Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (Литургия). 20 августа 2017 г.

Дата: 
20 августа 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 18:23-35
Ин. 10:9-16

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Иной раз, дорогие братья и сёстры, одно и то же происходящее в нашей жизни событие остаётся за пределами нашего понимания. В то же время есть ряд событий, которые, происходя регулярно, приучают нас к некоторой системе – так постепенно вырабатывается навык к тому или иному действию или поступку. Постепенно научаясь чему-то, человек многое начинает воспринимать иначе. Вот и евангельское слово с ежегодным постоянством ставит нас перед одним и тем же отрывком для того, чтобы, вновь повторенный, этот отрывок снова ввёл нас в понимание смысла прочитанного.

Притча о господине и должнике, а также о том, кто был должен прощённому господином должнику, большинству стоящих сейчас здесь хорошо известна. Многое прощённое человеку – и совсем малое, не прощённое им самим своему ближнему, – вот внешняя канва этой притчи, но всякая притча – это иносказательный рассказ, предполагающий особенный внутренний смысл. В Евангелии таких смыслов много, и, по степени духовного просвещения человека, мы поднимаемся всё выше и выше по тем духовным этажам, на которых нас ожидает потрясение от прочитанного и осознанного.

Поначалу это просто впечатляющий рассказ. Но чем глубже мы проникаем в смысл повествования, тем яснее открывается перед нами наше собственное духовное состояние. Очень важный вопрос, над которым задумывается каждый начинающий жизнь в Церкви человек: что делать для того, чтобы спастись? Кто-то на эту тему не думает вообще, для кого-то этот разговор преждевременен, он не дозрел до него. Но вот другой кто-то уже рассуждает над этим. В прочитанном есть ответ на заданный вопрос: нужно простить. Кажется, так просто: всего-навсего простить. Разве мы не учим своих детей этому? Верно. Но ведь можно остановиться на одном внешнем произнесении этого слова, а как же сложно бывает сделать это искренне! Если с детства не привыкнешь прощать, если ты, навыкая в данных Богом талантах, не учишься этому искусству, то и в зрелых годах и даже в Церкви ты прощать не научишься. Не прощать, приходя к исповеди, своих врагов, недоброжелателей. К Чаше подходя, причащаясь… Нет, не причащаясь: принимая Святые Дары, но не причащаясь, – не прощать, и тогда путь к спасению закрыт для человека. При этом внешнее он воспринимает как нечто нормальное: «Я уже здесь, я в Церкви! Я участвую в неком внешнем событии, я уже получил от Бога некое право надежды на спасение в вечности!». Но если мы не прощаем, мы не сможем быть в вечности, потому что это конкретное состояние: пока мы не простим, мы закрыты от прощения. Это прощение совмещается с Божественной любовью, облекает всех нас, но оно только тогда проникает в наше сердце, когда мы сами готовы прощать.

Только что, в начале службы, мы слышали с вами: «Блаженны милостивии, ибо тии помилованы будут». Понятие милости предполагает и помилование. Если милости в сердце нет, то и принять эту милость невозможно. Есть большая опасность и огромный страх для человека – жить в состоянии непрощения. И молитва «Отче наш», в которой есть слова о прощении («остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим»), звучит в нашем сердце каждый день, но искренне ли она звучит? Оказывающиеся перед нами должники – это все, с кем нам порой неудобно. Это могут быть очень близкие люди. Мы считаем их своими должниками: нам тяжело с ними, сложно, порой невыносимо, но как мы боремся с этим состоянием?

Мне как священнику приходится бывать в различных местах, в том числе и в разных обителях, монастырях. И вот, в зависимости от того, насколько наместник, духовник монастыря, созидает жизнь того братства, в котором служит, состояние мира обители передаётся всем, кто обращается к Господу в этом святом месте. Даже в монастыре можно не обрести братства, когда внешне всё будет благочестиво, но вот мира там не будет. Причина только в одном: в неготовности прощать. А человеческая семья? Люди, живущие под одним кровом, насколько они готовы прощать друг друга? Сколь тяжёлыми, уродливыми, страшными могут быть отношения между близкими людьми! Между мужем и женой, свекровью и невесткой, можно перечислять дальше. Это очень важное обстоятельство в нашей жизни, но ещё не самое страшное. Самое страшное – это то, что нередко в нашей жизни мы считаем своим должником Бога. Он нам должен! Как часто мы обращаемся к Нему, осуждая Его! Страшно звучит, но это правда. «За что Ты сделал вот это? Почему Ты не дал вот этого? Я так долго жду от Тебя, а Ты не дал мне! Я обижаюсь на Тебя, Ты мне должен дать, я уже так долго прошу и столько Тебе всего принёс!». Обвинение, звучащее в нашем сердце, должно быть осознано нами. Как ни страшно сейчас будет произнесено, но, к сожалению, это правда: нам нужно простить Бога. Это человеческое суждение, оно ущербно в данном контексте. Бога простить – то есть отпустить в сердце то наше недоброе, что имеет отношение к Богу. Понять, кто Он перед нами, так как от этого напрямую зависит то, что названо любовью.

Спроси каждого из нас, любим ли мы Бога, – ответ будет «да». Но если взглянуть на наши отношения с Ним, какая же это любовь? Он бывает нам безразличен, хотя мы знаем, что Он есть. Мы обращаемся к Нему тогда, когда нам что-нибудь нужно. В малом, элементарном, простейшем, в том, что связано с молитвой, с ежедневным правилом, с евангельским чтением, с посещением храма мы настолько непоследовательны! Находиться близ храма – и не войти в него! Пришёл человек на территорию храма, но в храм не зашёл. Как это? Это вот то самое…

История: я вчера исповедовал женщину. Она вернулась с отдыха и рассказала мне, что в храм не ходила, потому что в тот один раз, когда она туда пришла, ей стало душно. В течение всего отпуска она там больше не появлялась. Разве это честно? Бог столько ей дал! Он дал ей дом, детей, мужа, состояние беременности сейчас. Есть немощи, так как немощен человек, но ведь не из-за того это, что Господь немилосерден. Их нужно понести, эти немощи, превозмогая то, что связано с долгом, о котором сегодня сказано в Евангелии. Она больше туда не вошла…

Другая женщина пришла с детьми. Она тоже не ходила в храм в течение того отпуска, на который Господь дал ей средства. Она приехала в определённое место, заплатив приличную сумму, она отдыхала, но молитвенное правило почти не исполняла. Каковы её отношения с Богом?

Сегодняшняя евангельская притча – большой рассказ о том, над чем стоит задуматься, потому что дальше будут испытания следующего дня, имеющие отношение к вечности. Войти в духовную среду, не просветившись здесь и не преобразившись, нельзя. Каждый из нас, идя по путям евангельского слова, должен иметь готовность, доверяя Богу, меняться. Постепенно входя в пространство, где просыпается наша совесть и где появляется готовность выстраивать с Богом те отношения, которые Он проповедует как истинные, и с ближним – те отношения, на которые Он указывает как на правильные. Да, это непросто, это целое искусство, которому научить нас может только Господь, ожидающий от нас готовности и решимости. Если у кого-то возникнет желание перечитать сегодняшнюю притчу, задуматься, открыть толкование и уразуметь значение прочитанного, донеся его до сердца, вы можете это сделать, показывая Богу хоть в малой степени желание и готовность работать над собой. В течение недели сердце можно наполнить совсем другим, и тогда память об этой притче и о призыве ко спасению притупится, и тогда к концу недели от этого не останется ничего. А вот другого там окажется слишком много… Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев