Дорогие друзья, мы продолжаем наши занятия по книге Деяний святых Апостолов и сегодня будем читать 14-ю главу этой книги.
«В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов».
Уже ранее, в 13-й главе, мы читали о том, что Павел и Варнава имели такое обыкновение: когда они приезжали в какой-то город, то в субботу они шли в синагогу и там общались с людьми. В синагогах тех времён собирались не только евреи, но и эллины-прозелиты, то есть перешедшие в иудаизм. Там собирались те, кто интересовался религиозными и философскими вопросами, у кого был интерес к еврейской мудрости. Известно, например, что для Александрийской библиотеки за несколько столетий до Рождества Христова был заказан перевод Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Этот заказ был совершён по приказу фараона Птолемея – таким образом, интерес у греков-эллинов к еврейской традиции был достаточно древний. Конечно, они не всегда могли понять отличие ветхозаветного Откровения от того состояния, в котором пребывали сами иудеи, потому что весь Ветхий Завет глубоко христоцентричен: в нём содержится огромное количество пророчеств об Иисусе Христе. И, конечно, христиане старались использовать любую возможность, чтобы прийти на собрание, где изучался Ветхий Завет. Синагога – это не храм, это, прежде всего, дом учения, где собирались ученики, которые пытались понять Закон Божий. И вот здесь мы видим, что «уверовало великое множество иудеев и эллинов». Нам надо вспомнить, что Павел был не просто выходцем из иудеев: он был человеком весьма образованным в области иудаизма, учился у ног Гамалиила, который был цадик, праведник своего поколения и великий учитель.
А дальше мы читаем: «А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников».
В 13-й главе мы читали, что иудеи сначала хорошо приняли Павла и Варнаву, а в 14-й главе книги Деяний, во втором стихе, мы видим, что реакция иудеев была однозначно враждебной: они не просто выступили против Павла и Варнавы, против апостолов Иисуса Христа, – они подговорили язычников. Считается, что то гонение в дни императора Нерона против христиан, когда были казнены Пётр и Павел, тоже было инспирировано иудеями. Потому что, как известно, жена императора Нерона Помпея Сабина была по вероисповеданию иудейкой. Когда Нерон сжёг Рим, нужно было кого-то обвинить в этом преступлении, и Помпея Сабина могла нашептать мужу об обвинении в этом христиан. Здесь мы видим тот же почерк, когда «неверующие иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников» – здесь мы видим, что евангелист Лука, написавший книгу Деяний, говорит об апостолах как о братьях: он не говорит «и раздражили против первоверховного апостола Павла и против апостола Варнавы». Нет, в древности к церковным должностям относились очень спокойно. Сам Павел в послании к Галатам писал: «И в знаменитых я не нашёл ничего особенного». Люди они и есть люди. С точки зрения Писания, человек может занимать самое высокое положение в Церкви и оставаться просто «братом», все его титулы остаются как бы за церковным порогом, и для живого общения между людьми они не имеют значения.
Я помню, когда впервые посещал Святую Землю, на улице мы увидели митрополита Тимофея Греческой Церкви Иерусалимского Патриархата: он шёл в одежде простого монаха, у него не было никаких крестов и панагий. Мы подошли к нему под благословение и спросили: «Владыка, а что же Вы так один ходите, без посоха, без панагии?». Он говорит: «А зачем? Это мы в Церкви митрополиты и патриархи, а вообще мы монахи, давшие обет нищеты, смирения. Чем проще, тем лучше». Вот эта деталь, что Лука, автор книги Деяний, называет их просто братьями, учит нас простоте.
Далее Лука пишет:
«Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса».
Получается такая картина: иудеи из синагоги настраивают язычников против апостолов Павла и Варнавы, а Господь Иисус Христос на помощь им посылает дар чудотворения, чтобы они не просто проповедовали силой слова, но чтобы подкрепляли это чудесами и знамениями. Чудеса и знамения в православной традиции для самих верующих христиан не имеют никакого значения. Чудеса – это то, что для сомневающихся, это костыли для них. Как я часто вам объясняю, помните, Сам Христос сказал: «Если Мне не верите, верьте Моим делам». То есть чудесам. Видите, для кого чудеса? Для того, кто не верит. А мы поверили в Иисуса Христа, и не потому, что Он поразил нас каскадом чудес с неба, а потому, что мы возлюбили Его. Самое возвышенное слово, обнаруживающее Божество Христа, – это Нагорная проповедь. Когда мы читаем Нагорную проповедь, понимаем, что никакой простой человек так сказать не мог.
Итак, апостолы Павел и Варнава начинают творить своими руками знамения и чудеса. Мы читаем далее:
«Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов».
Казалось бы, почему весь народ не пошёл за Павлом и Варнавой? Ведь они не просто силой проповедовали, они ведь показывали и чудеса, знамения… Но иудеи даже в отношении Сына Божия дар чудотворения приписывали Веельзевулу, князю бесовскому. О Христе иудеи говорили «Он действует силой Вельзевула». А Христос говорил: «Если Меня злословят, вас тоже будут злословить». Без сомнения, иудеи плели какую-то клевету и на Варнаву, и на Павла, чтобы оттолкнуть от них народ. Жители той местности разделились: одни были на стороне иудеев, другие – на стороне апостолов.
«Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали».
Здесь мы видим странную картину: язычники и иудеи объединяются и со своими начальниками устремляются на апостолов. Казалось бы, иудеи, которые веруют в Единого Бога, и язычники, бывшие во многом иудеям противоположными (они верили во множество богов), никак не могли объединиться. Но здесь их объединяет общая ненависть к святым апостолам. Вот то, что люди объединяются на почве какой-то ненависти – очень дурной признак. Как иногда говорят: «Давай будем дружить против кого-нибудь?». Помните, когда Христа водили между Иродом и Пилатом, Пилат и Ирод помирились? Были во вражде, но против Христа они примирились. Мириться против кого-то – это очень плохо, плохо не только для отдельно взятых людей, но и для целых народов и стран. Сейчас вот многие страны «помирились» против России. Раньше они не очень хорошо общались, у них были напряжённые проблемы, но вот на этот случай пригодилась Россия – и они помирились друг с другом. Приветствует ли Бог такой мир? Бог приветствует любой мир, но Он не приветствует враждебность. Давайте вспомним, что первый мир был уничтожен в водах потопа. А какие у них были грехи? Сказано, что они ходили «во след другой плоти», то есть у них были какие-то извращения. Но ведь в мире после потопа тоже этого хватает. Сказано, что они стали смешивать дом сифитов с домом каианитов, когда «сыны Божии вошли к дочерям человеческим». А после потопа, когда было вавилонское столпотворение, помните? Когда решили построить башню до небес и строили её против Бога. Бог их просто разогнал, Он их не уничтожил, не послал новый потоп, не послал огонь с неба, там вообще не говорится ни о каком наказании. Почему Бог поступил с ними так мягко? Сказано лишь, что Он смешал их языки и что они перестали понимать друг друга, а потом разошлись. Древние комментаторы говорят, что причина в том, что те люди были единодушны. Да, даже против Бога, но единодушны, между ними вражды не было, у них был общий язык, общие слова, они были все вместе. Бог больше всего не любит, когда люди разделяются, и Он не поступил с ними так, как поступил с людьми, жившими до потопа. Хотя это несколько парадоксально. Некоторые толкователи, рассуждающие о том, почему Ирод и Пилат объединились, говорят, что Иисус Христос «распространял такую любовь, что даже извечные враги начинали дружить друг с другом, объединяться». А здесь, возможно, Павел и Варнава распространили такое отношение между людьми, что даже язычники и иудеи примирились, стали единодушны. Да, против Павла и Варнавы. Это могло даже радовать апостолов.
Давайте вспомним в псалмах Давида такие слова: «Возрадовалась душа моя о сказавших мне: пойдём в дом Божий». Очень непонятные слова. Во-первых, «дома Божьего» ещё не было (храм построит только Соломон, сын царя Давида). Давид знал, что он не построит храм, и весь народ это знал, потому что Давид много воевал, а вот его сын был человеком мирным (имя «Соломон» означает «мирный»). И сын построит храм. И вот эти слова, внимательно вслушайтесь, «Возрадовалась душа моя о сказавших мне: пойдём в дом Божий» нужно понимать так: «Возрадовалась душа моя, – говорит Давид, – о сказавших обо мне: пойдём в дом Божий». Что имеется в виду? Жители Иерусалима видели, что Давид уже старый, что он уже еле ходит. Они считали, что храм нельзя построить из-за его грехов. И они возрадовались, увидев, в каком он разбитом состоянии, и сказали: «Скоро пойдём в дом Божий. Давид скоро помрёт – придёт его сын Соломон, мирный человек, построит храм, куда мы будем ходить молиться». А Давид говорит: «Возрадовалась моя душа». То есть он говорит: «Да не важно, пусть я умру! Главное, что люди пойдут в дом Божий». Видите, у праведных людей было полное отсутствие эгоизма, потому что качества праведника – это снисходительное отношение к людям и смирение. Так, Христос, мы знаем, молился за Своих распинателей: «Боже, прости их, они сами не знают, что делают» – то есть Он находил для них даже извинения.
Далее мы читаем пятый стих:
«Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали».
Почему они удаляются? Потому что Господь говорил: «В каком городе вас не примут – идите в другой. В каком доме вас не примут – идите в другой дом». В таких ситуациях удалялся Сам Господь: помните, в Капернауме Его взяли и хотели повести на гору и побить камнями? Но Он прошёл между ними – они даже ничего не поняли – и отправился в другое место.
«В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил».
Здесь говорится о человеке, который родился хромым, то есть был инвалидом от чрева своей матери. «Он сидел» – что значит «сидел»? Он просил милостыню, не мог работать, будучи хром, и «никогда не ходил»: скорее всего, его приносили на место, где он сидел, а потом уносили оттуда. Кормили его, вероятно, на те подаяния, которые он получал.
«Он слушал говорившего Павла».
А как он мог слушать говорившего Павла? Немножко непонятно. Где обычно сидят нищие? В самых людных местах. А где проповедуют апостолы? Тоже в самых людных местах. Как говорил Господь: «То, что услышите на ухо, будете проповедовать на кровлях, на перекрёстках улиц». Поэтому ничего удивительного в этом совпадении нет.
Итак, хромой, который не мог ходить, слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал…».
А как можно увидеть в человеке веру? Все апостолы имели дары Духа Святаго. Среди даров Духа Святаго есть очень редкий дар, который называется «дар различения духов», то есть дар, позволяющий отличать одного человека от другого. Вот мы едва ли можем это делать. Святитель Николай (Касаткин), который был апостолом в Японии, писал: «По лицам японцев вообще невозможно узнать, согласны они с тобой или нет». Если бы у него был дар различения духов, он мог бы чётко сказать, кто из них имел веру и кому нужно было проповедовать, а кто веры не имеет.
«Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал…»
А чему нас может научить то, что в нём увидели веру после того, как сказали, что он «слушал Павла»? Помните, сказано: «Вера от слышания, а слышание – от слова Божия»? Этот инвалид внимательно слушал проповедь Павла, в его сердце появилась вера – и апостол, имевший дар различения духов, увидел это.
«…и сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить».
Здесь мы видим, что имя Господа Иисуса Христа обладает великой силой. Как сказано в Библии, «Нет другого имени под небом, которым надлежало бы спастись, кроме имени Ииуса Христа». В Библии сказано, что имя Господа – это «крепкая башня», и правильно делает праведник, когда убегает в эту башню. То есть имя Божие защищает нас, а здесь происходит чудесное исцеление: этот больной тотчас получает избавление. Уточнение «тотчас» часто встречается и в Евангелии, когда рассказывается о чудесах Иисуса Христа, помните: «Тотчас прокажённый очистился от проказы», «Тотчас расслабленный встал, взял постель и пошёл домой», «Тотчас имевший сухую руку протянул её». Если для человека процесс лечения может растянуться на годы и годы (и то нет уверенности в том, что он исцелится), то когда Бог вмешивается в нашу реальность, перемены могут произойти тотчас. «Хромой тотчас вскочил» – что значит «вскочил»? Подпрыгнул, встал на ноги, стал ходить. Когда Бог будет восстанавливать весь мир, когда будет новое небо, новая земля, новый Иерусалим от Господа, с Неба, и будут новые человеческие тела, у пророка Исаии сказано, что «хромой будет скакать от радости, немой будет петь». А здесь как будто бы Царство Бога уже наступает. Вспомните, что говорит в начале своей проповеди Иоанн Креститель: «Приблизилось Царство Небесное». Так. А теперь вспомните притчи Иисуса Христа, ведь они все были о Царствии Божием. Царство Божие – это Церковь. А где Церковь, там Царство Бога. Во Втором пришествии Христос обеспечит, чтобы Царство Божие, по теократическому порядку от Бога, воцарилось в планетарном масштабе. Об этом мы просим Бога в молитве, когда читаем «Отче наш»: «Да будет воля Твоя, да придет Царствие Твое, яко на небеси и на земли».
«Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: Боги в образе человеческом сошли к нам».
Язычники решили, что это не просто евреи из какой-то еврейской секты (синагога же их не признаёт) – наверное, это боги какие-то. Почему они так решили? Так они видели, как приносили и уносили этого больного, и все ведь знали, что он таким родился. Возможно, его недуг и визуально как-то распознавался. В те времена было принято выставлять напоказ свои раны. У него наверняка были иссохшие дистрофированные ноги. Увидев такое чудо – что он вскочил, стал ходить, наверное, прыгая от радости – народ возвысил голос, говоря на своём наречии: «Боги в образе человеческом сошли к нам». Богами они назвали Павла и Варнаву.
«И называли Варнаву Зевсом (то есть верховным божеством — прим.), а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение».
Уже и волов привели, чтобы этим богам воздать почести, зарезать этих волов, которых украшали венками как жертвенных. По сплетению цветов на животном люди понимали, что это не просто на бойню идёт вол, а что он идёт к богам – люди приветствовали такое действие. Жрец поступает очень напористо, скажем так. Но как на это реагируют апостолы? Как мы выяснили, у христиан в общении была простота, они друг друга считали братьями и ничего особого друг в друге не видели. Помните, как Павел писал: «Кто такой Павел? Кто такой Аполлос? Они только служители, и в той мере, в какой дал Бог».
Каковы же их дейсвтия?
«Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем (что их объявили богами, что им хотят жертву принести — прим.), разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете?».
В каких случаях евреи раздирали одежды? Когда они сталкивались с богохульством. Помните, когда Иисуса Христа допрашивали и Он не отрицал того, что он Сын Божий, первосвященник разодрал свои одежды, потому что он воспринял эти слова как богохульство. А здесь Павел и Варнава считают богохульством то, что им будут поклоняться как каким-то богам (имена ведь им новые языческие даже дали, в книге Исход сказано «Имён даже этих богов нельзя называть»). Быков каких-то привели.
«Мужи, что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому».
Они не говорят о себе: «Мы сверхчеловеки», но «подобные вам человеки». Они не высоко мыслили о себе, это были смиренные простые люди и настоящие христиане. Их негодование – негодование против языческих сложностей, когда кого-то превозносят и величают, для них это недопустимо.
«И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями».
Вот здесь апостолы решительно проповедуют о Боге как о Творце неба и земли, «Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». Такая же проповедь звучит и накануне крещения Руси: в «Повести временных лет» Нестор-летописец описывает, что когда Владимир ещё не принял решение стать христианином и был ещё язычником, он решил собрать в Киеве всех языческих богов. Это был знак примирения разных славянских племён: полян, древлян, кривичей, вятичей и прочих. И все языческие жрецы пришли и принесли богов из разных земель, и был языческий праздник встречи этих богов. И идолам решили принести человеческую жертву. И Владимир дал согласие, бросили жребий и смотрели, на какую часть Киева он выпадет, на какую улицу и на какой дом, на какого члена семьи. И жребий указал на мальчика-киевлянина, отрока с христианским именем Иоанн. Летописец пишет, что его отец был варяг Фёдор, то есть скандинав по происхождению и христианского вероисповедания (Фёдор — тоже христианское имя). Как такое могло произойти? В Византии, когда вели войны, приглашали наёмников, и многие варяги раньше славян принимали там христианство. Когда толпа киевских язычников пришла к дому варяга Фёдора и сказали: «Отдай своего сына в жертву нашим богам!», варяг Фёдор сказал: «Если вашим богам нужен мой сын, пусть они сами за ним приходят». Язычники ответили: «А наши боги не умеют ходить». Варяг засмеялся и спросил: «Что это за боги, если они не умеют ходить? Я верю в Бога греков, Который сотворил небо и землю». Видите, темы перекликаются. Когда мы проповедуем совсем язычникам, мы должны говорить о том, что у этого мира есть один Творец. Факт неоспоримый: Бог – это Тот, Кто сотворил небо, землю, море, звёзды и всё, что существует.
«…Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями».
Что значит «Бог попустил всем народам ходить своими путями»? Это значит «Ищите путь к Богу, пока не обрящете Его». Языческие религии, мировые религии – это всё поиск Бога. Почему? А потому что вера в Бога, как пишет Иоанн Дамаскин, всеяна в каждого человека. Человек, идя по своим путям, хочет найти Бога. Как есть такой древний мидраш, повторю для тех, кто не слышал: когда Авраам был маленький и жил в Уре Халдейском (а тогда вообще все были язычники, по всей планете), вокруг было много разных богов. И Авраам захотел выбрать себе бога. Он сидел у окошка и думал о том, что надо одного какого-то бога себе выбрать, чтобы ему служить и который в ответ будет ему помогать и с другими богами договариваться за него. И он увидел, как взошла огромная красивая луна и как звёзды высыпали на небе, и сказал: «Вот луна и будет моим богом, а звёзды ей помогут!». И он со слезами наблюдал за движением этого божества по небу. А потом – раз, и луна зашла, и звёзды погасли. И Авраам сказал: «Да… Не люблю того, что заходит! Что же это за боги?». И вот огромное солнце поднялось в ярком свете. И Авраам говорит: «Что же я раньше не думал о том, что солнце выше всех и ярче всех? Вот настоящий бог!». И он любовался. Но потом был и заход солнца. Надо же, опять не получилось! И тогда Авраам понял: Бог – это Тот, Кто выше солнца, луны, звёзд, Кто всё создал и Которому всё подчинено. И Ему одному надо служить.
И вот Павел проповедует этим людям, что в прошедших родах Бог «попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями». То есть проявлял заботу о всех народах. Какими благодеяниями? «Подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши».
То есть Бог не оставляет никакие народы: Он посылает свет солнца и дождь и на праведных, и на неправедных, промышляя о всём Своём творении. У наших братьев и сестёр бывает такое предубеждение, что Бог сидит на небе и думает только о православных христианах. Но это, конечно, не так. Бог думает и о китайцах, и о японцах, ведь Он каждый день посылает им необходимую пищу. Он думает не только о людях, Он думает и о зверях полевых, и о птицах небесных, промышляя о всём Своём творении.
«И, говоря сие, они (то есть Варнава и Павел – прим.) едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим».
То есть иудеи вызвали на подкрепление каких-то людей, которые обвинили апостолов в том, что они лгут. Обычно, когда идут вот такие голословные обвинения и кого-то обвиняют в чём-то дурном и предосудительном, это всегда означает, что люди проигрывают, что у них кончились аргументы и уже нужно говорить что-то чудовищно некрасивое. И Павла побивают камнями, а, побив камнями, решают, что он уже мёртвый. Окровавленного, они вытащили его за город, почитая его умершим. Как осуществлялось побиение камнями? В еврейском Талмуде описывается эта практика: человека ставили на какую-то возвышенность и толкали вниз головой, чтобы он ударился. Когда он еле поднимался после этого, его закидывали камнями. Причём считалось, что закидывать его маленькими камушками – жестоко: считалось, что надо делать полную анестезию, то есть брать камни побольше, чтобы смерть пришла быстрее – таким образом, они как бы осуществляли сострадание. Помните, Христу подали вино, смешанное с уксусом? Это была анестезия. Люди, принимавшие такой состав, быстро приходили в состояние опьянения от этой опасной смеси и как бы забывались.
И вот эта толпа уничтожает Павла: они решают, что он мёртв. Они побили его камнями и теперь бросают за городом.
«Когда же ученики собрались около него…».
Учениками здесь называются верующие. Конечно, они же не просто стояли и смотрели на окровавленного Павла. Вот я не переношу такой обряд, который называется «Минута молчания». Часто вот по телевизору говорят: «А теперь – минута молчания». Понятно, молчат безбожники, ну а что они могут тут сказать? Но мы же не рыбы безгласные, мы молимся за мёртвых, читаем молитвы определённые, псалмы – у нас есть, что сказать и кому сказать. Только те, кто не верит в то, что над ними Око видящее, Ухо слышащее и книга, в которую записываются все их деяния, думают, что в таких случаях надо просто молчать. Конечно, ученики молились. И что произошло?
Павел «встал и пошёл в город». Он встал на ноги! И опять пошёл в этот город, «а на другой день удалился с Варнавою в Дервию».
Можем ли мы сказать, что миссия в этом городе была напрасна? Нет, не можем: у него появились ученики. И теперь они останутся в этом городе проповедовать. Помните, как Иисус Христос исцелил гадаринского бесноватого? И бесноватый говорил, что хочет пойти за Ним, то есть он решил стать апостолом. А Христос сказал ему: «Нет, иди в города». Что этим самым сказал Христос? «Твой апостолат – это твой город. Меня туда не пускают из-за любви к свиньям, а вот ты туда иди». И он пошёл. И, по Преданию, его проповедь была очень успешна.
Итак, Варнава и Павел уходят в Дервию. Далее мы читаем:
«Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию».
То есть они иногда возвращались в те города, откуда их прогнали, откуда их вынудили уйти. Я как-то рассказывал вам, что есть такая книга «Дидахи». Это учение двенадцати апостолов, внутренний устав для апостолов. Там сказано, что если апостол приходит в какой-то город и живёт там более трёх дней, то он не апостол, он лжеапостол. Они обязаны были ходить из места в место, чтобы проповедовать как можно большему числу людей. И если апостолу где-то понравилось и он решил отдохнуть со своими друзьями, это считалось плохим для него. Он же апостол и, значит, мученик, он должен нести свой крест, переходя с места на место. У меня духовником был покойный протоиерей Дмитрий Дудко, и в советское время его переводили с прихода на приход. А он смеялся и говорил: «Глупое КГБ! Они не понимают, что если бы я сидел всё время на одном приходе, у меня не было бы столько духовных чад! Они наказывают меня переводами с прихода на приход, а я и радуюсь: у меня теперь постоянно новая паства, при этом я не теряю и старую паству!». Действительно, апостолы вели очень динамичный образ жизни, передвигаясь с места на место, потому что именно таким было их представление о благовествовании. Иисус Христос сказал: «Я для того и пришёл». То есть – чтобы проповедовать.
«Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию». Антиохия – это крупный город в Сирии. Там трудился апостол Пётр, именно он поставил в Антиохи епископа, а сам он был первым патриархом Антиохийской Церкви, и вот это обстоятельство очень не нравится католикам, потому что после Антиохи он создал Церковь в Риме и стал в Риме первым Римским папой. Католикам всегда было удобно говорить: «Так как Пётр создал нашу Римскую Церковь, был первым папой и патриархом Запада, а мы, последующие папы, его преемники, следовательно, все остальные должны нам подчиняться». А тут мы, православнее, говорим: «А он в Антиохии тоже что-то создал, там он тоже был патриархом и после себя кого-то оставил». Апостолы не привязывались к какому-то одному месту, они перемещались с одного места на другое.
«…утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
То есть их миссия сводилась к чему? Они поддерживали верующих, утверждая души учеников и увещевая их пребывать в вере и поучая, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». То есть они не просто обращали этих людей в веру, они не прекращали окормления этих людей, поддерживая их в вере. Их свидетельство было очень динамично. Они могли прийти в один город, а потом вновь появиться там через несколько десятков лет. Историю про Иоанна Богослова и разбойника знаете? Когда Иоанн Богослов ходил проповедовал по разным местам, он пришёл в один город и стал проповедовать в местной общине. И увидел там одного мальчика, который так внимательно его слушал, что прям глаза у этого мальчика горели. И Иоанн Богослов после беседы подошёл к этому ребёнку, стал его наставлять, радуясь за него, расположенного к христианству. Покидая город, Иоанн Богослов сказал пресвитеру той общины, настоятелю или епископу: «Вот, я поручаю тебе этого мальчика, оберегай его, наставляй в вере, пусть он останется в твоей общине!». И Иоанн после этого ушёл и долго потом в том городе не появлялся. А мальчик тот вырос, превратился в дылду, стал воровать, грабить, сколотил шайку, пьянствовал-блудил и нападал на людей, которые проезжали через его город. Исправить его было невозможно, и община махнула на него рукой. И вот через некоторое время Иоанн Богослов снова приходит в тот город. Он тогда уже был старый (дольше всех прожил), но у него была хорошая память, и он пообщался со всеми. И он спросил: «А где тот мальчик, которого я наставлял?». А ему говорят: «Ой, там всё совсем плохо. Он вырос, в такого дылду превратился… Какой там «мальчик»! Он теперь пьяница, блудник и разбойник, его все боятся, он нападает на людей на дорогах». Тут Иоанн Богослов говорит: «Ну, тогда я прям к нему и пойду!». Взял он свою палку и пошёл. Идёт Иоанн Богослов, а там – раз, и разбойники лютые выскакивают с атаманом своим, с этим бывшим «мальчиком». Иоанн Богослов его увидел, узнал и воскликнул: «А! Вот ты-то мне и нужен!» – и побежал за ним, а тот – от него. А банда не понимает, что происходит: какой-то старик за их атаманом гонится. Иоанн Богослов был уже старым и грузным, и он стал кричать: «Остановись, я не могу бежать, я же старик!». Тот остановился. Иоанн Богослов к нему подошёл и говорит: «Ну что же с тобой такое случилось? Я когда оставлял тебя, ты такой хороший был!». И тот вспомнил свою детскую веру, раскаялся и заплакал – произошло его возвращение! И вся банда его покаялась. Иоанн Богослов с ними пообщался, вернул их в город, в семьи, в общину. Вот такой образ жизни был у апостолов. Это делалось в очень простой обстановке. Они перемещались с места на место по известным римским дорогам, которые римляне строили для быстрого перемещения легионов.
Итак, каковы действия Павла и Варнавы в том месте, о котором мы читаем?
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».
То есть Павел и Варнава, будучи апостолами, поставили пресвитеров, рукоположили людей, которые уверовали, окормлять других верующих. То есть они устанавливали евхаристические общины, потому что настоящая община – это евхаристическая община, а как быть в евхаристической общине, если нет священников? Поэтому они поставляли диаконов, священников и епископов – таким образом, мы, православные священники, имеем рукоположение от апостолов. Мы можем назвать всех епископов от Патриарха Кирилла до апостола Андрея. Таких исторических Церквей немного. Римо-католическая Церковь тоже может назвать всех епископов от папы Франциска до апостола Петра, основавшего Римскую Церковь. Другие православные патриархаты также могут назвать всех епископов до апостолов. Армянская Церковь (не православная, как и Римская) также может назвать всех епископов до апостолов. И ещё Малабарская и Коптская Церкви могут назвать. Исторические Церкви восходят к апостольским временам. А всякие секты возникают лишь во времени: какая-нибудь появилась в XIX веке, какая-нибудь – в XX, XVIII, то есть они никак не связаны с апостольскими временами.
Мы видим, что важная функция апостолов Павла и Варнавы – поставлять пресвитеров, то есть старейшин для служения в Церкви. Когда апостол Павел писал послание к Тимофею, тот был юным епископом. Понять такое очень сложно, но Павел прямо пишет: «Никто да не пренебрегает юностью твоей». В то же время мы видим, что с Тимофеем Павел общается, как с епископом, и пишет ему: «Возгревай дар Божий, который ты получил через возложение рук священства».
«Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию».
Кстати, в некоторых Библиях есть карты, где показаны маршруты путешествий апостола Павла, там пишут «Первое путешествие» – и стрелочки, «Второе путешествие» – другие стрелочки. И, действительно, они много ходили и на одном месте не оставались. Как я уже говорил, Павел трудился в Испании и в Галлии, то есть во Франции. Есть предание, что он заложил начатки британского христианства, кого-то там поставил.
«А оттуда отплыли в Антиохию…».
Мы видим, что вокруг Антиохии всё вращается, потому что Антиохия была в то время очень крупным торговым, политическим и стратегическим центром, как Рим, Иерусалим, Александрия (в те времена это были места особого притяжения людей).
«…откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили».
Вот здесь немножко непонятно. Здесь евангелист Лука хочет сказать, что Дух Божий указывал им, куда идти, Сам направлял их, куда считал нужным. Потому что о Духе Божием так и сказано, что Он «дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а откуда приходит и куда уходит, не знаешь». Они ходили не по человеческому разумению, они ходили пред Богом, как Ной ходил пред Богом, как Енох ходил пред Богом, как Авраам ходил пред Богом. И ходили они действием благодати Духа Святаго, то есть со многими чудесами и знамениями. То есть этот век был веком интенсивного апостольского служения, благодаря которому возникли христианские Церкви. Так, мы знаем, что апостол Андрей проповедовал в Скифии, где он поднялся до тех мест, где теперь стоит славный город Киев, где ему было видение от Бога – описывает Нестор-летописец в «Повести временных лет» – и где пророчески апостол Андрей предсказал: «На сих горах возсияет великая благодать Божия, и много церквей Господь Бог сизиждет на месте сем». А Киев, как мы знаем, – «мать городов русских», то есть это начало, где будет купель крещения Руси, когда при князе Владимире Русь будет креститься. Оттуда вера наша будет распространяться.
Для христиан всегда было очень дорого вспоминать все путешествия апостолов. Для русских, украинцев и белорусов очень важно помнить, что сюда приходил Андрей. Летопись рассказывает, как он поднялся к северным землям, к Новгороду, где его пригласили в баню попариться. Придя в Рим, он сказал: «Странные дела у славян! Зайдут они в баню, распарятся докрасна и хлыщут себя ветками, никем не понуждаемые. Обольются квасом кожевенным и опять бьют себя ветками». Ну, еврей Андрей не понял смысла нашей парилки. Почему в летописях записываются вот такие анекдотические моменты? Потому что для наших предков было очень важно по крохам собирать любые свидетельства причастности нашей Церкви к апостольским временам. Мы веруем в «апостольскую Церковь», как поём в Никео-Цареградском «Символе веры», то оесть в Церковь, начало которой положили святые апостолы. И только та Церковь, которая на апостолах основана, может называть себя Церковью Христовой. В историческом смысле, как я вам уже объяснил, очень немногие Церкви могут сказать о себе, что они связаны с апостольским веком.
Мы читаем 27-й и 28-й стихи, которыми оканчивается 14 глава:
«Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками».
Может быть, кому-то непонятны слова «прибыв туда и собрав церковь». Как один мой знакомый сказал мне: «Они, что, там храмы строили? Написано «церковь собрали» – может, там уже были брёвна приготовлены, а они пришли и собрали всё это?». «Церковь» – по-гречески «экклесия» – это «собрание верующих». Поэтому под фразой «собрав церковь» имеется в виду «собрав верующих». Почему, когда мы идём в храм, мы говорим: «Я пойду в церковь»? Имеется в виду: «Я пойду туда, где собрались верующие». «Церковь – не в стенах, а в ребрах», как говорили отцы. Храм – это здание, а Церковь – это верующие, это Божий народ, миряне, духовенство. Поэтому когда мы говорим «Я пойду в церковь», это правильно, то есть «я пойду в собрание верующих». Но при этом имеется в виду и храм, помещение, где эти верующие, Церковь, собираются. Поэтому слова «прибыв туда и собрав церковь» не нужно понимать буквально, что они там что-то построили. Во-первых, в древности они не могли ничего строить. Есть исследования археологов в тех местах: стационарные базилики христиан появляются только где-то к четвёртому веку, а вообще древние христиане собирались по домам и проповедовали они тоже по домам, где жили люди. Как Христос говорил: «Идите по домам, куда вас примут – туда входите, а где не примут – прах отрясите и идите дальше». Потом, большие христианские собрания делались и на кладбищах. Римские кладбища – это катакомбы. А зачем они собирались на кладбищах? Представьте, кто-нибудь из нас объявит: «Вечером собираемся на кладбище, будем петь акафист» – я думаю, вы очень удивитесь. Дело в том, что, по римским законам, кладбище – это место неприкосновенное, и ни один римлянин не мог на кладбище меч обнажить. По законам, они оставляли оружие вне кладбища, и там мог собираться кто угодно, и никто не мог его там потревожить. Вот в советское время: храмы закрывают, кресты сбивают везде. А где кресты стояли и их никто не трогал? На кладбище. Даже советская власть не трогала крест, если он стоит на кладбище. Почему у нас появился обычай на Пасху ездить на кладбище? А потому что храмы ведь были закрыты – и люди ехали на кладбище, где одни кресты, кресты, кресты. Сидели там: вот предки, вот мы собрались – и неплохо проводили время. Конечно, когда храмы открылись, Церковь стала говорить: «Не надо на Пасху ездить на кладбище, когда есть храм». Но в те времена это было объяснимо, и первые христиане собирались по домам, в горах-лесах на общие большие богослужебные собрания. Чаще они собирались в катакомбах. Римские катакомбы нам известны, катакомбы были и в других городах. Древние города всегда строились в местах, где добывался камень (мрамор), поэтому есть и александрийские катакомбы, и антиохийские, и одесские. Эти места считались священными, они там и проводили свои собрания. Известен такой случай, когда римляне сказали: «Все, кто придут в катакомбы, в места захоронений, на кладбища, по выходе оттуда будут убиты». Это было объявлено по всему городу. И христиане побежали в эти катакомбы! Одна женщина взяла своего маленького ребёнка и бежала с ним. Римский центурион, офицер, пожалел ребёнка и сказал той женщине: «Что ты делаешь, глупая! Ты знаешь приказ о том, что потом вас всех будут убивать?! Ребёнка-то пожалей! Отдай его мне, я его пристрою». А она говорит: «Неужели я для своего ребёнка не пожелаю такого блага — стать мучеником во Христе? Чтобы в золотом венце, в белоснежных одеждах он стоял перед Ним». Они прижала своё сокровище к груди и побежала дальше.
То есть у христиан к общим церковным собраниям было отношение трепетное. С другой стороны, свои службы в катакомбах они служили без престолов, их у них не было. Они служили на гробах мучеников, то есть на гробе какого-то христианина, которого казнили и похоронили. На гробах этих мучеников совершалась служба – вот почему на каждом православном Престоле сверху лежит Антиминс, куда вшиты мощи святого мученика. Это как раз связано с временами катакомб, когда службу совершали именно на мощах мучеников – вот такая древняя традиция. Когда апостолы Пётр и Павел погибнут при императоре Нероне, их похоронят на Ватиканском холме в Риме, в месте, где жили и хоронили своих покойников очень простые люди. И потом, когда, по прошествии многих столетий, люди стали копать там, то нашли их захоронения. Это произошло в первой половине XX века, когда католики делали перепланировку подвала собора св. апостола Петра и нашли вдруг древнюю римскую кладку. Там были такие подвалы, забитые костями мужчин, женщин, детей. Нашли кладку, вокруг которой были разложены другие кости, кладка эта была как бы центром. Вскрыли, а там табличка и на греческом языке написано: «Здесь Пётр». Римская Церковь всегда знала, что он похоронен где-то на Ватиканском холме, да и собор Петра был построен довольно давно, 500 лет назад. Когда в XX веке там шли работы, они просто нашли ту таблицу и останки апостола Петра (череп, кости сохранились неплохо). Древние христиане места своих захоронений отмечали знаком Рыбы, рисовали там её, это самый древний христианский символ, древнее Креста. Рыба по-гречески «ихтиус», это ещё и аббревиатура «Иисус Христос, Сын Божий». Христиане могли распознавать друг друга так: встретились, например, двое, и тот, который христианин, берёт и рисует рыбу. И смотрит на другого. Если тот не христианин, то подумает: «И что? Что он рыбу нарисовал-то? Рыбак, что ли?», а если христианин, то он просто рисует вторую рыбу.
Итак, друзья, сегодня мы с вами изучили 14-ю главу книги Деяний святых Апостолов. Если будем живы и Господь позволит, то и в следующий раз соберёмся продолжить изучение этой чудесной книги. У нас есть немного времени – может, есть какие-то вопросы, я на них с радостью отвечу.
Вопрос:
Отец Олег, Вы уже не раз говорили о том, что апостолы переходили с места на место и жили там по три дня. Я езжу в Абхазию вот уже пятый год и там всегда посещаю пещеру Симона Кананита – нам говорили, что он жил там до конца своих дней. Получается, когда он там остановился и стал жить, он прекратил своё апостольское служение?
Ответ:
Я думаю, это была стратегическая точка. Он же мог ходить по селениям и окрестностям и свидетельствовать о Христе. Потому что, пока у них были силы, они передвигались. Эта история про Иоанна Богослова и разбойника – это из «Истории Церкви» Евсевия Памфила, автора IV века. Он описывал предания древности, в которых говорится, что они действительно ходили с места на место. Они могли иметь стратегические точки. Вот Антиохия была такой стратегической точкой, Рим, конечно, был очень важной стратегической точкой, как Иерусалим и Александрия. И другие места. Пожалуйста, ещё вопросы.
Вопрос:
Отец Олег, я помню, мы читали, что священникам нельзя разрывать свою одежду. Апостол Павел, получается, тоже священник? Но он разорвал свою одежду, как Вы сейчас в 14-й главе читали.
Ответ:
Хороший вопрос! Священная одежда освящена, и её разрывать нельзя. Кстати, когда тот первосвященник разорвал свою одежду, он не имел права так поступать. Можно было разрывать обычную одежду. Во времена апостолов была ведь и обычная одежда – и на апостолах в том числе, они же не ходили в архиерейских облачениях. Их священной одеждой была фелонь. Апостол Павел в послании к Тимофею пишет: «Возьми книги, которые оставил в Троаде у Карпа, особенно кожаные, и фелонь». Фелонь – это еврейский талит, молитвенная накидка, на концах которой были такие вот нити. В московском метро можно увидеть еврейских детей, у которых из-под курточек эти нити свисают. И вот талит – самое старинное христианское облачение, он надевался через голову, и современную фелонь священник тоже надевает через голову. Конечно, талит не разрывался, разорвать апостолы могли часть своей личной одежды, как у всех остальных. К священной же одежде относились очень бережно. Кстати, одежда Павла очень ценилась: в книге Деяний описано, как его пояс, его плат христиане брали, возлагали на больных, и те исцелялись, и злые духи из бесноватых выходили. То есть к любой его одежде было особое отношение. А запрет касается именно священнической одежды.
Вопрос:
Последнее время меня интересует такой вопрос, нигде не могу найти на него ответа: вся история России, которую мы знаем, идёт от крещения равноапостольного Владимира. Неужели в России почти до X века не было христиан? Например, равноапостольная Ольга что-то знала о христианстве от своей служанки. Если апостол Андрей Первозванный дошёл до Киева – он же везде проповедовал христианство?
Ответ:
Когда он поднялся к Новгороду, то пересёк границу современной России и современной Украины. Он мог проповедовать в Новгороде, на русском севере. Уходил он оттуда на корабле через Балтику, ведь германские народы тоже входили в сферу их проповеди. Надо понять, что тогда здесь, на месте Москвы, жили угро-финские племена, никаких славян тут не было. Как мы это можем установить? По названию рек. Что интересно, можно переименовать город, улицу, но самые древние наименования, наименования рек и гор, в истории сохраняются. Горы и реки сохраняют такие древние наименования, что никто не может понять, что они означают. Вот никто не знает смысла слова «Москва», но понимают, что это от названия реки: она всегда даёт название городу, и никогда наоборот. Здесь кочевали и обитали угро-финские племена. Север тоже находился в их зоне. Когда славяне переселяются на север, к Москве? Когда было нашествие татаро-монгольского ига, и Киев был уничтожен, и все славянские центры на территории теперешней Украины были уничтожены, то христиане стали разбегаться. Те, кто ушёл на север, очень хорошо там сохранились, потому что не перемешались с тюрками-татарами. Я, когда бываю в Архангельской епархии, прямо любуюсь на людей: там ходят настоящие славяне, сейчас таких не увидишь – высокие, светловолосые, у них часто голубые глаза. И бороды у них такие серьёзные. До севера-то татары не дошли, Орда побоялась туда идти, экспансию они осуществляли лишь в своём климате, Россия для них была холодной. В реальности Киевская Русь осуществила переселение на север, в Москву. Ведь наши князья и митрополиты были киевскими поначалу. Святитель Алексий, бывший при преподобном Сергии, считался киевским митрополитом. И наши князья, княжившие уже в Москве, называли себя киевскими князьями. Московскими они назовут себя позже, когда Москва возвеличится, а Киев окажется за границей Руси, под Великим княжеством Литовским, под Речью Посплитой. А Русь сместилась. В настоящий момент мы имеем Малороссию, Великороссию и Белороссию, это разросшееся древо Киевской Руси. Поэтому Нестор-летописец пишет, что Киев – это «мать городов русских», и это там, «откуда началась русская земля». Мы, православные христиане, очень болезненно переживаем этот конфликт между Украиной и Россией, молимся, чтобы был мир и это безобразие прекратилось, чтобы народы пребывали в братском единстве. Для диавола нет больше забавы, как сталкивать друг с другом своих. Помните, первое-то убийство произошло между родными братьями Каином и Авелем, когда из-за ссоры Каин убил Авеля. Ещё вопросы?
Вопрос:
Один вопрос, пожалуйста. Правомерно ли утверждать, что Католическая Церковь идёт от апостола Павла? Ведь с развитием католицизма обнаружился ряд канонических нарушений, они же неправильно славят Господа?
Ответ:
Они точно имеют законное священство. Если католический священник переходит в православие, а такое бывает, его никто и никогда не рукополагает заново, его принимают как священника. Например, на Ордынке служит бывший католический священник, советник Ватикана, перешедший на старости лет в православие. Вот так он решил. И его приняли в сущем сане. Если наш священник, не дай Бог, уйдёт в католицизм, его примут в сущем сане, и никто не будет сомневаться ни в его рукоположении, ни в крещении. Если мы берём Вселенские Соборы, все семь Вселенских Соборов, от всех еретиков на этих соборах принимали и крещение, и рукоположение. Принималось крещение от ариан, не веривших в Божество Иисуса Христа, не признававших Троицу (это как Свидетели Иеговы). Их рукоположение и крещение принималось. Принималось рукоположение и крещение от монофизитов, от монофилитов, иконоборцев. Мы не найдём ни одной ереси, от которой Вселенские Соборы не принимали бы крещения и рукоположения, таких нет. Более того, очень авторитетный канонист, блаженный Августин, учил: те, кто перекрещивает еретиков, сами еретики. Вот так он учил. Я не очень это понимаю, как и вы, наверное, но это было так.
Перекрещивание католиков начинается только в XVIII веке. До XVIII века их принимали с крещением. Перекрещивание начинается с Константинопольского патриархата, уставшего от латинских миссионеров, которые туда приезжали, подкупали турецкие власти и забирали там себе целые храмы, какие хотели. Поскольку греки не знали, как спастись от этих назойливых латинян-католиков, они сказали: «Да они даже не христиане – будем их перекрещивать». Но эта практика не стала практикой всей Церкви, потому что в других патриархатах говорили: «А мы смотрим, как поступали на Вселенских Соборах, а не так, как вам нравится или не нравится». Если там принимали и ариан, и монофизитов, всех принимали в сущем сане – значит, признавали остаточную благодать. Остаточная благодать остаётся на человеке в том случае, если сообщество, к которому он принадлежит, когда-то было церковным. Если сообщество перестало быть церковным, отделилось от основного Божьего народа, это не значит, что они всё потеряли. Что говорит преподобный Серафим Саровский в беседах с Мотовиловым о жидах? Он говорит: «Даже у иудеев сохранилось боговедение». То есть знание о Боге. Даже у них. Помните, как Христос резко сказал тем книжникам: «Ваш отец – диавол!». А старец Серафим говорит: «Даже у иудеев сохранилось боговедение», то есть Бог не покидает людей вот так, взял и бросил. Такого не бывает, Он всё равно сохраняет с людьми какие-то отношения. Исаак Сирин писал, что даже те, кто будет в аду, будут иметь возможность общения с Господом. Потому что мы живём Богом, Им, как в Библии сказано, «движемся и существуем». Если бы Бог прекратил диалог с какой-то частью творения, эта часть творения сразу прекратила бы своё существование. Если для находящихся в аду вечная жизнь будет сохраняться, то значит, опять же силой Божественной благодати. Рационально понять это мы не можем. Поэтому, когда преподобного Амвросия Оптинского спрашивали, спасутся ли католики, он говорил очень мудро: «Я в католицизме не спасусь». Почему он так говорил? Представьте, православный вдруг переходит в католицизм. Этим он предаёт своего отца, свою мать, своего деда и своего прадеда – всю систему образования, которую имел. Это как измена Родине получается. Ответ был очень разумный. Есть такие недоуменные вопросы, на которые Церковь отвечает: «Лучше не говори на эту тему». Например, произошло явление Божьей Матери. И человек говорит: «Мне вчера явилась Царица Небесная, я с Ней разговаривал, Она мне то-то и то-то сказала». Таких случаев было много, всяких явлений святых. И Церковь выработала такое отношение: «Не отрицай, но и не принимай». Чтобы нам не оказаться хулителями благодати. А почему ему не может явиться Божья Матерь? Ты его сердце видишь, того человека? Это не нам судить.
Но всё это не имеет значения, так сказать, общецерковного, поэтому если мы касаемся таких вопросов, то должны действовать очень осторожно и всегда искать прецеденты. Прецеденты для православного – это семь Вселенских Соборов. Если хоть на одном Вселенском Соборе сказали бы еретикам «Мы ваше крещение и рукоположение не признаём», тогда мы были бы вправе сказать, что тоже такого-то крещения и такого-то рукоположения не признаём. Но если мы знаем, что эти люди сохранили рукоположение от апостолов и что крещение у них совершается во имя Святой Троицы – ситуация сложнее. Отцы Вселенских Соборов учат нас, а не мы их. Потому что если мы скажем, что надо всех перекрещивать – получается, Вселенские Соборы нарушали это, так как принимали всех крещёными и в сущем сане. Кто тогда прав: мы или Вселенские Соборы? Конечно, Вселенские Соборы, потому что Церковь держится на них. Меня однажды спросили: «А откуда ты знаешь, что Вселенских Соборов именно семь?». Я тогда открыл Библию и прочитал: «Семь раз на небе ударил гром». Вот свидетельство о том, что эти соборы святы. И мы оберегаем их святость. Помолимся, друзья.