Доклад настоятеля храма протоиерея Андрея Алексеева к заседанию Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка

17 декабря 2019 года состоялось очередное заседание Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. В ходе встречи руководители рабочих групп Совета выступили с сообщениями по наиболее актуальным темам и подвели итоги уходящего года. В числе прочих вопросов согласно повестке дня в разделе «Защита прав детей на образование, воспитание, всесторонне развитие» обсуждалась проблема цифрового образования.

Настоятель нашего храма протоиерей Андрей Алексеев, входящий в состав Совета, также подготовил к заседанию доклад на тему «Экранная зависимость у детей и её влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения». Предлагаем вашему вниманию текст доклада.

Экранная зависимость у детей и её влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Каждый из присутствующих здесь, конечно же, любит нашу страну и желает, чтобы она была… какой? Наверное, мы скажем: стабильной, развитой, сильной, здоровой, и продолжим перечислять много других достойных качеств, связанных с тем, какой мы хотим видеть нашу Родину. И все эти добрые свойства мы, безусловно, в первую очередь должны взращивать в наших детях – тех юных, кто только начинает свой жизненный путь и является нашей надеждой на достойное будущее дорогого нам Отечества.

Здесь сегодня звучало немало замечательных слов неравнодушных людей разных профессий, статусов и положений, обеспокоенных внутренними и внешними проблемами, стоящими за формулировкой «цифровое образование». Позвольте и мне как священнику, педагогу, отцу и гражданину поделиться с вами моими переживаниями по данному вопросу.

Существуют серьёзные исследования отечественных и зарубежных учёных, в которых наглядно показаны деструктивные изменения личности человека, с раннего детства проводящего длительное время у экрана гаджетов. Да, действительно, от этого существенно страдает и головной мозг, и центральная нервная система, но сейчас я бы хотел обратить ваше внимание на духовную сферу жизнедеятельности человека, которая тоже переживает глобальные изменения в связи с чрезмерным погружением ребёнка в виртуальный мир, который открывается перед ним столь заманчиво и притягательно, что неукреплённому сознанию невозможно удержаться в разумных границах и противостать искушению попробовать на вкус запретный плод. А ведь обеспечить контроль над тем, в какие бездны и океаны будет погружаться умом и сердцем пытливый, но неопытный испытатель, мы с вами – родители, преподаватели, воспитатели – увы, в большинстве случаев наверняка не сможем.

Есть то, о чём я неоднократно читал, занимаясь исследованием данной темы, и то, с чем мне приходится регулярно сталкиваться на собственном опыте как пастырю Церкви и директору культурно-образовательного центра «Восход», включающего в себя различные направления деятельности, которые на сегодняшний день посещает более 1000 детей. Это и Дошкольный лицей, и Школа искусств, и Спортивный комплекс, и Воскресная школа, и Гимназия.

Поверьте, я не лукавлю и не пытаюсь подогнать под ответ решение задачи, являющейся сегодня предметом нашего обсуждения. Мы действительно можем получить серьёзную проблему, и это не только моё скромное мнение, но и мнение многих моих коллег, которым сегодня в силу их положения приходится хранить молчание. Ведь по причине возложенных на меня полномочий мне приходится обсуждать вопросы образования и воспитания детей со многими специалистами не только в Москве, но и в регионах, куда я регулярно приезжаю, совершая рабочие командировки. И хотя эти люди являются достойными педагогами, руководителями ещё старой, советской школы, в настоящее время их всё больше и больше ставят в условия выбора, как поступить: честно и по совести сказать правду, или же промолчать, предавая любимое дело, потому что иначе рискуешь потерять работу, жалование и доброе имя.

Формирование духовного мира ребёнка – сложный процесс, обусловленный различными внутренними и внешними действиями, в том числе со стороны взрослых – педагогов, учителей, воспитателей, которые должны мудро руководить этим архиважным делом. Поэтому необходимо глубоко разобраться в том, насколько те или иные действия, предлагаемые сегодня под лозунгом прорыва в светлое будущее, полезны, основательны и безопасны. Ведь цена ошибки – риск запустить те пагубные процессы, остановить которые будет уже невозможно…

Давайте проведём дополнительные исследования, посоветуемся, обсудим перспективы и возможные риски. Ведь по окончании своей жизни каждый из нас будет отвечать по совести за то, как он жил и какой след оставил после себя.

Кандидат богословия, кандидат исторических наук,
директор культурно-образовательного центра «Восход»,
духовник Олимпийской сборной России
протоиерей Андрей Алексеев