Проповедь 18 февраля 2024 г. в Неделю о Закхее (Литургия)

Дата: 
18 февраля 2024, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 19:1-10

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В дни приготовления к Великому посту мы вновь открываем для себя удивительную многогранную историю о Закхее, который был мытарем и собирал мзду для того, чтобы отдать её оккупантам-римлянам, оставляя себе ту часть, которая кормила его и делала в глазах своих соплеменников презираемым человеком. И вот Закхей сподобляется милости Божией, потому что милость Божия, связанная с возможностью видеть Бога, чувствовать Его и общаться с Ним, открыта каждому.

В этом рассказе маленький человек – маленький и по росту своему, и по образу жизни своему – но носящий великое имя Закхей, что означает «праведность», прилагает к своему бесчинию то состояние, которое Бог видит. Многие годы он воровал, пресмыкался и, будучи умным, талантливым человеком, что называется, устроился в жизни. И хотя он был презираем со стороны граждан древнего Израиля, вместе с тем, он имел и некий почёт. Люди, конечно, плевали в его сторону, но были вынуждены с ним считаться, потому что он имел определённое положение.

И вот так же, как постепенно тает лёд – мы с вами слышали, как падает февральский снег с крыши этого маленького храма, – вот так постепенно тает в человеке и его мерзость, если, конечно, он с ней борется. Признание своей мерзости, признание ничтожества – это сильный поступок. Гораздо проще и привычнее, хвастаясь своими сильными сторонами и достоинствами, забывать, от Кого ты получил талант. Всё, что мы имеем с вами, все наши способности – и внешний вид, и голос, и возможность мыслить, жить, решать разные вопросы, сдавать экзамены большие и малые – всё это дар Божий. Но насколько он приумножается нами и вообще осознается ли как Божий дар – вот в чём вопрос...

Мы часто видим худое в человеке, и первое, что замечаем в нём чаще всего, – это его скверное. Самим себе мы готовы это прощать сразу или вовсе не замечать, а вот в ближнем это для нас очень заметно, тем более, когда человек живёт скудно, ворует много, презираем всеми… Но вот что удивительно: в этом сердце человеческом зреет то чувство, которое в момент прихода в город Иерихон Божественного Спасителя соделывает его готовым к покаянию, причём не только внутреннему, но и внешнему.

Нам с вами бывает стыдно, неловко, неудобно за что-то, когда один, два, три человека смеются над нами, бывает больно. А здесь, когда ты презираем всеми, но ты испытал чувство потрясения от того, что Бог коснулся твоего сердца, ты желаешь Его видеть. И вот этот маленький человек бежит, оббегая всю толпу, идущую за Божественным Учителем, и влезает на дерево. Причём Евангелие описывает его движение по дереву, а святые отцы толкуют о том, что это было.

Вы знаете, бывает, человек просыпается для новой жизни. Я пару дней назад поздним вечером, в праздник Сретения, с нашей молодёжью пил чай. Мы засиделись до времени «за полночь», и знаете, за чем я наблюдал? За слезами в глазах молодых людей, которые, общаясь друг с другом, плакали. Это очень сильное впечатление, когда молодые люди, учащиеся в престижных ВУЗах, уже в жизни своей чего-то добившиеся, плачут. Что сподвигает их к тому, чтобы они не стеснялись своих слёз и своей веры? Встреча с Богом. И готовность об этом свидетельствовать, не стесняясь своих слёз. Я признаюсь честно, для меня в тот день это было самое сильное впечатление. Я исповедовал за ранней Литургией, служил позднюю, потом принимал гостей, решал разные вопросы, поздравлял многих, принимал поздравления. И вот вечером закончились занятия во всех наших подразделениях, пришла молодёжь, и мы пили чай. И, беседуя о нашей вере и о нашей жизни, мы не стеснялись того, что вдохновляло наши сердца.

И вот – человек, который ощутил присутствие Бога в своём сердце, и Бог, идя в толпе, видел именно его и разговаривал с ним через сердце к сердцу. Чувствуя этот диалог, маленький Закхей карабкается на дерево, и все смеются над ним, потому что его движения, его возбуждение, его слёзы выходят за привычные рамки, и это вызывает хохот. «На потеху толпы» – скажет кто-то, не видя его сердца. Он плачет, взбираясь всё выше, у него не получается: он мал ростом, у него обдираются колени, ладони, течёт кровь, и всё это вместе взятое вызывает хохот. С одной стороны, все натерпелись от него – он обирал людей, а с другой стороны, ему нужно понести сейчас то, что он заслужил своим беззаконием. Но никто, ни один человек, не представляет, что сейчас произойдёт. Нам сложно это понять. Для того, чтобы понять, нужно читать сердце.

Христос подходит к дереву, обращается к Закхею в огромной толпе и говорит: «С тобой сегодня в доме буду у тебя». Ну как? У этого мерзавца? Где справедливость?!

Как важно, дорогие друзья, осознавая, что мы в этом мире находимся на экзамене, помнить о важности держать его лично перед Богом. Никто в этом мире не знает наших тайных мыслей, кроме Него. Он читает сердца, как книгу. Вот почему апостол пишет: меня мало беспокоит, что обо мне скажут люди. А вот что Бог скажет? С какими мыслями я вчера засыпал? С чем сегодня я проснулся? Эта неделя, если в процентном соотношении посчитать, как была прожита мною? Кого-нибудь я накормил? А как Бог кормит меня? Я кого-то одел за эту неделю? И вообще думал ли я об этом? Я напитал кого-нибудь? Я провёл время с кем-то, кому нужно было внимание? Я пожертвовал собой, своими минутами, силами, средствами, в конце концов? Я был человечен? Я попытался подняться на это дерево выше своих земных забот? Их было так много… Как всегда.

Но ведь эта неделя приближает нас к Великому посту, и разговор сегодня не только о Закхее и Иерихоне, но и о нас с вами. Каков я? Каков по той праведности, коей именуется христианское делание в нашем обете, данном в Крещении? Я же праведен по этому обету, я же во Христа облечься должен. Но как и с чем сегодня я пришёл сюда? И с чем я отсюда уйду? Как рассказ о Закхее сегодня? Тронет ли моё сердце? Какие цели и планы я поставлю перед собою на этот день и на эту неделю? Я вообще их поставлю по-Божьи или нет? Где то самое? А то самое выражает человек, который решил начать новую жизнь. Если я кого-то обидел, то я исправлюсь, если обокрал кого-то, в четыре раза отдам больше.

Вы знаете, вот этот рассказ читается часто. Очень часто. Представьте себе, священник, приходящий на освящение жилища, читает именно эту историю. Освещает квартиру, дом – и читает хозяевам про Закхея. Бог пришёл к тебе сегодня, в твой дом, чтобы освятить его. Как ты живёшь?

Как-то святитель Иоанн Златоуст написал: «Посмотри вокруг и поищи тех людей, которые пытаются жить лучше». Когда-то очень давно я пришёл освящать один дом, и хозяин хотел честно уйти из дома на это время, но остался по моей просьбе. Пригласила супруга, и я попросил его не уходить. Он сделал одолжение мне – остался. Мы с ним были вместе на молебное, он слышал про Закхея. Он был очень далёким от церковной жизни человеком, занимая очень приличную должность. Прошло время. Сегодня он в нашей трапезной работает. Он готовит еду, и уже накормил после первой Литургии многих, и ещё накормит тех, которые придут туда позже. Сохраняя статус, имея должность, и уже не одну, он считает для себя честью в воскресенье каждый раз приходить в трапезную и готовить еду для людей, вкладывая свои средства, свои силы регулярно. А если у него не получается, он просит прощения: «Простите, что сегодня не получается! Я заботами обременен. Мне стыдно. Я обещал...». Чем не пример? В той земной жизни от глубокого минуса, от эгоизма, от гордыни и себялюбия к готовности вот так…

Вы знаете, для каждого из нас накрыта трапеза в том доме, где Господь ожидает нас. Но Он ждёт, чтобы мы прошли это испытание, некую проверку.

Вопрошает старца ученик:

– Какой самый главный день в моей жизни?

И отвечает ему его духовник:

– Сегодняшний.
– Почему сегодняшний?
– Потому что сегодня всё можно исправить.

И нас Господь не за падения будет судить, а за восстания. Как ты вставал? Как ты сегодня это услышал и как дальше прожил следующий день, грядущую неделю и наступившее лето, чтобы через год в эту неделю о Закхее показать Богу что-то, что изменилось в тебе. Основательно изменилось, глубоко, не поверхностно. Чтобы ушедшие из этого мира люди, твои предки, там, в том мире почувствовали теплоту, и ты согрел бы их. Добрым делом, вздохом, милостыней, покаянием.

Мы сегодня с вами поднялись на удивительную ступень, которая призывает нас задуматься. А для того, чтобы подумать, надо остановиться и помолчать. Каков я с этой историей? Я Закхей. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев