычный 6-часовой евхаристический пост, либо пост длится целый день, то есть с 12 часов ночи накануне.

В какие дни служится Литургия Преждеосвященных Даров?

По средам и пятницам Великого поста, в праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта по новому стилю), в четверг пятой седмицы Великого поста (26 марта в 2015 году), в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы.

Исключения:

  • В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели. Так будет в 2015 году – Благовещение празднуется в Великий Вторник.
  • Если обретение главы Иоанна Предтечи и день памяти 40 мучеников Севастийских приходятся на выходные дни – служится литургия или Василия Великого (в субботу) или Иоанна Златоуста (в воскресенье). В 2015 году так получается с днем памяти 40 мучеников Севастийских, это воскресный день (22 марта).
  • Всех ли причащают за Литургией Преждеосвященных Даров?

    По сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают.

    Кто автор чина Литургии Преждеосвященных Даров?

    Самым распространенным ответом на этот вопрос будет – святитель Григорий Двоеслов. И он же будет не совсем верным.

    На самом деле этому не находится подтверждений – ни в греческих, ни славянских рукописях. Этот чин обычно не подписан там ничьим именем или упоминаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского. Кроме того, в сохранившихся текстах самого святителя Григория тоже ничего такого нет. Однако его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви – освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба.

    Так что авторство чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров имеет условный характер.

     

    Когда и зачем во время Литургии Преждеосвященных Даров звенит колокольчик?

    Звоном колокольчика в некоторых храмах отмечаются важнейшие моменты Литургии Преждеосвященных Даров. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном – поднимаются.

    Первый раз – во время перенесения Святых Даров на жертвенник: читается последняя, третья часть кафизмы, во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

    Второй раз: во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведёт ко Христу так же, как и Великий Пост ведёт к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова. По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их и предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

    По материалам сайта www.pravmir.ru