27 октября 1984 года – состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали

БАМ – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

Еще в конце XIX века лучшие инженерные умы России обдумывали направление первой железной дороги к Тихому океану. Так, в 889 году полковник генерального штаба Н.А. Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса Байкало-Амурской магистрали (БАМа), и пришел к выводу, что строительство линии по этому направлению технически невозможно: ни техники, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у России на тот момент не было.

Проектно-изыскательские работы были развёрнуты лишь в 1932 году. В 30-е – 50-е годы XX-го века строительство велось в основном силами заключенных Амурлага.

Знаковым пунктом в истории БАМа принято считать постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР за № 561 от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской Железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. БАМ стал олицетворением поступательного движения страны вперед, продолжением Днепрогэса, Магнитки, Турксиба, Комсомольска-на-Амуре... Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Оно привлекло огромное количество молодых ребят, получивших на этом строительстве ни с чем не сравнимый трудовой и жизненный опыт.

Протяженность БАМа – более 4 тысяч километров. Строителям магистрали пришлось выполнить свыше 300 миллионов кубометров земляных работ, построить около 3,5 тысяч искусственных сооружений, в том числе 150 мостов длиной от 100 до 300 метров каждый (а всего мостов – тысячи), соорудить несколько тоннелей, уложить и забалластировать тысячи километров главного пути, построить сотни станций и разъездов. Почти на всем протяжении трасса проходит по местности, сложной по топографическим и инженерно-геологическим условиям: труднодоступным районам Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской и Амурской областей и Хабаровского края. Магистраль пересекает 7 горных хребтов, более 3 тысяч водных преград, в том числе 11 крупных рек. Примерно 65 процентов трассы приходится на районы вечной мерзлоты.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: