Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. 23 сентября 2018 г. (Литургия)

Дата: 
23 сентября 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 8:34-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы с вами, дорогие братья и сёстры, привыкли, что в этом мире существуют различные меры. Большая часть женщин, которым приходилось шить, знает, как важен бывает даже один сантиметр; мужчины имеют дело с рулеткой, без этого не обходится ни одна стройка; нам часто доводится испытывать неудобство оттого, что нас обвесили на рынке. Был такой случай. Хозяину одной лавки, довольно небедному человеку, бедняк приносил на продажу масло: у бедняка не было своей лавки, поэтому он перепродавал масло богатому торговцу. И вот как-то хозяин лавки заподозрил этого бедного мужчину в неточности и решил перевесить масло, которое тот принёс. Вместо килограмма весы показали 900 граммов. Он возмутился, поскольку доверял. И когда утром бедняк пришёл к нему, торговец в состоянии негодования высказал ему всё, что думал. «Ты же знаешь, что я беден, – услышал он в ответ, – у меня нет дома весов. Я решил взять у тебя килограмм пшена, которым ты торгуешь в своей лавке, и это пшено и было у меня мерой, по которой я приносил тебе масло».

В сегодняшнем евангельском тексте мы услышали рассказ о мере веры. Эту категорию тоже можно измерить: вера каждого из стоящих здесь имеет свой вес. Те из нас, кто когда-нибудь ходил в море, знают, что опытные моряки проверяют дно, чтоб не повредить судно, так вот вера имеет ещё и глубину. Рассказ о женщине-хананеянке – это повествование о глубине веры. Заметьте, перед нами женщина, не имеющая отношения к израильскому народу, она язычница, для апостолов общение с нею Христа – большое событие, потому что иудеи презирали язычников: народ, получивший обетование от пророка Моисея, был ещё не совершенен. Те из нас, кто читал тексты Ветхого Завета, обратили внимание на своеобразие общения Бога с этим народом, на специфику поручений, которые Он ему даёт, исходя из его состояния. Закон был дан несовершенным людям, в соответствии с их духовным и интеллектуальным уровнем, их положением в мире. Это этап развития религиозной мысли, и, по мнению тех людей, язычники людьми не считались. Ущербность этого мнения, его неверность разовьётся в иудаизме в страшное, презрительное отношение ко всем живущим. Перед нами трагедия, и их можно скорее пожалеть, чем осудить. Для того, чтобы оставить в тексте память о важности внимательного отношения ко всем народам, Господь даёт нам услышать эту евангельскую правду и прочитать её в сегодняшнем тексте.

Мне как священнику неоднократно приходилось слышать слова о презрении христиан к иноверцам и инородцам. Правильно ли это? «Я уже давно живу в этом городе, и это МОЯ страна». Как же так? Почему всё то, что происходит, происходит? Как к этому относиться христианину? Стоит ли мне презирать человека, приехавшего сюда недавно? А если он не христианин? А если он по-русски не говорит?

Однажды я попросил двух человек помочь мне покосить траву. Один был русским христианином, другой – мусульманином-таджиком. Один сделал плохо, сломал косу, бросил и ушёл. Второй помогает мне до сих пор, и я очень уважаю его братьев, которые приезжают сюда на заработки. В мире совершаются определённые события, соответствующие некоторой схеме, но это дело тех, кто сталкивает народы намеренно. Евангельская истина – иная. Когда мы смотрим выше всех этих моментов, мы должны осудить действия тех, кто лишает нас возможности расставить всё на свои места, не вырывая из контекста то, что действительно является проблемой. Амвон, конечно, не место для политических разговоров. Но когда христианин презирает другого человека – разве он живёт по Божьему закону? Разве евангельский рассказ —– не об этом? Апостолы в недоумении, они просят Спасителя отпустить женщину, а Господь говорит с нею и, более того, высказывается в её отношении нелицеприятно. Словами Он говорит жёстко, а вот сердце Его настолько полно теплоты и любви, что она понимает: слова, которые Он произносит, – это только внешняя сторона Его к ней отношения. Внутренняя же сторона – это глубокая любовь к каждому человеку независимо от его национальности и вероисповедания. Есть тотальный контекст общения Бога с человеком, которого мы не знаем. Полнота истины только в православии, и она дана нам, поэтому спрос с нас с вами будет по самому большому счёту. С остальных Господь тоже спросит, но иначе: ведь когда в нашей жизни мы много получаем, мы должны учиться искусству отвечать за каждый свой поступок, за нарушение Божьего Закона.

Сегодняшний рассказ – о правде Евангелия. Дочь той женщины исцеляется: она не исповедует Христа Сыном Божиим, не признаёт Спасителем, она не доросла, но просит Его о помощи и понимает, что только Он может ей помочь. Есть шаги, которые ей ещё необходимо будет пройти. Но на этом этапе, при полученном количестве талантов, она стоит выше тех прочих, кто идёт за Христом. Поразительная ситуация! Язычница являет большую веру, чем Его ближайшие ученики.

Некоторые тайны открываются только по окончании земного пути. Как когда-то рассуждал великий Исаак Ньютон: «Если я когда-нибудь попаду в рай, я удивлюсь трём моментам: первое – тому, что увижу там тех, кого там увидеть не предполагал; второе – что не увижу там тех, кого предполагал увидеть; и третье – что смогу войти туда сам».

Давайте, дорогие братья и сёстры, будем внимательны и осторожны. В этой жизни много таинственного. Есть то, что Бог открыл, есть и прикровенное, что открыто отчасти, а есть и сокровенное – та тайна, за которую мы не можем зайти. Нет такого прибора, который мог бы измерить глубину Божьей любви ко всякому живущему здесь. Не будем смешивать понятия: в этом городе, в этой стране проблемы поистине есть, это отдельная большая тема, но не для этого места. Сегодня для нас прозвучало слово Божественного Писания, предполагающее необходимость задуматься и что-то в себе пересмотреть. Вы знаете, куда нужно прийти и что нужно сказать, воздыхая о своём несовершенстве в отношении к людям. «Как ты учился искусству любви ко Мне и ближнему, который – всякий?». Ближний – это, действительно, всякий. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев