Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. 3 февраля 2019 г. (Литургия)

Дата: 
3 февраля 2019, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 18:35-43
Лк. 12:8-12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В чтении Священного Писания, которое мы с вами сегодня услышали, звучит рассказ о слепце по имени Вартимей из Евангелия от Луки. Там говорится о человеке, который долгое время был слеп, и затем, когда уже исчерпал свои возможности, обращаясь к врачам и знахарям, ища поддержки и расточив многое из своих материальных средств, он услышал о проходящем мимо Христе. Он испытал чувство доверия и закричал, обращаясь к Богу. Те, кто шёл со Христом, имели глаза. Они понимали, куда им идти, а несчастный был в стороне от толпы и закричал, чтобы Господь его услышал. Но Бог услышал его крик ещё до того, как он закричал. И вот толкователи священного текста предлагают нам с вами учиться этому крику – но не в материальном, физическом отношении. Ведь Господь увидел в сердце слепого возможность обращаться горячо и искренне, и когда Он исцеляет несчастного слепца, Он с ним разговаривает. Если перевести это на более доступный нам язык: Бог приглашает этого человека идти к Божьему Царству, то есть вернуться домой.

В диалоге, который состоялся между слепцом и Богом, свидетелей не было. Как же в Священное Писание вошли эти слова и как люди святой жизни могут толковать вот этот разговор Бога с человеком? Когда человек начинает развивать в себе способность слышать Божье Слово и читать Его, и когда затем он достигает определённой высоты, ему открывается то, что никогда не откроется тому, кто не встал на путь серьёзного погружения в Священное Писание. Господь беседовал с тем человеком до его крика. Но святые, прошедшие путь такого диалога на собственном опыте, описывают его и предлагают тем, кто ещё не успел вместить в себя всего этого, взывать к Богу в своём сердце.

Это действует основательно и серьёзно. Прозрение наступает именно тогда, когда, обращаясь к Богу, человек имеет веру в то, что получит просимое. Находясь в этом состоянии, человек получает от Бога милость. Ведь есть слепцы, которые так и не прозрели и не прозреют. Но речь идёт не только о внешнем зрении, в первую очередь – о духовном. Потому что Господь тогда исполняет просьбу человека, когда видит его готовность работать над собой, выстраивать свою жизнь по Божьему Закону и внутренне духовно прозревать. Именно поэтому Господь даёт ему зрение, дабы он использовал этот Его дар для того, чтобы принести большую пользу, подняться выше, достичь большей высоты и обрести с Господом особое общение. Заметьте, Бог создавал людей для общения с Ним. Вступая с Богом в диалог, мы ощущаем, что что-то от этого получаем. Именно это сподвигает нас идти в храм, именно поэтому мы общаемся со священником, спрашивая и получая ответ на свои вопросы. Но если не вспахивать в себе эту ниву, если не развивать эти способности, тогда на пустое место в сердце придёт пустая забота, бесконечная в своей суетности, обуревающая человека, включающая его в поток событий, которые не могут закончиться. Они суетные, внешние и земные, и если человек начинает присягать им на верность, тогда он кричит этому «богу мира», лукавому демону, что он готов с ним разделить слепоту, погружаясь в неё всё больше, и он тоже чего-то достигает и попадает в состояние самообольщения, или прелести.

Сегодняшний евангельский текст – призыв каждому из нас учиться искусству прозрения, обращаясь к Богу с криком в сердце, чтобы обрести свой небесный дом, куда каждого из нас направляет невидимая Божественная рука. Будем стараться, дорогие братья и сёстры, внимательно изучая Божье Слово, ежедневно читать Его, открывая толкование на Священное Писание и погружаясь в глубину понимания того, как нужно постепенно каждому из нас выстраивать свою жизнь. Потому что дни наши очень коротки, и важно дорожить временем, данным Богом для совершенствования. Постараемся положить в сердце сказанное и услышанное. Осознавая, что каждый из нас духовно малозряч, будем просить о Бога милости, и, ведая тайники нашего сердца, каждому из нас Он подаст то прозрение, ту способность видеть, чувствовать и мыслить, которую мы готовы принять от Него. Потому что, по милосердию Своему, Он готов дать бесконечно много. Мы должны оценить всё это и быть готовы принимать Его Божественную милость. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев