Проповедь 24 марта 2024 г. в Неделю Торжества Православия (Литургия)

Дата: 
24 марта 2024, воскресенье

Евангельское чтение:
Ин. 1:43-51

Каждый раз в праздник Торжества Православия ловишь себя на размышлениях о том, что вообще обозначает это торжество.

С одной стороны, это память о событии, венчавшем целую череду Вселенских соборов, на которых через людей святой жизни, находившихся в состоянии боговдохновенности, Богом утверждались догматы Святой Церкви. И в этот день мы вспоминаем, как в IX веке после победы над ересью иконоборцев утвердилось почитание святых икон.

Но мы вспоминаем не только VII Вселенский Собор, не только подвиг людей духовной жизни, которые отстаивали чистоту своей веры. Для нас с вами, живущих здесь, в этой стране, необходимо помнить о том, что же такое чистота этой самой веры.

Есть чистота породы – допустим собаки, кошки или некой птицы, животного; есть определённые сословия в разных цивилизациях, которые подчёркивают ту или иную степень человека; есть титулы и звания, есть достижения, подчёркивающие чистоту знания, высоту, остроту и способности ума человеческого. Это всё — область внешнего мира. Особенно в дни, когда совершается беззаконие, вдруг какое-то старое событие заставляет человека, только что пережившего ужас трагедии, осознать: в чём же Торжество сегодня? И вот вы знаете, что очень интересно? За теми событиями далёких веков нами, живущими в этом мире, открывается исповедание веры.

Так случилось, что определённая миссия, имеющая отношение к хранению чистоты веры, была Богом передана сюда, нам с вами. Так сложилось. Это не потому, что кто-то один или двое хорошие, а остальные плохие, это не означает, что в других народах совсем нет благочестивых. Но вот Промыслом Божиим после утраты Западом чистоты веры Москва принимает эту духовную ветвь и становится Третьим Римом. После духовного падения Первого Рима, после крушения Второго Рима – Константинополя, духовная высота и хранение евангельской правды возлагается на русское благочестие. Это совсем не значит, что мы лучше всех. Как только так начинает считать человек – это грех большой, гордыня. Речь идёт о доверии Бога к народу, в котором Он виден в глубине сердец живущих здесь людей. Склонность к праведности больше, чем в иных местах, и только Он может это видеть.

Согласно евангельской традиции, мы с уважением относимся к тем людям, которые нас окружают. Замечательный пример, когда старый подвижник с послушником шли в гору, а жрец-язычник спускался с горы. Юный послушник вёз вязанку дров, а старик-молитвенник отстал от юноши. Первым жреца увидел юный послушник и стал оскорблять его, обзывая язычником и сатанистом. Тогда жрец, крепкий мужчина, избил послушника и, разъярённый, пошёл дальше. Потом он узрел старого монаха и хотел и его избить, а тот улыбнулся, поклонился ему в ноги и сказал: «Мир тебе, добрый человек!» Разъярённый человек был усмирён этими словами, состоянием Торжества Православия в сердце и в устах того, кто укротил этот водопад ненависти. Впоследствии, потрясённый глубиною веры старца, жрец-язычник стал христианином и достиг святости.

Каждому из нас сегодня необходимо остановиться перед тем призывом Божиим, который звучит в веках. Видя способность, склонность к реализации данных от Него талантов в этом народе, Бог дал русскому благочестию хранить чистоту Православной веры. И мы имеем удивительные образцы высоты этого славянского, русского благочестия.

Когда зло восстает и проявляет бесчинство, тем более − идёт первая неделя Великого поста, завершается пятница, только что отзвучали слова песнопения «Да исправится молитва моя», только что мы положили очередные земные поклоны − и как всё это совместить? Вопрос к Богу: «Куда Ты смотришь?» − задаёт человек, который в поиске и ещё не пришёл к правильному ответу. По-земному он прав, но по Божьему − нет. Ибо восстание дьявола на Бога − это восстание против чистоты веры. И смутить дьявол может только того, кто слаб в вере. Победа Богом одержана, и мы читаем в Писании, что волос не упадёт с головы человека без попущения Божьего. У Святых отцов сказано: «Плачь с плачущими и радуйся с радующимися». Поэтому и Священноначалие Русской Церкви, уже в ночи с пятницы на субботу, готовилось к этому сегодняшнему дню, устанавливая специальные прошения о тех людях, которые сейчас нуждаются в молитвенной поддержке, о всех тех, кто пострадал от супостатов. Мы также возносим молитвы о упокоении тех, кого Господь уже позвал на встречу.

Это величайшая тайна – жизнь и смерть человека. «В чём застану, − говорит Господь, − в том и судить буду». Не человек судит, но только Господь. И мы видим, кто первым входит в Рай – благоразумный разбойник, который кается на кресте, получает здесь незримое крещение кровью и переступает порог Небесного Царства.

Мы должны с вами понимать, что борьба дьявола с человеком не закончится, пока не наступит тот момент, когда Господь остановит жизнь этого мира. Есть тайна, ведомая только Ему. И каждого из нас Он ведёт по пути жизни, зная, что дать и для чего дать. Мы только просим Бога, чтобы наглая смерть не похитила нас, чтобы не уйти из жизни без покаяния.

Вспоминаю историю, записанную священномучеником Кронидом Радонежским, последним наместником Троице-Сергиевой Лавры, расстрелянным на Бутовском полигоне в безбожные годы. Он описывает случай начала XX века, когда на постоялом дворе ночевали люди. Ночью скрипнула дверь, зашёл Ангел и с ним двое святых с Чашей. Ангел подходил и показывал, кого причастить во сне. Таких было немного. Затем они ушли, после чего крыша обрушилась. Погибли многие, причастились не все...

Знаете, очень важно осознать для себя, что Бог − хозяин в этом большом мире. И вот сегодняшний день нас ставит перед неким выбором: каков я пред лицом этого Торжества? Я принимаю победу Христа?Соглашаюсь с этим и иду на трудности, несмотря ни на что? Продолжая вести борьбу с тем злом, которое есть в каждом из нас, назидаясь примерами благочестия, готовы ли мы торжествовать со Христом, отстаивая в себе самих эту чистоту веры? Или мы поступаем иначе и готовы сдаться после первого наката того дерзкого зла, которое предлагает нам продаться за чечевичную похлебку?

Поживём с этим и просто подумаем: каков я перед этим вызовом одержанной Христом Победы и что я с этим буду делать? Я лично… Аминь. 

Протоиерей Андрей Алексеев