Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице (Литургия). 19 ноября 2017 г.

Дата: 
19 ноября 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 8:41-56
Лк. 12:8-12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сёстры, в течение церковного года предлагается нам не раз. Оно содержит повествование о воскрешении дочери Иаира. Спаситель направляется воскресить умершую двенадцатилетнюю девочку – Он, Начальник жизни, Податель силы и правды, Устроитель жизненного пути каждого человека. Также здесь рассказывалось об исцелении женщины, которая долгие годы страдала течением крови и которая, имея веру, прикоснулась к Спасителю и исцелилась.

На что бы сегодня мне хотелось обратить особое внимание? В светском мире для людей, не живущих духовной жизнью, понятие смерти вызывает страх, и они либо ничего о ней не говорят, либо обесценивают её в постоянном показе без понимания реального смысла этого состояния. На экранах сейчас много крови, люди привыкают к тому, что всё идёт как-то само собой. Страх смерти присутствует в жизни человека, но само понятие страха глубоко не христианское. Если человек живёт без понимания важности подготовки к этому «третьему рождению», если он не мыслит окончания земного пути как перехода в вечность, то он боится и наделяет смерть – состояние, важное для человека, – совершенно иными, разными, нередко страшными суевериями и предрассудками.

Мы читаем, что, обращаясь к человеку, Бог говорит ему: «Не бойся. Не бойся смерти, не бойся трудностей, не бойся жизни и её пути, потому что Я есть Путь, Истина и Жизнь». Для каждого живущего в этом мире момент перехода в вечность непременно наступит. Более того, мы должны ждать этого момента, относясь к нему правильно. Сегодняшний рассказ – о том, как Бога пытаются остановить, Бога, идущего дать жизнь, и этот рассказ значим не только как далёкое событие, потрясшее всех (были те, кто смеялся, кто не пускал Его, не веря утверждению о том, что смерти нет). Многие были потрясены, но не многие поняли, зачем это всё было совершено. В жизни каждого из нас есть ожидание этого события, но как к этому относится человек? Ведь это духовное состояние – смерть. Более того, по окончании земного пути дорога будет только продолжаться. У Бога потрясающие планы в отношении каждого человека. Они прикровенны, то есть не открыты до конца. Нам открыта только малая их часть – затем, чтобы мы трудились и готовились к этому моменту.

Наше ожидание этой встречи может быть очень разным. Может быть возмущение, негодование, неготовность принять веру во всемогущество Бога. Человек часто не верит в Его всемогущество и забывает просить Его о милости. Он часто настолько утверждается в своём состоянии недоверия, что, даже обращаясь к Нему, не верит, что Бог может поднять то, что кажется таким павшим и мёртвым. Идущий к девочке Спаситель – напоминание каждому из нас о том, что Богу всё возможно. Все мы оказываемся недоверчивыми: нам часто кажется невозможным, чтобы вот этот человек поднялся для того, чтобы жить иначе. Нам кажется, что вот в этой ситуации уже невозможно что-то изменить, потому что всё очевидно «плохо» и «перспектив нет никаких» – так многие рассуждают. За всем ужасом, который предлагается сегодня человеку, есть потрясающая радость. Бог настолько силён, мудр, любвеобилен и во всём этом неизменен! Но мы не хотим.

Бывает очень печально наблюдать эту трагедию жизни: как священник скажу, что тяжело смотреть на тех, кто бесконечно унывает. Зачем? Преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет нам дороги унывать: победа Христом уже одержана». Нам нужно проводить в путь всея земли своих близких – да, но это же не конец. Дальше нас ожидает потрясающее развитие всего этого. Если с Богом здесь человек встретился, если, как Иаир, обратился к Нему с просьбой поднять – Бог непременно, обязательно поднимет. Если мы в это не верим, то не произойти это может лишь по нашему неверию, оно – дверь, мешающая Богу поднять нас или наших близких, о ком мы молимся. «Это невозможно, всё слишком плохо». – «Так ты обращайся к Богу, зови! Верь». – «Нет, всё слишком плохо». – Ну и не будет тебе тогда. Ты сам перекрыл себе этот духовный кислород, не пуская его в себя самого, к близким своим, которые, возможно, не живут так, как хотелось бы тебе. Но почему ты не веришь? Что в тебе надломилось, почему ты веришь дьяволу, кто ты такой тогда? Ты христианин? Вера – это верность Богу, почему ты не веришь? Более того, ты всячески останавливаешь Его, бьёшь Бога по рукам своими сомнениями в Его всемогуществе, а ведь Он может абсолютно всё.

Специально в пол сейчас опущу глаза: здесь сейчас стоят люди, которые жили страшной, жуткой жизнью, находились в ужасающих падениях, дышали адом и жили в бездне. Но они покаялись, и Бог их услышал, и они стоят в этом храме и сейчас слушают мои слова. Принимая их исповедь, я поражался Божьему милосердию, потому что Господь прощал их и давал им силы и радость жизни. Когда они падали в бездну, многие их близкие не верили, что они смогут подняться, потому что падение было страшным, зловоние от поступков ужасало, и последствия предполагались самые жуткие. Но ведь нет этого! Покаяние очистило их, а «то, что Бог очистил, не почитай, не полагай нечистым». Да, по силам нужное последствие для своего совершенствования человек понесёт, если, покаявшись, будет идти в сторону света. Но если не покается, то последствия могут быть самыми страшными: это вечная смерть – вот чего нужно бояться, жизни без Бога. Недоверие к Богу – тоже смерть. Зови, трудись, что ж ты сомневаешься? Апостол Павел восклицает: «Ничто нас не может отлучить от любви Божьей!». Ничто. Ни теснота, ни болезни, ни какие-то обстоятельства, ни смерть даже, ничто. От Божьей любви отлучить может только наше неверие: «Действуй, а не бездействуй!».

Мы с вами сегодня слышали потрясающе радостное евангельское чтение, одно из самых жизнеутверждающих. Всё Евангелие полно этим, но эта полнота и наполненность нашего сердца – понятия разные. Если мы не вмещаем этой полноты, мы оскудеваем и сердцем, и умом, и жизнью, а если начинаем Богу доверять, то радуемся перспективе дальнейшего пути.

Позвольте упомянуть одну историю. Возможно, кому-то из вас я её уже рассказывал. Эта история основана на реальных событиях. Итак, в одну далёкую африканскую страну некий начальник, господин, шеф, владелец предприятий крупной промышленности посылает двух своих подчинённых, опытных, хороших работников, с целью узнать, можно ли в той далекой африканской стране торговать обувью. Подчинённые поехали. Вот уже и возвращаются, приходят с докладом в кабинет. Первый говорит: «Шеф, всё ужасно. Всё так плохо, что не о чем говорить: все ходят босиком – перспектив там никаких». Вбегает второй: «Шеф, это наша страна! Там босиком ходят все – какие ведь перспективы!». Вот и каждому из нас предлагается выбирать, есть у него перспективы или нет. Готов он к ним или не готов. А вот дальше, как в Писании сказано, «по вере вашей да будет вам».

Протоиерей Андрей Алексеев