Сказ про сплав по Хопру и Дону. Байдарочный поход молодёжного актива храма 2019 года

Каждый год в августе месяце группа молодёжного актива нашего храма во главе с иереем Анатолием Эдельбергом отправляется в водный байдарочный поход по одной из рек Европейской части России. За время путешествия его юные участники учатся управлять байдарками, ставить палатки, ловить рыбу, готовить на костре, работать и жить в команде, поддерживать друг друга, и вообще – вместе преодолевать испытания и радоваться жизни.

В нынешнем году маршрут проходил в Волгоградской и Ростовской областях, по рекам Хопёр и Дон. Как и всегда, за время похода произошло множество важных, интересных, поучительных и забавных историй. О подробностях рассказывает участница событий, прихожанка нашего храма Дарья Антошко.

* * *

В августе 2019 года состоялся наш поход на байдарках. Всё случилось благодаря людям, наполненным любовью, и эта любовь, о которой говорил Спаситель наш Иисус Христос, собрала нас вместе. От имени всех членов походной группы хочу выразить слова благодарности протоиерею Андрею Алексееву и иерею Анатолию Эдельбергу.

Мы прошли много испытаний на выносливость, но и познали немало радости. С каждым днём мы всё лучше и лучше понимали друг друга. Благодаря каждой трудности мы осознавали, что любое принятое решение одного неразрывно влияет на остальных. Это касается и личного самочувствия, и общей атмосферы в коллективе. Но больше всего нам сопротивлялась природа: с каждой каплей дождя и с каждым укусом осы все понимали, что природу нельзя покорить, к ней можно только приспособиться.

В первые несколько дней погода не баловала нас жарким солнышком и безветрием – напротив, как бы показывала, что её доверие нужно заслужить. Наш маршрут начинался на реке Хопёр и заканчивался рекой Дон. Предстояло проплыть на байдарках 150 километров. Для группы, где есть новички и дети, это немалое расстояние, да и детским маршрут не назовёшь. Заранее узнав прогноз погоды в Волгоградской области, мы были готовы к дождливым и пасмурным дням, но оказалось, что мы совершенно не знаем о темпераменте дикой природы этого края...

Мы предвкушали этот поход, но не подозревали какие подвиги и свершения нас ожидают. Нам довелось увидеть и потрогать это громкое слово «Россия». Понять, какая она большая и как мало заселены её просторы. Не прочувствовать величия и красоты России из школьного учебника…. Если вы хотите по-настоящему понять Россию, то вам обязательно нужно идти в поход по родному краю.

Начало

Пунктом отправления был храм святого князя Димитрия Донского в Северном Бутове.

Мы помолились о предстоящем путешествии и отправились в путь. Ехали 12 часов с короткой остановкой на сон. В дороге случались интересные разговоры на разные темы, и эти беседы не только помогали нам сблизится, но и не дать отцу Анатолию уснуть за рулём. Вспоминались как истории из жизни, так и серьёзные темы из догматического богословия.

Вот стрелка навигатора пришла к финишу, 860 километров позади! Колориты степных пейзажей напоминали обстановку из произведения Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Ни связи, ни интернета уже не было, но мы без труда нашли реку и, переведя дух после дальней дороги, начали разгружать машины.

Затем принялись собирать байдарки. Процесс не из лёгких, главное – не ошибиться в последовательности металлических трубок (стрингеров) и осей отверстия (шпангоут), иначе приходилось разбирать и собирать всё снова. В этом интересном мероприятии участвовали и дети.

Для передвижения по воде у нас было пять байдарок и одна моторная лодка. Вещи, как личные, так и общие, распределялись поровну и с гармонией по весу, чтобы нагрузка была одинаковой. На моторной лодке, как правило, плыли дети, но были дни, когда и им не отказывали в удовольствии поуправлять таким необычным судном, как байдарка. Надо сказать, что в управлении байдаркой немаловажен опыт и физическая выносливость, поэтому расстояние между первой и последней байдаркой могло быть около километра и даже больше. Для связи у нас были рации: по ним мы договаривались о выборе стоянки, могли присматривать друг за другом, сообщать о самочувствии и местонахождении, если кто-то уходил из вида. В такие моменты рация необходима как ни что другое. По лодкам распределялся и сух-паёк, состоявший обычно из бутербродов, баранок, печенья и воды.

Приключения ожидали нас уже в самом начале путешествия: одна байдарка перевернулась, а потом состоялась вынужденная поездка на тракторе… Началось с того, что новички решили поупражняться в управлении байдаркой, и в процессе, плывя по течению, увидели, что впереди сильная мель, и поперёк реки лежит огромное бревно. Стало понятно, что байдарка не проплывёт, её нужно будет переносить на руках, а следовательно, все вещи придётся вынуть, а после уложить снова. Но трудность была ещё и в том, что ни с левого, ни с правого берега не было удобного пологого подступа для выгрузки вещей. Наставники приехали в лагерь уже в ночи, им рассказали про предстоящие трудности. Состоялась активная дискуссия, после которой все разошлись с решением, что утро вечера мудренее.

Утром выяснилось, что отец Анатолий уже договорился с местными жителями, и наши вещи вместе с детьми перевезут на тракторе до ближайшего пляжа реки Хопёр. Выяснилось и то, что мелкая речушка, у которой мы остановились, была лишь притоком реки.

Поездка на тракторе оказалась очень весёлой и для городских жителей по-своему экстремальной. Мальчишек Глеба и Даню, самых младших из группы, усадили в кабину к водителю, девочки с огромным удовольствием уселись в прицеп впереди, а Александр был на заднем прицепе трактора. Соня потом отметила, что поездка на тракторе понравилась ей больше всякого шоппинга! Ехали весело, но недолго: всего 15 минут. Мелькали степные пейзажи, широкие просторы, иногда показывалась река. От тяжести трактора колёса вязли в песке, но опытный шофёр сдавал назад и подбирал более крепкую почву для проезда.

Вот мы и воссоединились, мужчины и юноши перенесли байдарки через мель, но не без приключений. Байдарки очень уязвимы в равновесии на воде, и если баланс в весе не сложится, они могут легко перевернуться. Так и случилось у отца Анатолия и его 10-летнего сына Климента. Приплыли они насквозь мокрые, но зато не дали байдарке и вёслам утонуть. Батюшка рассказал, что это произошло настолько стремительно и резко, что не сразу было понятно, кто где. Климент мужественно помогал своему папе, стоя в воде, держать судно на плаву, хоть оно тяжелее и больше него в разы.

Наконец, мы справились с первыми приключениями и уже погрузили вещи. Лодки на воду! Полный вперёд!

Ритм нашего путешествия состоял из дней, когда мы плыли по реке, и стоянок, на которых мы жили по одному дню. Отправлялись в путь около полудня и преодолевали от 30 до 50 километров в день. Примерно тогда, когда солнце касалось макушек деревьев, то есть около восемнадцати часов, пора было прерывать движение и выбираться на берег. Стоянка выбиралась по удобству установки палаток и возможности собрать дрова. Когда батюшка или Сергей давали добро, мы принимались дружно разбивать лагерь.

«Но какое чудо! Чудо из чудес!.. Крохотные люди – и вдруг осмеливаются жить, дышать и направлять через бешеную свистопляску стихии утлую скорлупку из дерева и холста».Джек Лондон

Дождь

Целый день моросил дождь, вода была и под тобой, и над тобой. Казалось, что это никогда не закончится. После нескольких часов на воде пришло время недолгой стоянки, перерыв около 15 минут для того, чтобы размяться и перекусить. Мы остановились у берега небольшой станицы Слащёвка, после чего снова сели в лодки и продолжили путь. С каждым часом дождь становился всё сильнее. Капли от лёгкой мороси переходили уже к размерам чайной ложки. Ветер злился – одним словом, начинался самый настоящий шторм!

Вот мы прибились к берегу. Тихо спускались сумерки... Мокрые по пояс, а кто-то и насквозь, мы в бешеном ритме собирали дрова. Сергей умело и быстро соорудил из вёсел опоры и натянул между ними тент. Тогда под этот не пропускающий воду навес мы смогли усадить детей и перенести продукты. В такой экстремальной ситуации (а она, поверьте, была действительно страшной) мы работали как стройный и слаженный механизм. Первостепенной задачей было переодеть в сухое детей и согреть их горячей пищей. Трудно было делать всё поочерёдно – приходилось собирать дрова, а параллельно то одного, то другого переодевать ребят. Нужно заметить, что они держались мужественно: никто из них не то что слезинки не уронил – даже не пожаловался! А взрослые в глубине души чувствовали панику. Всё было в большой суете – мелькали лица, слышались разные просьбы и задания. Приходилось хвататься за разные дела, помогать друг другу. Ноги по колено были в грязи и песке, дождевик неприятно прилипал к телу, кожа на пальцах рук сморщилась от вседневной мокроты: сухими руки в этот день не были, всё, к чему прикасались, становилось мокрым или уже было мокрым. Но были тихие минутные перерывы, когда мы замирали у костра под дождём, а потом опять в спешке разбегались по делам.

В этой суете мы осознали, что последней байдарки уже слишком долго нет. Артём (27 лет) и Вова (14 лет) отстали. Совсем стемнело, рации не пропускали сигнал, ответа не было. Было принято решение: Александру и отцу Анатолию отправится на моторной лодке на поиски потерявшихся! Все молились… Долго их не было, и мы очень переживали. Дождь то усиливался, то стихал. Он как бы давал нам возможность для нового рывка, или, напротив, дразнил и смирял.

Мелкие дрова быстро прогорали, нужно было найти что-то большое. Неподалёку в лесочке Слава нашёл мёртвое высокое дерево, на нём совсем не было листьев и коры. Оно было седого цвета, жизнь его давно покинула. Сергей, Артём и Федя принялись рубить ствол. Наблюдать за работой ребят было одно удовольствие – это одна из ситуаций, которую не встретишь в городском быту. Мощь и сила русских мужчин! Дерево упало с грохотом. Его распилили на кусочки и потащили к лагерю. Нести огромные его части было нелегко: всю землю развезло дождём, крутые короткие склоны напоминали американские горки из сливочного масла. Каждый твой шаг непременно откатывался вниз, приходилось хвататься руками за траву и ближайшие ветки, буквально впиваться ногами в землю. Порой было проще пробраться через заросли колючек и травы, чтобы не скатиться вниз.

Только поздно ночью наши разведчики вернулись с новостями. Батюшка рассказал, что поиски были тяжёлыми. В спешке они отправились без фонариков, лил злой дождь, ничего не было видно. Александр только благодаря интуиции управлял моторной лодкой: ведь коряги очень часто торчали из воды высокими особняками или напротив скрывались под сантиметровым слоем воды. Александр и отец Анатолий пели молитвы, и в это время по щекам текли горькие мужские слёзы. Сердце замирало с каждым поворотом реки, а ребят всё не было видно.

И вот показался долгожданный тлеющий свет костра, знакомые черты байдарки «Таймень 3». Оказалось, что отставшим ребятам пришлось не легче. Вот рассказ из уст самого Артёма об этом запоминающемся дне:

«После устроенного вместе со всеми небольшого пикника на берегу Хопра мы продолжили свой путь уже от станицы Слащёвская и до ближайшего подходящего для стоянки пляжа. Дождь стал понемногу усиливаться. Мы с Вовой поплыли теперь первыми, но, пройдя километр, посреди реки налетели на мель. Судя по звуку мы сначала подумали, что под нами камни, но когда снимались с места, поняли, что это ракушки. Хопёр в том месте ещё на протяжении километра был очень мелким, и пройти по нему на байдарке можно было только ближе к левому берегу. На дне находилось огромное количество ракушек, оставлявших на песке за собой причудливые следы. Скоро я заметил на дне байдарки воду и сначала решил, что она скопилась от непрекращающегося дождя, однако она довольно быстро прибывала, и мы едва успевали её откачивать. За это время остальные нас обогнали и скрылись за поворотом. Поняв, что далеко мы не проплывем и нам нужна помощь, я стал вызывать по рации подмогу, но на запросы уже никто не отвечал. Дождь становился сильнее и сильнее. Необходимо было срочно искать место для аварийной стоянки. По карте я увидел невдалеке пригодный пляж, и мы спешно поплыли к нему на быстро тонущей байдарке, Вова при этом запел песню «Варяг».

На пляже мы увидели спешно собирающих снасти рыбаков, которые сказали, что в конце плёса есть деревянная конструкция, на которую можно натянуть большой тент. Также они предложили зайти к ним в лагерь неподалёку и покушать горячей ухи. Когда мы причаливали, корма байдарки уже уходила под воду, а я сидел по колено в воде, Вова же подложил под себя клеенку и сидел в ней как на плавающем тазике. В указанном рыбаками месте мы натянули тент и быстро перенесли под него все вещи. А подняв байдарку на берег, обнаружили на резине под килем сквозной порез от ракушки длиной в 10 сантиметров… Под тем же тентом мы установили палатку и стали перебирать вещи. У нас оказался только один полусухой спальник, пара футболок, кофта и одни Вовкины штаны. Остальную одежду можно было выжимать. Из еды мы нашли несколько пачек сухарей и конфет. Воды было две бутылки. Тем временем на улице темнело, и дождь по временам перерастал в настоящий ливень, но мы уже были в сухой одежде в палатке под двумя навесами. А когда мы стали готовиться ко сну, послышался звук приближающейся моторной лодки: это нас искали отец Анатолий с Сашей. Честно говоря, нам их самих стало жалко, так как они приехали мокрые, холодные, голодные, напуганные и уставшие. Они очень сильно обрадовались, найдя нас, и предложили быстро собираться плыть с ними до основного лагеря, но мы объяснили им, что это невозможно, и что они и сами могут остаться в нашем лагере, так как у нас оказалось даже лучше. Но им надо было успокоить всех остальных и, убедившись, что мы в полном порядке, они поплыли назад, пообещав утром привезти ремонтный набор, чтобы заклеить байдарку. Мы же с Вовой легли спать.

Ночью началась буря с грозой. Ветер несколько раз срывал наш тент, и приходилось натягивать его снова, чтобы ливень нас совсем не затопил. Гром гремел прямо над нами, а молнии били так часто и так близко, что в палатке было светло, как днём. Даже мне становилось жутко от такой погоды и от моей беспомощности перед стихией... По временам гроза и ветер стихали, и казалось, что всё наконец-то успокоилось, но потом они возвращались и казались ещё сильнее прежнего. Так нас трясло до самого утра».

Тем временем в основном лагере…

Спать в палатках пришлось сидя на стульях, но в спальных мешках. Все пенки (матрасы) были мокрые, палатки тоже сырые, земля холодная. Хоть было неудобно и тяжело спать, это был единственный выход из ситуации. Дождь хлестал всё сильнее, казалось, что сила капель воды вот-вот разрежет палатку. Грохот грома пробирал насквозь. Его раскаты чувствовались не звуком, а словно материей, имевшей объём и вес.

У двух палаток плохо работала молния, призванная обеспечить внутри сухое, тёплое пространство без насекомых. Конечно, такая поломка вызывала большие трудности. Очень хотелось спать, но было страшно и неудобно. В мыслях были только молитвы о том, чтобы поскорее настало утро и прекратился дождь. Не верилось, что мы продолжим путь – ведь впереди было ещё 11 дней!

Утром после пробуждения было одно желание – немедленно выбраться из этого душного и мокрого плена! Природа как ни в чём ни бывало радовала малейшим проблеском солнца и пением птиц. Ночью от сильного ветра случилось уплыть одной из байдарок, и обнаружили её потом за несколько километров от стоянки, когда надежда её найти уже почти умерла. Байдарка прибилась к зарослям и тихонько покачивалась на воде. Чудо Божье, что она не перевернулась и не утонула со всеми вещами. А байдарку отставших ребят починили, привезли их в лагерь и состоялось долгожданное воссоединение!

Наутро мы все чувствовали себя единым целым, стали ближе. Весело делились эмоциями и пережитыми ощущениями, вели философские разговоры и пили горячий вкусный кофе. Вещи сушили на ветках кустарника. Это выглядело очень забавно и мило, особенно детские носочки, надетые на верхушки веточек. Дети были дружными, послушными и всегда чем-то помогали взрослым. Провели работу над ошибками и со спокойной душой наслаждались пейзажем и обществом друг друга.

После жары

Случилось быть грозе и на девятый день нашего чудесного путешествия. Погода была по-настоящему южная: жарило солнце, на воде царил полный штиль, и только редкий тенёк спасал от летнего зноя.

После обеда мы смогли поймать сигнал на телефоне и узнать ближайший прогноз погоды. Оказалось, что этим вечером нас ожидала гроза. Мы смогли подготовится заранее морально и физически. Склад продуктов укрепили и накрыли непромокаемым тентом. Колышки, на которых держались палатки, вкопали поглубже. Байдарки вытянули на берег, некоторые даже перевернули вверх дном для большей устойчивости. Дождя всё не было. После уютных посиделок у костра с песнями под гитару все постепенно разошлись спать.

А под утро наслаждающийся беззаботным сном лагерь накрыла ожидаемая буря. Начиналось всё безобидным минутным дождиком. Затем он усилился и превратился в стену воды, падающую на землю с тяжестью и скоростью городского экспресса. Порывы ветра меняли направление потока воды и гнули палатку. Раскаты грома слышались со всех сторон одновременно, они не уступали друг другу в очереди, а грохотали все и сразу. Яркий свет молнии освещал всё вокруг, как днём. Труднее всех пришлось тем, у кого палатки были рассчитаны на четырёх человек: большие и уязвимые. Они были расположены на продуваемом со всех сторон пустынном пляже, в отличие от тех палаток, которые стояли среди зарослей кустарника. По рассказам отца Анатолия, Александра и Сергея, которые жили в больших палатках со своими детьми по 3-4 человека, они не смогли сомкнуть глаз в этот шторм. Мужчины стояли посреди хрупкого домика, держа его всеми силами, чтобы ветер не сломал и не унёс единственную крышу над головой.

Отец Анатолий проснулся от ослепительного света молнии, затем почувствовал, что палатка намокла. Он поспешно переложил детей на сухое место. Увидев, что ветер треплет и мотает палатку из стороны в сторону, он вцепился в неё и не отпускал до того момента, пока дождь не утихнет. В это время в другой палатке Сергей держал сжатыми кулаками молнию замка, на которую застёгивается вход в палатку. Но порой ему казалась, что этими кулаками он держит саму стихию, которой не даст нарушить мирный сон его детей. Недалеко и Александр стоял в центре своей большой синей палатки, расставив широко ноги и уперев их в основания стен. Руками он вцепился в тонкую материю крыши и хрупкие дуги, на которых она была натянута. Все они тогда были далеко друг от друга, но их объединяли сила духа и молитва перед бушующей стихией. Это единство помогло защитить своих чад от ярости дождя, молнии и грома. Они сделали так, чтобы дети чувствовали себя в безопасности, и они, действительно, спали так крепко, что наутро не знали ни о каком ночном ужасе. По пережитым эмоциям отец Анатолий описал ощущения во время грозы так: «Как Элли с Татошкой, мы были бессильны. Совершенно одни, наедине с мощью природы».

Наутро наш пляж был похож на древний город Помпеи после крушения. Стулья раскиданы на несколько метров от места, где были оставлены; кастрюли и всё, что плохо лежало, было перевёрнуто кверху дном. Байдарки также разбросало по пляжу, можно было догадаться, что их крутило кубарем по песку. Одну байдарку даже унесло на противоположный берег. Было сыро и зябко всё собирать, но нас радовало, что всё позади, и после вкусного завтрака мы принялись складывать лагерь для продолжения маршрута.

Наш досуг

Дни, проведённые в походе, запомнились не только серьёзностью быта и испытаниями, но и весёлыми развлечениями.

Рыбалка стала любимым занятием для всех. Ловили и дети, и взрослые, рыб и больших, и маленьких. Ловились чехонь, стерлядка, сом, сазан, подлещик. Словили однажды и полуторакилограммового гиганта – голавля.

Также всем очень нравилось плескаться в воде. Купание совмещалось со спортом, благодаря игре в волейбол. Много ярких эмоций как мальчишкам, так и девчонкам подарила игра в футбол. Дети рисовали красками и карандашами пейзажи, которые их окружали. Спрятавшись в теньке кустарника от полуденного солнцепека, все принимались читать книги. Такое зрелище очень напоминало библиотеку.

Были и пешие походы на несколько часов или даже на целый день. Группа ребят брала с собой рацию, запасы еды и воды, а затем шла смотреть окрестные пейзажи.

Мы поднимались на близлежащие сопки, холмы и целые горы. С такой высоты нам открывались бескрайние русские просторы. Ветер там был сильный. Каждый из нас неосознанно начинал широко расставлять руки, как бы давая душе ту незримую свободу, которой ей так не хватает в тесном мегаполисе. Ты чувствуешь себя песчинкой. Суета оставляет тебя, и сердце наполняет удивительное спокойствие. Мы увидели обширную флору и фауну наших краёв, обнаружили заброшенные хозяйства и полюбовались большими стадами пасущихся коров и овец.

Несколько раз кто-то отправлялся в ближние станицы для пополнения продовольственных запасов.

С заходом солнца все собирались вокруг костра и пели под гитару песни, а аккомпанировали нам треск костра и стрекотание сверчков. Играли во всеми полюбившуюся «Мафию», загадывали друг другу загадки, рассказывали истории из жизни…

Серафимович

Окончанием нашего маршрута был городок Серафимович, который стоит на берегу реки Дон. По Дону мы шли два последних дня нашего похода. В отличии от реки Хопёр, Дон гораздо шире и неспокойнее, а проплывающие мимо нас пейзажи отличались своим величием и разнообразием холмов и просторов.

В последний день пути с каждым приближающимся поворотом мы ожидали увидеть долгожданный Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, откуда должны были отправиться домой в Москву.

Наконец на высоком холме показалось золотое сияние крестов белоснежного собора. Мы шли вперёд, словно моряки на свет маяка. Белокаменные стены спускались вниз, повторяя ритм склона. Высокие тополя напоминали южные кипарисы. На верхушке соседней горы тесно расположились небольшие, но довольно современные частные домики. Дивный пейзаж – настоящая находка для художника. Мы причалили в последний раз за эти чудесные 12 дней…

Часть группы отправилась в монастырь, чтобы забрать транспорт, который нас там ждал. В монастыре мы набрали питьевой воды и угостились душистыми яблоками из монастырского сада. Ландшафт и устройство обители поразили нас своей красотой и благолепием. Уникальность монастыря в том, что на его территории есть удивительный храм с 33 куполами, по числу земных лет Иисуса Христа. Главное украшение монастыря – собор Казанской иконы Божией Матери 19 века, переживший революцию, Гражданскую и Отечественную войны. В монастыре есть подземные ходы, частично уходящие под русло Дона.

К вечеру мы собрали свои вещи, разошлись по машинам и отправились домой. Дорога заняла у нас 19 часов. Довольные, загорелые, приятно уставшие и с незабываемыми воспоминаниями, мы приехали в Москву…».