Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери (Литургия). 4 ноября 2017 г.

Дата: 
4 ноября 2017, суббота

Евангельские чтения:
Лк. 10:38-42, 11:27-28

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

В этот день, который по церковному календарю призывает нас к почитанию Матери Божией у образа, столь любимого на Руси и именуемого Казанским, а по светскому календарю – День народного единства, мы с вами над чем-то должны задуматься. По-разному можно посмотреть на это событие, которое собирает сегодня многих людей в разных храмах – в зависимости от того, насколько духовно устроен человек, насколько выстроена его душа и струны натянуты, насколько Господь играет на этих струнах и музыка звучит в сердце либо в гармонии, либо нарушая порядок и смущая слух того, кто играет и слушает.

Был такой случай – точнее, притча, рассказанная одним человеком другому. В этой притче участвуют даже не люди, а насекомые, ведь всякая притча – это иносказание. Так вот, некое насекомое летит и вопрошает, где цветущий сад, где поле, покрытое цветами. И встречает муху.

– Я не знаю цветущего сада, я знаю места нечистые, где столько грязи, столько смрада, откуда можно собрать нечистоту и дышать ею.

И спрашивает тогда тот, кто ищет цветущее поле:

– А где же всё это?
– Да вокруг всего этого много!

И дальше тот, кто ищет цветущий сад, спрашивает пчелу, и она отвечает:

– Я не знаю нечистоты. Здесь столько цветов и с них можно собрать нектар.
– Где же они?
– А вот посмотри, они здесь – справа и слева.

В разговоре с духовным чадом тот наставник, который рассказывал ему эту историю, обращаясь к его сердцу, сказал: «Ищи себе друзей, которые духовно выстроены и замечают меньше грязи, но больше цветов, чтобы собрать нектар, напитать себя и дать ощутить многим радость от этой встречи».

В жизни каждого из нас есть много разного. Но понятие единства – понятие библейское, содержащее в себе ту высоту, к которой призван каждый человек. И как тогда, в далекие годы XXVII века, в начальное время, содержащее в себе, как и сегодня, призыв к единству, делами людей сначала явилась раздробленность, междоусобицы, практически утрата государственности, затем, через глубокое понимание евангельского чувства единства и мира, дана победа, так и сегодня у нас с вами есть возможность осознать степень нашей личной ответственности за то время, в которое мы живем. Ведь историю делаем мы с вами. Если Господь благословит ещё этому миру быть, то может пройти не сто лет, а двести и триста, и, просматривая страницы истории, наши потомки что-то скажут о нашем времени, как-то его назовут и по основным меркам будут ориентироваться на то, чем мы жили с вами, что мы видели вокруг себя: грязь или чистоту, красоту и цветы или невежество и убожество. А ведь каждый из нас решает для себя сам, в чём ему жить и как созидать себя, кого иметь своими учителями, что смотреть, что читать, о чём рассуждать, просматривать или не просматривать всё через святое Евангелие, стремиться к единству и миру или нет.

Самая страшная ересь – это когда мы говорим о чём-то очень правильном, но сами не пытаемся так жить. Рассуждаем о чистоте, о правде, о покаянии, о Боге, но не стараемся войти в состояние единства и мира с Тем, Кто является источником правды, чистоты и мира. Это противоречие лишает нас единства и вносит разделение во всё, чем мы занимаемся. Можно в состоянии немилости и разрушая единство зачинать детей, можно в этом состоянии их воспитывать, можно руководить, можно в таком состоянии жизнь прожить, но тогда всё, что вокруг тебя, не будет дышать миром и единством. Это будет ощущаться в истории. Время пройдёт, и Господь всё поставит на свои места – нет, не в учебниках, хотя нередко и в них ложь, а в той правде, которая всегда через Церковь и Евангелие будет показывать, насколько в своей жизни человек, народ или общество осознавали личную ответственность перед Богом и потомками. Потому что если мы с вами не стремимся к миру, как это повлияет на тех, кто будет после нас?

Когда-то в 1612 году произошли события, которые эхом отзываются сегодня и собирают нас у иконы Царицы Небесной, Которую Господь дал нам, чтобы в этом войске, именуемом православием, были окна в небо, всматриваясь в которые, человек сможет дышать свежим воздухом – если, конечно, он захочет выйти из смрада и ощутить потребность дышать, а не задыхаться, желать чистоты, а не стремится испачкаться в грязи. Здесь, как и всегда, свободная воля человека, и каждый решает сам, какие одежды, какие ризы можно надеть, с кем можно водить дружбу, что вкушать, принимая в уста и сердце, и затем передать эти свои мысли, убеждения, привычки дальше тем, которые как-то это оценят.

Если у нас сегодня – День народного единства, и мы в это новейшее время нашей жизни его так назвали, определили, то у нас есть надежда, потому что это праздник нового времени. Мы собираемся не под красными знаменами, а под иконой Матери Божией, и это большая радость, с которой я всех вас сердечно поздравляю. С праздником! Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев