Проповедь в Неделю о блудном сыне. 4 февраля 2018 г. (Литургия)

Дата: 
4 февраля 2018, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 15:11-32
Лк. 21:8-19

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, в неделю о блудном сыне, мы с вами слышали в евангельском чтении притчу о жизни человека и о его личных отношениях с Богом.

Как ни страшно это звучит, как ни стыдно в этом признаваться, но в этой притче каждому из нас, увы, надо найти себя самого. Потому что, если по-честному, если основательно и серьёзно, – это мы, получившие от Бога столь многое, различные дары и таланты, всё богатство жизни, восклицаем Ему: «Дай нам наше и уйди из нашей жизни!». Как бы это ни звучало, но это правда. Мы просим Его не вмешиваться в нашу жизнь. Толкователи данной притчи утверждают, что человек, начинающий духовное осмысление своего пути к Богу, непременно стыдится того, насколько он несправедлив и бесчестен к создавшему его Небесному Отцу. Духоносные отцы Православной Церкви, вглядываясь в глубину людских сердец, признают, что человек, получив от Бога многоразличные блага, обращаясь к Нему, в сердце, в душе и уме нередко говорит: «Уйди из моей жизни, Господи! Не мешай мне жить так, как я хочу. Дай причитающееся мне, и я буду делать с этим всё, что пожелаю. Это я имею талант красоты, дарование слова, владение мастерством и искусством в разных областях. Это я получил всё это и пользуюсь этим, это моё богатство. Не лезь в мою жизнь, оставь меня в покое! Хочу получать, что желаю, брать от жизни всё!». При этом человек наивно полагает, что ответственности за своё безумие нести не будет.

В этом кроется страшное заблуждение. Закон построен не человеком, и мир создан не людьми. Бог, вкладывающий в жизнь человека определённые правила, знает, что они тяжелы, но при этом они спасительны и благодатны. Если человек не придёт к этим правилам с готовностью их исполнить, он расслабится и умом, и сердцем. Вначале он принимает греховные помыслы, постепенно овладевающие его умом и душой, – и вот он уже вне храма, вне церковных Таинств, вот он уже не молится, не читает Священное Писание. Порой ему кажется, что для него открыт весь мир: он так молод, силён, столько всего может! Безумный, ты от Бога получил столько всего, но на что ты тратишь всё это? Ведь скоро в твоей жизни непременно наступит истощение, оскудение и та нищета, которая тебя, безумного, непременно ввергнет в отчаяние и уныние. Потому что всякая тварь знает своего Господина и, получая что-то от Бога, в совести, в глубине своей души испытывает стыд оттого, что совершает безумное добровольное и свободное отклонение от света, правды, истины – от Христа, Церкви и спасения. Жизнь каждого человека уникальна. У каждого из нас есть с Богом свои личные отношения. Возвращение человека к Богу – это чудо, и Бог ожидает всякого обращающегося к Нему, важно лишь успеть это сделать, ведь можно и опоздать.

В этой притче есть всё: и твоя первая одежда, и перстень на палец, символ возвращения сыновства и дочернего достоинства, и пир славы, открывающий перед нами удивительную милость и Божью любовь, изливающуюся на всякого искренне кающегося человека. Потому что воистину угоден и приятен Богу кающийся грешник, сознающийся в своей немощи и слабости, имеющий готовность не только признавать, но и являть в жизни делами свою веру. Ту веру, которая, по словам апостола Иакова, «без дел мертва».

Каждому из нас в этой жизни доводилось оступаться, и важно найти нужный путь. А тем, кто находится в Церкви, важно научиться принимать возвращающихся. Это трудно, но это правильно. Тому, кто возвращается, также важно помнить, что данная ему от Бога возможность – ещё одно свидетельство Божественного милосердия, которое даётся человеку для его вразумления, чтобы, одумавшись и получив прощение, человек берёг это сокровище, дорожил им и учился искусству хранения сыновней признательности и стремления к славословию Того, Кто дал ему жизнь, Кто дал силы и в очередной раз явил пример неземной любви, давая и в этом мире радость, и в вечности – надежду на живой диалог, возможность соединения, преображения и обожения. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев