Кто изобрёл ноты?

Издревле музыка передавалась от человека к человеку на слух с помощью голоса или музыкального инструмента. Но при такой передаче любая мелодия постепенно изменялась, теряла первоначальный облик. Запись музыки, или нотное письмо, – великое изобретение, позволяющее сохранить во времени музыкальное наследие человечества.

Самым древним письменным способом считается передача мелодий с помощью пиктографического письма. Такая система существовала в Древнем Египте уже в середине четвертого тысячелетия до нашей эры.

Ученые обнаружили «нотные» иероглифы в текстах египетских погребальных надписей. Эти иероглифы обозначали небесные светила: например, Сириус, посвященный богине Изиде, и Венеру, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени.

В Древнем Вавилоне музыку записывали клинописью. Слоговая запись фиксировала соотношения двух звуков (интервал).


Сирийский исследователь Зияд Аджан восстановил восемь песен финикийского Молельного гимна, записанного 3,5 тысячи лет назад на глиняной табличке. Эта табличка была найдена в числе прочих в начале 1950-х годов на северо-западе Сирии, в местечке Рас Шамра. Некогда здесь находился один из древнейших городов древнего мира – Угарит, период наивысшего процветания которого пришелся на середину II тысячелетия до нашей эры. В это время в Угарите был изобретен первый в мире алфавит.

Сохранилось более 60 памятников древнегреческой нотации (нотного письма) — на папирусе и на камне. Один из них – гимн Аполлону, высеченный на Дельфийском камне. Над стихотворными строчками записана мелодия гимна.

 


В Древней Греции мелодии записывали с помощью букв греческого алфавита, которые указывали высоту звука, но не указывали их продолжительность. К тому же древние музыканты являлись одновременно и композиторами, и исполнителями, а в исполнении главным было импровизационное начало, которое просто невозможно было зафиксировать. Таким образом, древнегреческие музыкальные «документы» – всего лишь приблизительная копия того, что звучало в действительности. Возможно, поэтому при попытках воспроизведения звучания этой музыки многих ожидало разочарование. По впечатлениям одного из видных музыковедов. исследователей того времени, возникало такое впечатление, «как будто кто-то рассыпал полную горсть нот над системой линеек, не задумываясь над тем, куда они попадут. Некоторые места выглядели просто как издевательство над всеми музыкальными ощущениями». Расшифровка и воспроизведение древнегреческих мелодий очень сложно еще и потому, что наше ухо привыкло к темперированному строю, основанному на полутоновых соотношениях, в то время как древнегреческая музыкальная система строилась на более тонких соотношениях, в которых полутон не являлся кратчайшим расстоянием между двумя звуками.

 

 


В средние века для записи духовной музыки использовалось невменное письмо. Невмы состояли из графических значков – черточек, точек, запятых – и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки, мелодические обороты (ходы голоса вверх, вниз, повторение звука), а также характер исполнения. Невмы наглядно изображали мелодическую линию, не указывая точной высоты звуков, и служили для напоминания знакомой мелодии.

Одна из разновидностей невменного письма – русское знаменное письмо (от слова «знамя» – знак).

 


Русские названия «знамений» звучат очень образно: мечик, стрела, двое в лодке, сорочья ножка. Именно эти предметы они напоминали своим рисунком. «Словарь» знаменного письма насчитывал около 80 знаков. Одним из наиболее употребительных стал «крюк». По его названию и все письмо получило название крюкового.

До наших времен дошло интереснейшее явление древней церковно-певческой культуры — особые «толковательные азбуки», дававшие каждому «знамению» иносказательное толкование. В таких азбуках сказывается общее для всей православной культуры стремление видеть за внешними знаками их духовный смысл.

Этот же принцип отразился в толкованиях нотных «знамений». Например, существовал особый знак под названием «утешитель», с которого вне зависимости от характера музыки всегда начиналось песнопение. Этот знак своим названием напоминал об известной молитве, с которой христианин всегда начинает любое дело, — «Царю Небесный».

Другие «знамения» становились для певца своеобразным нравственным поучением. Например, знак «Крюк» получил значение «Кроткое сохранение ума от зла», а «Мечик» напоминал о «Милосердии и Милости».

 


Подобным образом составлялись известные в древности «азбучные молитвы», где знаку-букве соответствовала целая фраза, начинающаяся на эту букву. Букву «А» заучивали в древности так: «Аз (т.е. я) словом сим молюся Богу»; букву «З» — «Заповеди Твои, Боже, — свет на моем пути». Такое толкование, делавшее письмо символическим выражением православного мировоззрения, само являлось большим искусством. И славянская письменность, и нотная грамота, по замыслу их создателей, должны были использоваться для богослужения и содействовать изложению истин православной веры.

Насколько сложным было овладение искусством церковного пения, можно понять из того, что большая часть древнерусских музыкальных произведений так и осталась непонятной современным исследователям. Дешифровке, то есть переводу на привычную для нас нотную грамоту, «поддаются» лишь произведения, записанные в XV–XVII веках. Расшифровка более ранних музыкальных записей пока представляет собой большую проблему.

Вот так, пройдя сквозь века, мы подошли к появлению слоговых названий нот и возникновению линейной нотации, фиксирующей точную высоту звука.

 


Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Ареттинский (Гвидо д'Ареццо), живший в 990-1050 гг. в небольшом городке Ареццо, неподалёку от Флоренции. В тамошнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений.

Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный курс обучения занимал около 10 лет.

В «Прологе к Антифонарию», или «Других правилах о незнакомом песнопении» Гвидо сетует на то, что певцы тратят массу времени на разучивание песнопений с учителем (то есть с его голоса), а самостоятельно вообще не могут освоить ни одного антифона, «пусть даже они упражняются денно и нощно хоть сто лет».

В результате «многие клирики и монахи с небрежением относятся к псалмам, священным чтениям и прочим делам благочестия, тогда как науку пения, которой они никак не могут овладеть, долбят тяжким и упорным трудом».

Как следствие, вместо того чтобы славить Бога, они состязаются между собой в искусстве пения; это, по мнению Ареццо, «тягчайшая ошибка в святой церкви и опасное разногласие». Чтобы исправить такое положение, Гвидо и решается предложить новую нотацию, которая позволила бы ученикам после усвоения нескольких несложных правил достаточно надежно разучивать неизвестные им хоралы «самостоятельно, без учителя», то есть прямо «с нот».

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова «nota» – знак). Ноты - заштрихованные квадратики - размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Гвидо использовал красные, черные и желтые линии. Таким образом он создал понятный и наглядный музыкальный алфавит.

Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но сам принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Нот семь, они образуют октаву. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке.

Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучивать гимн в честь святого Иоанна-Крестителя.

Этот гимн – прошение к Святому Иоанну, покровителю пения, чтобы он помог голосам певчих, которые будут восхвалять Господа, звучать стройно, красиво и без хрипоты. Дословный перевод: «Чтобы могли воспеть на расслабленных струнах твои чудные деяния, разреши грех оскверненных уст, Святой Иоанне».

Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты:

 

«UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum Sancte Ioannes!»

 

 

 

Вот и получили ноты свое первое название: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — по начальным слогам первых шести слов молитвы Святому Иоанну.

Почти через пятьсот лет ноту Ут заменили на ноту До (Do), потому что ее легче пропевать, она более благозвучна. Одни ученые считают, что нота Do получила своё название от слова "Dominis" – Господь, а по другой версии, это слово "даю" в переводе с латыни. Некоторые же полагают, что ноту До около1540 года ввел музыкант Дж. Дони, взяв первые буквы своей фамилии.

Позже была добавлена нота Си (Si – или Ti в англоязычных странах). Считается, что она получила свое название от инициалов Святого Иоанна (Sancte Ioanes) и была введена Х. Вальрантом в 1574 году.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. В современных музыкальных школах это называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично – Гвидо должен был только контролировать процесс. В результате время обучения певчих сократилось в пять раз: вместо десяти лет – два года. Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки, благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру.

Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ.

Но система буквенного обозначения звуков тоже не ушла в небытие - она применяется до сих пор. Семь нот, составляющие современный музыкальный звукоряд, имеют не только слоговые названия, но и обозначаются с помощью букв латинского алфавита: ля – а, си – h, до – с, ре – d, ми – е, фа – f, соль – g. Эти буквы используются для обозначения тональности и аккордов.

 

Медведева Т.А.