Проповедь в день отдания праздника Преображения Господня. 26 августа 2018 г. (Литургия)

Дата: 
26 августа 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 21:34-42

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Проходит время, и те из нас, кто постарше, обращают внимание, насколько реже в последние годы люди стали читать настоящие, «живые» книги. Конечно, удобно взять электронный прибор и посмотреть там что-то – я тоже так порой делаю, хотя по-прежнему пользуюсь и домашней библиотекой, словарями – в частности, словарём Брокгауза и Ефрона.

К чему всё это, почему после чтения Евангелия вот такое своеобразное начало? Дело в том, что в небольшом сегодняшнем евангельском отрывке рассказывается о чём-то важном, и это важное зашифровано, как шифровались в военное время фронтовые телеграммы. Ко всякому шифру есть ключ. Если мы не будем осваивать тактику и стратегию ведения духовной войны, мы ничего не поймём: виноград, хозяин, слово «делатели»… Особенно сложное в этом тексте – слово «точило»: первая ассоциация – что-то с точильным станком связанное. А на самом деле это колодец с водой. Есть такой словарь – этимологический, он о происхождении слов.

Помню, освещал квартиру одной девушки и обратил внимание на стоявшую на полке её фотографию: на снимке была запечатлена вроде бы она, но не она. А рядом на полке были книги: целый подбор энциклопедических томов под названием «Высшая школа стервы». В итоге в том доме я провёл часа три: мы разбирали слово «стерва». Зашли в интернет и посмотрели его этимологию: «падаль», «навоз» и другое. Так вот на фотографии была эта девушка, которая пытается стать той, о ком она читает. Когда мы окончили разговор и она добровольно сложила книжки в помойную корзину (замечу, что так происходит не всегда), я попросил одну из тех книжек дать мне. Основные положения оттуда я потом зачитывал студентам в духовной семинарии. Как это важно: что ты читаешь? К чему стремишься? На кого мечтаешь быть похожим? В чей образ ты входишь и что в тебе отражается?

Притча о виноградарях – краткая история жизни человечества. В малом евангельском отрывке – вся история человечества. Этот текст передаёт всё. Но есть одна задача: во-первых, это может быть человеку не интересно, а во-вторых, ему может быть лень осмыслить сказанное. Евангельское слово имеет несколько этажей. Перспектива познания, раскрывающаяся после того, как ты проникаешь хоть в малый смысл слова, безгранична. Если мы возьмём ещё и древние тексты и попытаемся изучить те языки, на которых написан оригинал Евангелия, то обнаружим, что даже одна буква имеет огромное значение. После этого поражаешься тому, насколько сегодня человек беден, насколько обнищали его запросы. Довольствуясь только тем, что он полагает значимым для себя, остальным он не интересуется.

На что мне хотелось бы обратить сегодня внимание? На то, чтобы каждый из стоящих здесь сейчас решил, есть ли у него интерес к духовной истории человечества. Если интереса нет, нет готовности всё это воспринимать, тогда Божье слово в сердце не пройдёт. Знатоки Божественного глагола утверждают, что Священное Писание имеет систему защиты. Условием чтения и познания Божьего слова является вера, готовность воспринимать это слово и стремление учиться жить по нему. Заметьте: не сразу сделать всё – сразу не получится. Перед нами задача постепенно открывать в себе те горизонты, которые здесь обозначены Богом как возможность возрастания в вере и подготовки к Небесному Царству.

Виноградари – это мы с вами. Бог вручил нам очень многое и ожидает от нашего труда плодов, помогая незримо возделывать эту землю. А дальше идёт разговор о том, что делаем мы, как мы гоним Его пророков, судей, царей, наставников, законоучителей и, в конце концов, убиваем Его Сына, Христа. Здесь удивительным образом рассказано о жизни каждого из стоящих здесь, в храме. Не забыт ни один. В коротком евангельском отрывке – про каждого из нас. Каждому из нас Господь дал удел земли с точилом-колодцем. Не знаю, как вам, а мне доводилось видеть брошенные колодцы, высохшие, осквернённые, загрязнённые источники. Если закрыть глаза на миг, можно представить, что и возле этого колодца когда-то были люди, которые к нему шли погрузить свои сосуды, а потом несли и везли их в разные места и пользовались той водою. Если человек пьёт, закрыв глаза, он не видит того, что пьёт. Если он имеет сокровище, но не бережёт его, если получаемое от Бога он не использует для развития своего внутреннего человека, он слепнет. И ему не нужен колодец. Какое-то время он ещё берёт оттуда воду, но не совсем понимает, что это за вода. А потом вообще меняет эту воду на другую, которая ближе и удобнее, желаннее, слаще, но и опаснее.

Маленький пример: мне в эти дни довелось общаться с очень интересным педагогом, которого я пригласил преподавать в воскресной школе по протекции одной нашей прихожанки. Эта молодая женщина пришла на встречу со своей дочерью, юной отроковицей. Преподавательница прекрасно знает английский язык, она специалист. Мы долго общались здесь, в храме, обсуждая возможности преподавания, а потом она показала учебники по английскому языку. Вы знаете, я видел разное, и те учебники были, безусловно, одними из лучших, как минимум по оформлению. Однако внимательно просмотрев те книги, мы с помощниками и коллегами поняли, что в руки нашим детям мы их не дадим. Я попросил своих помощниц поговорить с педагогом о том, что мы будем преподавать по другому учебнику. В ответ учительница сказала, что готова преподавать только по своему материалу. И я её понимаю, я сам позвонил ей и рассказал, почему не готов принять её программу. Знаете, я как-то был на вернисаже, выбирал там подарки для девочек – это были куклы из дерева, расписанные искусными мастерами. Половину я забраковал, потому что взгляд у тех кукол был нецеломудренным. Премудрый царь Соломон пишет: «Блудницу узнаю по поднятию глаз». В том учебнике английского языка размываются границы в общении между мальчиком и девочкой, между ребёнком и родителями; когда изучается тема рассказа о доме на английском языке, там показан такой дом, в котором мне жить не хочется. Общение, представленное там в определённой форме, меня не вдохновляет, но очень хороший человек этого не чувствует. Я это понимаю и предложил человеку подумать – но человек отказался. Я не обиделся, но в очередной раз для себя понял, что слова Священного Писания о том, что Христос принёс не мир, но меч, чтобы отделить одно от другого, работают. Какое точило струится из нашего сердца и куда я желаю погрузить свой сосуд – большой вопрос. Что я читаю? Что читают мои дети? Чем они пользуются, просматривая те или иные передачи? Чем наполняют своё сердце?

«Утопия – в маленькой школе создать большой мир! Что за устаревший взгляд? Мракобесие, ретроградство!». У каждого из нас есть свои симпатии, есть те образцы, которые нам очень близки. Переведу свою речь в плоскость светского общения, чтоб было более понятно: знаете, я очень симпатизирую праотцу Ною. Когда он строил Ковчег, его обзывали страшными словами, над ним смеялись, на него показывали пальцем, считая сумасшедшим. А он всё призывал людей на Ковчег, и совершенно искренне. Но люди за ним не пошли – только звери. Он предупреждал, что конец будет плохим, что Земля наполнится водой и источники поглотят в себе человеческую жизнь. Желавший спастись должен был подняться на тот корабль. Ковчег был прообразом Церкви – местом, где происходит понимание того, зачем мы живём, кем нам дана эта земля, чем и как мы должны её обрабатывать, как учиться передать эти традиции своим детям, возрождая их, и как учиться не осуждать тех, кто не готов вступить на борт этого корабля.

Завершая своё слово, я бы хотел предложить стоящим здесь, и взрослым, и юным: откройте этот текст, возьмите толкование, например, блаженного Феофилакта Болгарского. Это есть на нашем сайте, есть в интернете. Если захотите, конечно. Прочитайте, это 21 глава от апостола Матфея, с 33 по 42 стихи. Что сказано в этом маленьком отрывке? Перспектива жизни, духовный бизнес-план. Не человеческий, очень глубокий – Божественный. Если мы внимательно откроем это толкование, в нашем доме может что-то произойти. Выбор, открыть или не открывать, у каждого из нас непременно будет. Вот тут Господь нас и проверит. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев