11 ноября 1837 года – открыта первая пассажирская железная дорога в России – «Петербург – Царское Село»

В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе Франца Антона фон Герстнера. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения.

По возвращении в Петербург Герстнер представил Николаю I доклад о необходимости строительства в России железных дорог, и в том числе – магистрали Петербург – Москва. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург – Царское Село – Павловск). Средства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев, и к весне 1836 года все было подготовлено для начала строительства.

Насыпь начали возводить в мае 1836 года. Всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам и артелям по 30-40 человек каждая. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей. Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.

Торжественное открытие линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 11 ноября 1837 года. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шёл медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Через 35 минут под громкие рукоплескания встречающих и крики «ура!» поезд подошёл к платформе станции «Царское Село». Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет.

Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду: на плакатах, в газетах и даже на конфетах – появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена… паровозу!

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: