Проповедь в Неделю шестую по Пасхе, о слепом. 13 мая 2018 г. (Литургия)

Дата: 
13 мая 2018, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 9:1-38
Лк. 5:1-11

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Так случилось, дорогие братья и сёстры, что кто-то сегодня не успел к Евангелию. Жаль. Не буду пересказывать внешнюю канву прочитанного, но боюсь, что те, кто не успел услышать сам текст, поймут не всё. Взрослому человеку важно слышать Евангелие (у ребёнка мера своя). Не только читать каждый день, но и слышать на службе, так как именно евангельское чтение воскресного дня предлагают они, духоносные отцы Церкви, полагать в сердце, чтобы там оно находилось в течение всей недели, в нашем рассуждении на заданную тему. Мысленно в течение седмицы мы должны обращаться к тому, что было сказано в Божьем Слове и орошать свой ум рассуждением о том, что было прочитано и услышано. Слово священника по Евангелии, то есть толкование на Евангелие, считается ещё более значимым, потому что в этом слове звучит расшифровка евангельского текста. Внешняя сторона описанных событий бывает очевидна не всегда и требует большого внимания к осмыслению глубины прочитанного и сказанного.

Рассказ о слепом, которого Господь исцелил в субботний день, и долгий разговор фарисеев об отношении к этому, потому что правила их жизни были нарушены, но вместе с тем произошло чудо. Что это, от Бога или нет? Мы слышим обращение Спасителя к исцелённому со словами о его вере. Чтение было долгим, толкование ещё более долгое. На что хотелось бы обратить внимание: два важных момента, которые, на первый взгляд, в этом чтении незаметны.

Слепота, которую имел несчастный, была для того, чтобы явилась Божья слава. Неужели человек для этого страдал? Нет. Понятие Божьей славы включает в себя великий подвиг Бога, создавшего этот мир и пестующего его. Того Бога, Который идёт на добровольную смерть, чтобы поднять оступившегося сына, для того, чтобы исцелить отпавшую от истины дочь. Разговор о слепоте имеет отношение к каждому живущему в этом мире. Глубина святоотеческой мудрости подчёркивается рассуждением о необходимости каждому из нас вот над чем задуматься: Господь дал нам седьмой день. Шесть дней творил Он, седьмой – день человеческий, который будет длиться до второго пришествия Христа в этот мир. Вся человеческая история – это седьмой день. Мы призваны, чтобы через нас этот мир преобразился. Он должен был стать прекрасным, он, созданный Богом, должен был совершенствоваться через нас, через тех, кто, сознательно и добровольно обращаясь к Богу, должен расти внутренне и внешне, наполняя этот мир тем, что призвано к гармонии.

Когда человек, обладающий совершенным слухом, слышит неверную ноту, искажённый тон, он ощущает дисгармонию. Когда человек, у которого так работает мозг, что он замечает несоответствие симметрии стоящих предметов в том месте, где это исключено, он волнуется, потому что это нарушение гармонии. Когда человек сквернословит, он нарушает гармонию, когда человек скверномыслит, он нарушает гармонию. Когда он скверно живёт, он нарушает гармонию внутри себя и вне себя.

Сегодняшний день застал вас за этим словом. Понятие гармонии подразумевает необходимость получить это слово в сердце и реализовать его в том, что будет происходить сегодня с каждым из слышавших, и не только сегодня: как я наполняю этот мир гармонией? Стремлюсь ли я к этому? Призываю ли к этому себя, учусь ли этому? Пытаюсь ли реализовать это как поставленную передо мною задачу? Я вообще об этом думаю? Если я нарушил гармонию, что делаю для того, чтобы её восстановить? Потому что мир ломается не только в моём сердце, он ломается и вне меня. Я сейчас совершаю преступление, потому что ломается что-то, что должно было быть иным через меня. Вот почему преподобный Серафим писал: «Стяжи дух мирен (Святой Дух в себе) – и тысячи душ спасутся вокруг тебя». Если ты не собираешь дух мирный, ты собираешь иной дух и, стяжав этот немирный дух в сердце, ты ломаешь всё вокруг себя. Уродуешь, совершаешь чудовищное преступление, разрушая Божественное. Это правда, её нужно признавать, если этому не учиться, мы будем совершать такие преступления регулярно.

Второй момент, святые отцы об этом очень интересно пишут. Когда себя на этом ловишь, бывает неприятно, конечно: отношение христиан к Богу бывает очень не христианским. Мы от Бога всегда чего-то хотим получить. Не получив того, что хотим, мы начинаем роптать на Него и обижаемся. Вот не получили того, чего хотели, вложив, постаравшись, помолившись и попостившись. И не получаем. Возникает вопрос: почему?! «Я же так хотел и не получил!», «Я столько всего сделала и не обрела того, что мне нужно! Почему?!». Дело в том, что у Бога есть свои планы на то, что происходит в этом мире. Порой наш маленький план настолько пронизан эгоизмом… «Вот сейчас вынь да положь именно мне именно здесь и именно вот это! Потому что я хочу. Попробуй не сделать этого, Господи, ведь я сделал нечто, и Ты обязан мне…». Эта слепота свойственна каждому из нас. Человек-христианин в этом мире должен являться проводником Божественной силы. Если он плохо настроен, этот маячок, если зеркало треснуло, Христос в нём отражаться будет, но в искажённом виде. Когда раздражённый родитель начинает призывать своих детей к ответственности, честности, правде, а сам при этом находится не в мирном духе, это очень большая слепота. Когда мы с вами не пытаемся жить по-Божьи, но вместе с тем призываем кого-то это делать или являем попытку совершать это лишь внешне – тоже преступление. Потому что слепота такого рода может стать привычкой. Мы привычно будем говорить одно, но совершать другое. Это второй аспект, над которым нас призывают задуматься люди с опытом духовного делания.

Мы, христиане, соль этого мира. Если соль перестаёт быть солёной, её выбрасывают как ненужную. У апостола Иоанна Богослова есть замечательные слова в пятнадцатой главе о виноградной лозе: Бог укрепляет ту лозу, которая плодоносит, чтобы она больше принесла плодов, но вот плоды эти видимы чаще только Ему и не всегда бывают заметны нам в этом земном мире. Божья сила, гармония изливается в этот мир божественной благодатью, действует через людей, которые имеют готовность и желание, прозрев, укрепляя в вере себя, поддерживать в людях то, о чём часто они забывают. Бессмертная душа хранит Божественные дары, которые нужно реализовать, те таланты, которые нужно развить и преумножить. Можно развить иные таланты и состояться в этом мире, полагая, что это и есть Божье благословение… Но ведь задача совсем другая. Мы должны приготовиться к вечности, где у Бога тоже есть свои планы в отношении души каждого из нас. Стремление к гармонии здесь, в этом мире, будет продолжаться дальше там, в том мире, неизвестно, как, это таинственно, закрыто для нас, но сам факт этого бесспорен. Если не встать на путь развития здесь, можно потерпеть крах и в этом мире, и там, даже не узнав того, зачем ты был создан. У каждого из нас своя задача. Вначале она реализуется в седьмой день и здесь, а потом будет восьмой день, вечность. В вечности каждому из нас нужно будет что-то сделать. Мы все воскреснем, а вот вознесёмся не все. Важно стремиться к той самой гармонии, иметь готовность признать свою слепоту с желанием обращаться к Богу за исцелением. Христос Воскресе!

Протоиерей Андрей Алексеев