Проповедь в Неделю Крестопоклонную. 31 марта 2019 г. (Литургия)

Дата: 
31 марта 2019, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 8:34-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Евангельское чтение от Марка, положенное в Крестопоклонную неделю, ставит нас перед необходимостью осознать для себя важное обстоятельство, имеющее отношение к тому духовному деланию, без которого невозможно движение к Небесному Царству. Речь идёт о данной Богом человеку заповеди, требующей осознанного желания идти за Богом. Без этого желания движение к свету невозможно. Вторым важным пунктом будет отвержение себя, отвержение того мнения и восприятия земной жизни, небесного мира, духовного делания, которое складывается у нас в силу земного, человеческого понимания того, что мы называем житейской мудростью. Постепенно возрастая, человек учится искусству жизни в миру. Соделывая здесь храм своего тела, он настолько прилепляется к земному, что для небесного у него не хватает ни сил, ни времени. И когда мы доживаем до дня Крестопоклонной седмицы, то, хоть в малой степени воздерживаясь, учимся искусству жизни со Христом.

В этом стремлении человек должен быть последовательным, потому что без системности движение дальше невозможно. Перед нами открывается небесное окно, в которое Господь предлагает войти вместе с Ним. Горизонты духовной жизни только по мере внутреннего ощущения сердца становятся для нас реальными.

Как же быть? Каким образом отречься от себя самого? Как говорит Симеон Новый Богослов, каждый из нас самолюбив. А по слову святителя Игнатия Брянчанинова, каждый из нас находится в прелести, то есть в высшей степени льсти к себе. Мы добиваемся некоторых внешних побед, и нам кажется, что мы хороши. Мы получаем от Бога дары и приписываем их себе. Не преуспев в искусстве внутренней жизни, в малой степени что-то обретая, ощущаем, что уже чего-то достигли. Но ведь как только мы соприкасаемся с людьми, то явственно видим, чего мы стоим. Преподобный Авва Дорофей утверждает: «Войди в келью своего сердца, помолись там, а потом выйди и посмотри, что поднимается в тебе. Негодование, раздражение, гнев. Ты находишься в поиске объекта, на который можно излить своё раздражение и гнев, в поиске того, кого считаешь виноватым в своих недостатках. Ты ищешь кого-то виноватого, но не себя».

Перед нами очень важное обстоятельство, требующее духовного трезвения, ибо без него внутреннее делание невозможно. Как же быть? Как отказаться от того, что так дорого, так близко и срослось с нашим естеством? Стало нашей привычкой, особенностью характера, способностью, которой мы дорожим. Как писал преподобный Паисий Святогорец, едва тебя задели – ты уже готов растерзать того, кто перед тобою. Но ты сдерживаешься, потому что испытываешь страх от наказания, если совершишь преступление. Мы с вами оказываемся перед необходимостью важного выбора, потому что без понимания того, что есть духовные ориентиры, достичь спасения невозможно. Ведь есть различные задачи в этой жизни, но есть и главная цель, к которой можно вообще не подойти, потому что суета и внешние заботы настолько поражают сердце человека и его ум, что он не стремится к другому. Он порабощён состоянием, в котором находится очень давно, не замечая духовного одичания.

По святоотеческому слову, движение в нужную сторону предполагает необходимость объекта внимания, которому мы должны передать то, что Он же нам и дал. Речь идёт о Боге. Если мы не направляем свой внутренний взор в сторону Божественного глагола, если мы не погружаемся умом и сердцем в состояние доброделания, которое связано с важностью смирения, мы тратим свои силы понапрасну. Потому что перед нами есть конкретная поставленная Богом задача. Более того, Он её высказал апостолам, говоря о том, как молиться, дав молитву «Отче наш», завершающуюся призывом отвергнуться своей воли. Потому что главное духовное делание, связанное с возрастанием в вере, предполагает отвержение себя. Мы не можем подняться выше, если не отвергнем своего личного восприятия того, что происходит в этом мире.

В жизни каждого человека есть состояния, которые ему дороги и близки, и именно от них и требует отказаться Господь. Совершается это постепенно, но если мы не видим перед собою цели, если наша свободная воля направляется только в сторону того, что нам удобно, близко, дорого, то мы совершаем преступление в отношении Того, Кто дал нам эту жизнь для определённой цели. Об этой цели можно даже не задуматься, потому что в нашей жизни есть другие задачи – мы их ставим перед собой основательно и относимся к ним всерьёз. И входим в состояние родства с земным и ничтожным, и небесное начинает казаться нам далёким и пустым, своеобразным и безумным, не имеющим к нам никакого отношения. Но ведь жизнь идёт. Так или иначе, каждый из нас встанет перед смертью, перед определённым состоянием, после которого нам придётся испить чашу Божественной Правды. Страшный суд потому Страшный, что справедливый. Судить нас будет не Господь, а совесть – судить по состояниям, в которых мы находились регулярно, каждый день, пренебрегая Божьим призывом отвергнуть себя, порабощаясь постепенно и входя в рабство бесовской силе, ставшей нашим богом. Мы воспитываем в себе своеволие, сребролюбие, тщеславие и славолюбие, пустословие и скверномыслие и настолько напитались этим, что любое маленькое движение к Божественному Слову, обращённое через другого человека к нам, чтобы нас хоть немного встряхнуть, вызывает негодование. Неудобство, которое мы испытываем, вызывает ненависть, ярость и готовность причинить боль тому, кто вызывает у нас подобные чувства. Заметьте, это всё происходит по Божьей милости, чтоб мы увидели, чего стоим, ужаснулись состоянию своего внутреннего страшного, яростного, нечеловеческого, бесовского делания. Мы навыкаем и тренируемся в этом, мы каждый день понуждаем себя вставать в это положение и, находясь в нём, идём по жизни, привыкая к нему и воспитывая в этом негодовании и немирном духе своих детей.

Если посмотреть на каждый день нашей жизни, если подсчитать, сколько минут мы посвящаем духовному деланию и добромыслию и сколько отдаём состояниям ненависти, гнева, раздражения, пустословия, праздного времяпрепровождения, цифры будут страшные. Перед нами открывается перспектива, за которую человек будет судим. Ему даны годы жизни, но как он их проводит? Диавол создал другую культуру, целый мир, который человек принимает, которому он присягает. И вот уже человек принимает диавольские помыслы: «Это они виноваты! Я не могу. Я очень занят, мне тяжело, трудно, страшно относиться к духовной жизни по правде, я живу в обмане, привыкая к нему, в состоянии мягкотелости и постепенного остывания той малой веры, которую Господь дал мне, ожидая хоть малого движения в сторону благих плодов духовной жизни».

Мы читаем у апостола Павла о благости, мире, кротости, нестяжании, милосердии, но насколько мы в своей жизни являем готовность потрудиться в эту сторону? Предложение жить добродетельно порой вызывает у нас раздражение. Мы ищем причину, чтобы этого не делать, находим массу оправданий, препятствий, которые ставит лукавый диавол и которые мы привыкли принимать как само собой разумеющееся, как наши мысли. И эта калитка открывается так быстро и стремительно, что мы принимаем диавольский помысел, как свой, и действуем.

Крест предлагает человеку остановиться. Задуматься над тем, как он живёт. Осознать для себя, что завтрашнего дня может и не быть. Для каждого человека есть свой срок, который Начальник этого мира отмерил по Своим часам. Он знает, когда кого позвать, когда исполнится срок и когда закончится наша жизнь. Что мы успеем? Что принесём к Его алтарю? Мы с вами получили от Господа величайший дар: в каждого из нас Господь вдохнул бессмертную душу. Она страдает и скорбит, распинаемая нами же. И на кресте нашей жизни мы часто распинаем ближнего, но не себя, потакая своим страстям и забывая о важности движения к покаянию, предполагающего не только признание своей вины, но и готовность менять себя самого. Прямая задача в общении с людьми – понимая свою греховность, взаимодействовать с ними, служа им. Потому что без единства с людьми невозможно единство с Богом, без воспитания любви к людям невозможна любовь к Богу. Иначе это иллюзия, ложь и обман: «Если кто брата своего не любит, тот человекоубийца», – говорит нам апостол Иоанн Богослов. Есть задача, и можно попытаться её выполнить. Будет тяжело, но попытаться надо. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев