Проповедь в Неделю четвёртую Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. 18 марта 2018 г. (Литургия)

Дата: 
18 марта 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Мк. 9:17-31
Мф. 4:25-5:12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское чтение, которое предлагается нам в эту неделю, на очередной ступени Великого поста, открывает перед нами часть Благовествования, которое подразумевает внутреннюю работу. Несчастный отрок, одержимый нечистым духом, не может сам справиться с тем, что его обуревает. Указав на то, что этим состоянием несчастный одержим с детства, Спаситель подчёркивает значимость для каждого человека важнейших условий духовного совершенствования, без которых человек, в своём падшем нынешнем внутреннем и внешнем устроении, не в состоянии измениться, очиститься и обожиться.

Молитва и пост как две составляющих внутренней работы являются элементами духовной жизни. Это целый комплекс данных Господом средств, инструмент для того, чтобы учиться искусству святости. Нередко сегодня люди боятся слова «святость». Они считают, что святые – это только те, кто изображён на иконах. Понятие святости порой не вмещается в жизнь обычного человека, и отчасти это правильно: действительно, святые – это те, кого мы видим на иконах. Но путь к святости и цель святости в жизни каждого христианина должны быть нормой. Если, начав свой путь в Церкви, человек не учится искусству святости, как он может найти спасение? Если пришедший в класс ученик, ещё не имеющий знаний для того, чтобы открывать серьёзные книги и основательно изучать науки, испугается и бросит, то результата он не добьётся. Младенцами, отроками были и Ломоносов, и Ньютон, и Паскаль, и Ламарк, и многие другие выдающиеся учёные, имевшие веру в Бога.

Высшие христианские истины непостижимы для ума, и войти в их понимание можно только тогда, когда человек ощущает внутренний мир. Если в человеке не совершается внутреннего преображения, нет готовности учиться искусству святости, то человек не поймёт, что предложенные ему Богом пост и молитва – это оружие, а не просто обязанность не поесть чего-то и не сходить куда-то. Речь идёт о большем: о том, что предполагает некий режим жизни, подразумевающий внешнее и внутреннее делание. Это сопряжено с необходимостью понуждать себя совершать некоторые действия, и без этого человек не в состоянии преодолеть позывы падшего существа, которые есть в каждом из нас.

Выходя на воздержание, человек неопытный и незрелый, не имеющий духовного наставления, не стремящийся разобраться в смысле и значении поста, бывает, становится жертвой своей беспечности и необразованности. Он просто чего-то не ест и делает это усиленно. Выходя через это воздержание на тропу войны, на дорогу, где он встречается с тёмной силой, – ибо бесы ненавидят пост – человек не знает, что делать дальше. И такой человек открывается для влияния тёмной силы, которая, издеваясь над ним, мучит его. Просто вспахать поле – а именно так преподобный Серафим говорил об этом делании – мало. Более того, поле важно вспахивать именно тем плугом, который рассчитан под нужную почву. Необходимо взять ту лошадь, которая будет в состоянии нести этот плуг, и те руки, которые будут в состоянии опустить этот плуг в землю. Если всего этого не учесть, тогда просто «не есть, не смотреть, не пить, не ходить» может превратиться в оружие, направленное на того, кто совершает подобное воздержание. Потому что в человеке непременно поднимутся его страсти и к нему обязательно придут бесовские мысли. Не зная, что с этим делать, человек будет смущаться, отступать, падать, бросать, продолжать не есть, но не будет и бороться. Он не будет понимать тактику и стратегию ведения своего сражения. Не изучив инструкцию, он не поймёт, что вообще такое есть пост.

Искусство владения этим оружием предполагает различные духовные и телесные практики, имеющие отношение к святоотеческому пониманию поста. Вот почему этому искусству учатся. Посмотрите, как поступает благоразумный студент: движимый желанием получить знания и опыт, он идёт в то учреждение, где ему готовы это дать, а если по какой-то причине он не получает желаемого, то нанимает репетитора. Он прилагает усилие, а не просто автоматически приходит в аудиторию, ибо это неверно. Есть серьёзный путь, и есть практика возрастания в духовной жизни. Если человек не совместит воздержание с молитвой, если не осознает для себя верного отношения к атакам (а бесы будут обязательно атаковать его), если он не научится вести войну, то проиграет. Это всё равно как если бы команда мальчишек-любителей вышла против профессиональной слаженной команды, умеющей атаковать и забивать. Любители будут обречены.

Нам важно осознавать для себя необходимость духовной работы, иначе беса не изгнать, и он не будет бояться. Конечно, всякому делателю Господь поможет и подскажет, если захочет слышать сам человек. Если не захочет, может получиться, как с апостолами, ведь они расстроились: будучи ещё не зрелыми, они даже разгневались, посетовали, впали в состояние раздражения, не сумев изгнать беса из несчастного отрока, поскольку они тогда не постились и не молились, как должно, то есть не имели инструмента. Процесс усвоили, действие выполнили, но результата не достигли. Если не приложить стараний к рассуждению, то ничего не выйдет. Вот почему, вступая во вторую половину поста, мы с вами всякий раз слышим это поучение об умении ведения войны. Сегодняшнее евангельское чтение – о войне, о науке ведения духовной невидимой внутренней брани. Если среди присутствующих здесь есть те, кто об этом думает, это замечательно. Если они сегодня об этом задумались – очень хорошо. Будут невнимательны – это вызовет сожаление, потому что впереди ещё целая половина поста, в которую по-прежнему можно просто не есть, не смотреть, не ходить, но при этом и не воевать. Противник тогда будет издеваться над человеком, посылая ему помыслы, жаля и раня его. Господь, конечно, не даст лукавому духу истязать нас выше меры. Он сподвигает нас задумываться и учиться искусству ведения этого боя, в финале которого – победа, ибо Господь самый сильный и всё может. Но не без нашего участия.

Будем, дорогие братья и сёстры, внимательнее. И если у кого-то после сегодняшнего слова священника возникнет желание поразмышлять над тем, как ведётся этот бой, рекомендую открыть одну из двух книг: преподобного Авву Дорофея, его «Душеполезные поручения» – инструктаж, навигатор и толкование на сегодняшнее евангельское чтение в практике. Автор второй книги – преподобный Никодим Святогорец, книга называется «Невидимая брань». Кто читал – перечитайте, откройте. Помогает. Спаси Господи!

Протоиерей Андрей Алексеев