Святитель Тихон, Патриарх Московский

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Детей в ней воспитывали в труде и послушании: они помогали родителям по хозяйству, ухаживали за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, окончив его, уезжает из родных мест, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, при этом он всегда с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, в 1884 году Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию. О чертах его личности в то время сообщает новое уважительное прозвище − «Патриарх», полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим. В 1888 году, закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. А в 26 лет, после серьезных раздумий, делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета − девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года Василий Белавин принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского; на следующий день его рукополагают в иеродиакона, а вскоре после этого − в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Всего только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем − причём плакали не только православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Собравшись на вокзале провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря, горожане силой пытались удержать отъезжающего владыку: сначала с поезда сняли поездную обслугу, а потом многие люди просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину − православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки смогло успокоить народ.
И такие проводы святителю пришлось переживать в жизни не раз. Позже так же плакала, расставаясь со своим пастырем, православная Америка, где и поныне св. Тихона именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал людям обустраивать духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке составляла почти полмиллиона человек: русских и сербов, греков и арабов, обращенных из униатства словаков и русинов, коренных жителей − креолов, индейцев, алеутов и эскимосов.
Возвратившись из Америки, святитель Тихон в течение семи лет возглавлял древнюю Ярославскую кафедру; верхом на лошади, пешком или на лодке добирался он тогда даже в самые глухие села, посещая людей, нуждающихся в духовном окормлении. А с 1914 по 1917 год, во время Первой мировой войны, он управлял Виленской и Литовской кафедрой: тогда святитель вывез в Москву мощи Виленских мучеников и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, снова служил в переполненных храмах, обходил лазареты, благословлял и напутствовал уходящие защищать Отечество войска.

На открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа об этом выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда всех охватила тревога за будущее, когда разрасталась злоба, когда страх перед грабежом, насилием, голодом, гибелью заглянул в лица многим тысячам людей. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. Тогда под гром орудий, под стрекот пулеметов и был поставлен Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», − говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Новый Патриарх страдал пред Господом за свой народ, за Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...». Он призывал русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие сам Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние.

В результате такой своей позиции и активной деятельности святитель был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили его и были вынуждены выпустить, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства Патриарха (при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов). Но, несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли к нему нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или преодолевая тысячи верст пешком. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, по воскресным и праздничным дням неизменно продолжал служить. 23 марта 1925 года св. Тихон совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! − говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. − Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно». В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

Класс годовщины: