Проповедь 10 марта 2024 г. в Неделю о Страшном Суде (Литургия)

Дата: 
10 марта 2024, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 25:31-46

После посещения Сербии мне бы хотелось, говоря о сегодняшнем Евангельском благовествовании, обратиться к примеру сербских святых.

Среди немалого количества святых Сербской земли на особой ступени стоят два выдающихся богослова с прекрасным образованием. Каждый из них был жемчужиной, духовным бриллиантом для своей эпохи. Причём они почти наши современники – преподобный Иустин (Попович) и святитель Николай Сербский.

Русское богословие оказывало на православную мысль той эпохи колоссальное воздействие, поскольку в России были удивительные духовные школы. Значение переводов, исследований, отточенность богословской мысли и преподавателей были настолько высоки, что сюда, в Российскую Империю, ехали за получением богословского образования. Русский язык был языком, на котором общались, в том числе, в области богословия.

Так вот святитель Николай Сербский столкнулся с одной интересной историей. Он был потрясающим человеком, который оказал огромное влияние на мировое богословие. Будучи проповедником Божьего Слова за рубежом, он нёс удивительное благовестие, в частности, в Америке. Однажды он сказал блестящую проповедь — а его проповеди поражали разносторонностью и удивительной многогранностью оборотов: образование, речь, знания, мастерство слова и красноречие его были поистине гениальными. После проповеди он обратился к одной женщине в храме и поинтересовался: как ей услышанное? Она ответила: «Вы знаете – это потрясающе! Так здорово, но, если честно, совсем ничего не понятно...». Тогда он пересмотрел мастерство своего красноречия. Он сделал его доступным. И вы знаете, его литературные труды удивительно доступны для понимания! А труды преподобного Иустина (Поповича) глубоки, но сложны, и понять их не всякий может.

Есть ещё один интересный пример, с точки зрения восприятия человеком Божией мудрости. Молдавский старец Паисий Величковский пришёл на Афон. Он искал учителей, искал книги, и именно он является первым переводчиком «Добротолюбия» – труда подвижников духовной жизни. Но перевод его получился таким сложным, язык был столь высок, что читать его простому человеку, малосведущему в богословской науке, было невозможно. И уже впоследствии святитель Феофан Затворник перевёл его труд на более доступный язык.

И вот сегодняшнее Евангельское чтение удивительно глубоко, и о нём, полагаю, стоит рассказать очень просто. Меня когда-то потрясли слова Господа о том, как Он будет судить. Он не спросит человека о его дипломах, даже о его вере, заметьте! Он спросит о деле: «Накормил? Напоил? Посетил? Утешил?» Вы знаете – это потрясающе! То есть Бог смотрит на результат того, о чём человек читал, думал и размышлял. У человека должна быть готовность напитать, напоить, потерпеть, утешить, проявить человечность, ответственность, независимо от того, смотрит на него сейчас кто-то или нет.

Подчас, наблюдая за ближними, мы видим их недостатки — проявляем себя, как мухи, которые ищут в окружающем их мире навоз. Но что ж ты так заточен-то, а? Ты заточен как муха. Ты постоянно брюзжишь. Всё ты недовольный, всё тебе не нравится. Почему же ты так себя ведёшь, что от тебя хочется бежать? Ты приготовишь еду, но есть её не хочется. Ты так подаёшь её, что хочется плюнуть в тебя от брюзжания твоего. Ты невыносим! До чего ты себя довела или довёл, что с тобой тяжко? Почему в твоём присутствии плохо? Цветы вянут, вода портится, потому что человек живёт так, что от него плохо. Вы знаете, вот это рассуждение такое прямолинейное, такое простое и такое основательное.

Я часто вспоминаю слова святителя Василия Великого, которые меня очень трезвят: «Бог покажет, как в мгновение ока, всю твою жизнь, и все эти изъяны будут показаны. Твоя совесть будет там против тебя. Совесть!»

Вот пример из жития святителя Иннокентия Московского. Собрались люди за трапезой, идут достойные, хорошие разговоры. Один человек спрашивает владыку: «Как какого-то человека не пустят в Небесное Царство? Это же Бог. Если хороший отец пускает своего сына, свою дочь, а тут стучится душа – Впусти, Господи! – Как Он не пустит?» И надо же так получиться, что вопрошавшему луч солнца через окно бил прямо в глаза. Так было больно глазам, и он щурился и пытался закрыться от солнца, и ему неудобно было перед большим церковным начальником. Архиерей же сидел спиной к лучу, и спрашивает:

– А почему Вы так от луча солнечного отворачиваетесь?
– Владыка, больно.
– А вот так же и в Царствии Небесном. Не Бог не хочет – сам войти не сможешь.

Мы должны поставить перед собой важную задачу, но не на две недели и не только на пост. Знаете, что очень страшно постом? Постом очень страшен голодный православный христианин. Он страшный человек. Он основательно не ест. Но вы только троньте его где-нибудь!

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Пост без молитвы бесплоден». Это поле вспаханное. Ты вспахал – и взошла твоя ненависть. А если нет молитвы, нет Священного Писания, нет утомления в службе, погружения в Божье слово, рассмотрения себя, а только голод – это невыносимый человек. Он голодный и злой, как Карабас Барабас. И только после того, как он поест, становится легче и ему самому, и его ближним.

Вчера читал Феофана Затворника и встретил слово, уже не используемое в наше время, – «земляность», что значит «приближенность к земле». А ещё есть в богословии такой термин – «кожаные ризы», которые получил Адам после грехопадения. Это плотная приземленность, привязанность к внешнему, к тому, что принадлежит материальному миру.

Был мультфильм такой про птичку весеннюю и про медведя в берлоге. Птичка пела в небе высоким стилем потрясающие песни, а медведь был приземленным существом, сидящим в берлоге. Но этого медведя птичка научила мыслить в сторону изящества. Тогда он написал первые в своей жизни стихи: «Из берлоги шасть – кругом грязь. Одна корысть: чего бы сгрызть?». С этого начинается путь на небо: с готовности замечать свою привязанность к земному. А потом начинается постепенный процесс изменения в человеке. Он начинает Бога звать и учиться искусству читать, думать, мыслить.

Ещё, друзья мои, прошу вас не потерять время, погрузиться Великим постом в чтение и изучение Священного Писания. Я просто рекомендую, иначе это будет беда. Важно не только воздержание телесное, но и наполнение себя чтением Божьего Слова и Святых отцов. Вот поэтому мы устраиваем то, что называется у нас на приходе «Кругосветной парусной регатой по Священному Писанию». Владыка Пантелеимон назвал это лучшим достижением прихода за 12 лет нашей жизни. Мы Великим постом усиленно читаем Библейские тексты и святоотеческие комментарии к ним, соединив внутреннее  духовное содержание с внешней спортивно-морской символикой. И пройдя этим путём, прочитав и наполнившись, ты начинаешь действовать иначе, мыслить по-другому. Без этого ты – жестокий страшный человек, соблюдающий внешние правила и истязающий своих ближних. А Священное Писание – это разновидность молитвы, диалог человека и Бога. Более того, мы добавляем к чтению определённые молитвы о насущном, о важном. В этом году мы молимся о победе, о мире, молимся о нашем храме, о наших семьях. И каждый год по окончании такого поста с глубоким духовным наполнением мы получаем удивительные новости – решается столько вопросов, и больших, и малых, у тех, кто прошёл этим путём!

Вот я сегодня выйду из храма и задумаюсь о том, как я предполагаю поститься. Возможно, посоветуюсь с духовником, чтобы определить свою меру, чтобы подняться в горы и подышать, чтобы в этих горах потихонечку навыкнуть и потренироваться, чтобы к Пасхе потом что-то получить и через какое-то время ощутить, что работает навык полученный. Работает! Как у того Вани из фильма «Морозко»: «А как же она старая-то дойдёт? Она же клюку-то свою потеряла... Надо бы догнать!» И из зверя Ваня стал человеком.

Сегодняшнее Евангелие о человечности: Как ты? Как я? Как мы? Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев