На заметку родителям: развивающие игры для детей

Дорогие друзья, сейчас, в период вынужденного пребывания детей на домашнем режиме, становится особенно актуальным вопрос, чем и как занять их в свободное время, – когда уроки сделаны, лимит просмотра мультфильмов исчерпан, а установленные на время карантина особые правила не позволяют выйти на прогулку.

Предлагаем вам познакомиться с двумя материалами наших прихожан, имеющих немалый опыт проведения игр с малышами и подростками.

Раиса Дмитриевна Цингарелли – кандидат химических наук, мама двоих детей и бабушка 15 внуков. В течение нескольких лет она проводит игровые занятия с дошкольниками при нашей Воскресной школе.

Пётр Ляпин серьёзно занимается практическим изучением настольных игр – и не просто из личного интереса, а потому, что умение играть помогает ему дружить с теми детьми, которые особенно нуждаются в общении и поддержке. В течение многих лет Пётр в качестве волонтёра посещает в больницах маленьких пациентов с онкологическими и аутоимунными заболеваниями. Для этих ребят настольные игры – способ отвлечься от боли и страха, раздвинуть границы сузившегося до размера больничной палаты мира, узнать и испытать что-то новое, увлекательное, яркое…

Р.Д. Цингарелли. Развивающие игры

При храме святого князя Димитрия Донского уже пятый год действует спортивный клуб для малышей «Рекордик», в расписание которого включены проводимые мной занятия «Развивающие игры для детей младшего возраста». В этой заметке мне хочется поделиться своим небольшим опытом работы с детками четырёх-шести лет.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка и в первое десятилетие его жизни способствует укреплению физического и духовного здоровья растущего человека, является для него источником получения разнообразной информации, помощницей в обучении, воспитании, развитии творческих способностей и культуры общения.

В младшем дошкольном возрасте дети проявляют особенную любознательность: их буквально переполняет желание учиться, исследовать, познавать мир. В эту пору большинство навыков и знаний приобретается с помощью так называемых «предметных» игр – когда любой самый простой предмет может выступать в качестве игрушки.

Многие родители считают, что игры, которыми занимаются их дети, являются обычным развлечением и потому не очень важны: можно, мол, обойтись и без них. Но игры влияют и на формирование характера, личности ребёнка, и – зачастую – даже на выбор его профессиональной деятельности в будущем.

Чтоб игровые занятия были малышу в радость, а также приносили пользу, необходимо уделять им около 30 минут в день. Уверена, что столько времени на то, чтобы поиграть со своим ребёнком, может найти каждый родитель. Радость, которую вы доставите детям, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут сделать совместную жизнь добрее и веселее.

Наши занятия рассчитаны на 40 минут. Опыт показал, что малыши за это время не устают, живой интерес к играм у них не исчезает.

Одно из важных правил на занятиях развивающими играми – это смена игр, чтобы малыш не привык к неоднократно повторяющемуся процессу, не ощутил утомления и скуки. Другое правило – во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы: из поля зрения малыша нужно убрать всё лишнее (поэтому я прошу детей и родителей не приносить из дома никаких игрушек).

Бывает, что дети не могут довести игру до конца и просят сменить начатую на новую. Задача взрослого – разобраться в причине такой просьбы применительно к индивидуальности игрока. Игра может оказаться как слишком проста для данного ребёнка, так и, наоборот, слишком сложна для него. В таких случаях не должно работать требование доводить начатое дело до конца. Я пытаюсь подобрать игру, которая малышу по силам, и затем с радостью наблюдаю, как внимание и интерес играющего снова оживают!

Всякая игра – это общение ребёнка со взрослым и с другими детьми, процесс сотрудничества, в котором каждый учится радоваться успеху товарища и стойко переносить собственные неудачи. В начале года, на первых занятиях, детям это удаётся с трудом, но под чутким руководством взрослого они довольно быстро учатся взаимодействовать друг с другом без ссор и обид.

У нас есть игры, направленные на развитие внимания, тренировку зрительной памяти, активизацию мышления. Они требуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства или различий, ответов на вопросы. Однако не все малыши готовы к таким играм… Объясняя это, не могу не отметить печальные современные тенденции: неумение детей сосредоточиваться, соблюдать – хотя бы в течение очень короткого времени – тишину, недостаточное развитие речи у младших дошкольников. По этой причине в процессе игры возникают трудности во взаимопонимании. В связи с этим хотелось бы пожелать, чтобы в семьях больше внимания уделялось психологическому и речевому развитию детей. Старайтесь активнее и разнообразнее общаться со своим ребёнком, больше читать ему и вместе с ним, сочинять сказки, играть в рифмы… Всё это, безусловно, принесёт благие плоды!

П. Ляпин. Настольные игры

В последние годы в России вновь завоёвывают популярность настольные игры. Прошло время, когда приходилось искать хорошие зарубежные игры и переводить их правила на русский язык. Теперь во многих детских магазинах на стеллажах стоят красивые, яркие коробки с инструкциями на русском языке, а интернет-магазины могут похвастаться просто огромным разнообразием настольных «бродилок», головоломок, викторин и т.д.

Правда, далеко не все настольные игры по своему содержанию подойдут для семейных посиделок с детьми. Однако уже внешний вид коробки и изображённые на ней персонажи отчасти могут подсказать даже неопытному покупателю, добрая ли это игра. Перед покупкой полезно прочитать краткое описание правил – это поможет определить, не противоречит ли предлагаемое развлечение нашим моральным и духовным принципам. Ну и, конечно, на коробках с хорошей настольной игрой мы всегда найдем подсказку от производителя об оптимальном количестве участников, их рекомендуемом возрасте и примерном времени, необходимом, чтобы сыграть одну партию.

Зачастую, чтобы оградить детей младшего и среднего школьного возраста от влияния «улицы», мы отдаем их в спортивные секции и творческие кружки; но дома ребёнок быстро заполняет нишу свободного от уроков времени гаджетами и компьютерными играми или «ныряет» в соцсети. А ведь настольные игры могут стать отличной альтернативой гаджетам! Правильно подобранные, они способны оказывать на юное поколение полезное влияние: развивать внимательность («Доббль», «Скоростные Колпачки», «Юный Свинтус»), координацию движений («Дженга», «Большая Уборка»), пространственное мышление («Эльфийский Замок») и образное мышление («Диксит», детские версии «Имаджинариум», «Союзмультфильм», «Детство», «Добро»). С помощью настольных игр у ребёнка можно тренировать зрительную память, усидчивость, сообразительность – ведь в игровой форме дети легче и охотнее воспринимают информацию, быстрее учатся логически мыслить и анализировать ситуацию, при этом они в большей или меньшей степени взаимодействуют между собой, а следовательно – учатся правильно общаться друг с другом.

Однако надо учитывать, что, вероятнее всего, настольная игра станет понятной и интересной для детей только тогда, когда в процесс её освоения сначала включатся взрослые помощники – например, родители: заранее изучат правила игры, интересно и лаконично смогут её «подать» юным игрокам. Самим же родителям в освоении игровых правил могут помочь обзоры настольных игр в YouTube или на форумах настольных игр («Тесера» и др.).

Как радостно и с пользой провести время за настольными играми? Для этого членам семьи потребуется освободить час-полтора времени, отложив в сторону дела и гаджеты, и собраться за одним столом. Начать можно с пары простых, быстрых настольных игр на ловкость, реакцию и внимательность. Далее подойдет спокойная игра, требующая большего времени, – минут на 45-60. Если после этого дети не устали, можно в качестве «вишенки на торте» дать им ещё одну небольшую игру – на 5-10 минут. В среднем трое-пятеро игроков за одной настольной игрой – идеальное количество (меньше скучновато, больше – шумно и долго). Разница в возрасте играющих детей не должна быть слишком большой, в противном случае младшим нужно предоставлять небольшую фору. В любом случае, идеального рецепта домашней игротеки нет и нужно ориентироваться на собственных детей: на их усидчивость, быстроту реакции, способность взаимодействовать друг с другом...

Хорошие настольные игры могут быть и сравнительно недорогими – около 850 рублей («Спящие Королевы»), и более затратными (например, игра «Билет на поезд» стоит 3000 рублей); командными («Коварный Лис») или где каждый играет сам за себя («Луни Квест», «Мачи Коро»); спокойными и неспешными («Каркассон») или шумными, весёлыми («Твистер», «Липкие Хамелеоны»). Игр так много, что при желании не составит большого труда подобрать те, которые придутся по душе именно вам и вашим детям, смогут стать альтернативой телевизору и смартфону, помогут собраться всей семьёй за одним столом и хорошо провести вместе не один вечер.