Обращение настоятеля храма к прихожанам об участии в Таинствах и посещении Богослужений

Дорогие братья и сёстры!

Хочу поделиться с вами своими переживаниями как священник, духовный наставник и настоятель храма, понимая в то же время, что решение данного вопроса – задача не на пару дней или недель. Речь идёт о том, что требует личного внимания и участия каждого, кто не просто считает себя христианином, но и думает о Небесном Царстве, причём не только о нём как таковом, но и о себе в этом Царстве, то есть о своей возможности войти туда и быть там вместе с его Царём, Господом нашим Иисусом Христом. И если вы имеете такое чаяние, тогда попрошу вас быть внимательными к тому, о чём сейчас мы будем говорить.

Речь пойдёт о Богослужении и об участии в нём взрослого человека, тем более родителя – то есть наставника, учителя и воспитателя своих детей. Да, никто из нас не соответствует той высоте нравственного идеала христианина, который предлагается нам в Евангелии, но ведь цели и задачи по движению к этому идеалу важно перед собой ставить.

Как мы готовимся к службе? К исповеди, к Причастию? Советуемся ли с духовником по этому вопросу, обсуждаем ли вместе с ним, что произошло за неделю, за месяц и так далее? Ведём ли какую-либо системную духовную работу над собой, или просто докладываем на исповеди о том, что было не так, и идём дальше, не только не пытаясь разобраться в том, как всё это делается, но даже не имея правильных ориентиров в отношении направления движения? Ведь за всеми, очень правильными, мудрыми словами православной святоотеческий традиции должно стоять и наше конкретное живое действие и участие.

Итак. Если мы имеем стремление причаститься Святых Христовых Тайн, принять величайшую Святыню Тела и Крови Спасителя, то мы должны к этому готовиться. И для начала следует обсудить с духовным наставником, какова мера нашего приготовления – с учётом нашего нынешнего духовного состояния – к этому удивительному, чудесному и таинственному событию встречи и соединения человека с Богом.

А как быть с исповедью? Да, исповедь и Причастие – это разные Таинства, и, советуясь в этом вопросе со священником, необходимо принимать во внимание ту замечательную, глубокую духовную традицию, которая сложилась в Русской Православной Церкви в отношении приготовления к Таинству Покаяния. Определяя вместе с пастырем Церкви периодичность, с которой следует приступать к исповеди, необходимо помнить вместе с тем о том, что покаяние – это дверь ко спасению, и что учиться этому искусству следует каждый день, возгревая в сердце сокрушение от содеянных беззаконий и давая своей совести укорить себя за содеянные ошибки.

Теперь попрошу обратить внимание на ещё один очень важный момент. Да, мы должны стараться по возможности быть на вечернем Богослужении накануне Причастия. Да, не всегда это получается в силу разных обстоятельств, которые Господь видит. Но тогда наша подготовка к исповеди и Причастию должна быть более основательной и серьёзной во дни, предшествующие этим событиям.

Далее. Конечно, Господь слышит и наш самый маленький вдох с чувством сокрушения сердечного, но очень важно искать возможность не только быстрого рассказа о совершённых нами грехах, но и живого, искреннего общения с духовным наставником, в котором можно и необходимо поделиться чем-то сокровенным, обсудить проблемы, задать вопросы и услышать ответы, поставить задачи и определить сроки для движения в эту сторону. Для того, чтобы у священника была возможность пообщаться с вами более основательно и серьёзно – а такие встречи должны непременно иметь регулярность и последовательность – конечно же, лучше приходить на исповедь вечером, когда для этого есть больше возможностей, а также в те часы дневные, когда, по договорённости со священником, он может уделить вам внимание и будет вас ждать. Да, об этом нужно будет потрудиться договориться заранее, но ведь если начать – дальше будет уже легче. К тому же в нашем храме каждую пятницу и субботу вечером духовенство по сложившейся традиции уделяет мирянам, прихожанам нашего храма, немало часов для обстоятельного, серьёзного и глубокого диалога, и всех тех, у кого возникнет такое желание, мы с готовностью ждём.

А когда следует приходить на службу утром, в день совершения Литургии? Дорогие, конечно, по-хорошему нужно приходить к Часам – так называется часть Богослужения, которая предваряет непосредственно служение Литургии. И уж конечно тем, кто не успел поисповедоваться в вечернее время, важно прийти к предначинательным молитвам, которые читаются в нашем храме всегда за полчаса перед началом Литургии (а также за 15 минут до начала Всенощного бдения накануне воскресного дня и больших церковных праздников).

Да, конечно, не всегда получается и это: ведь есть маленькие дети, различные семейные вопросы, попечение о родителях и прочее. Господь это видит, и мы, священники, всегда вас поймём. Но ведь очень важно подключать свою совесть, чтобы искать возможность приходить на Богослужение вовремя, разумно заранее распределяя домашние дела и обязанности. Но когда по нашей беспечности, лени и нерадению мы добираемся-таки до храма к чтению Евангелия, пению Херувимской песни или ещё позднее, то разве это честно в наших отношениях с Богом? Разве правильно полагать это нормой? И разве могу я как настоятель, духовный наставник и законоучитель, не обратить на это ваше внимание? Что я и делаю, обращаясь к вам с просьбой – да, именно с просьбой – подумать об услышанном и прочитанном и что-то пересмотреть в своей жизни, чтобы постепенно приучать и приготавливать себя к тому бытию, реальность которого откроется перед нами по окончании земного пути. И если мы здесь сознательно и добровольно не включимся в этот ритм, заданный Богом, если не привыкнем к Божественной службе, к духовному порядку, если не полюбим Богослужение, то что ожидает нас в будущем – и здесь, в жизни земной, и там, в мире Небесном?

Прошу вашего понимания, а вместе с тем призываю всех вас серьёзно задуматься над этим важнейшим для настоящей и будущей жизни вопросом.

 
С любовью о Господе и призыванием благословения на ваши благие дела,

настоятель храма святого благоверного
великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове города Москвы
протоиерей Андрей Алексеев