Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице (Литургия). 6 августа 2017 г.

Дата: 
6 августа 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 14:22-34
Ин. 15:17-16:2

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Чтение Евангельского отрывка сегодняшнего дня, дорогие братья и сестры, напрямую связано с тем событием, которое вспоминалось неделю назад. Но есть одно важное обстоятельство, имеющее отношение к духовной жизни каждого из стоящих здесь сейчас. Я бы хотел попросить вас вспомнить внутри себя, в сердце, о чём читалось Евангелие в прошлое воскресенье.

Если мы с вами не можем вспомнить, о чем оно читалось, значит, что-то не так было прожито нами на этой неделе. Хозяин дома, хозяйка, любой отвечающий за что-то человек определяет для себя некую перспективу вперед на проживаемую им неделю: на работе, в учёбе, в делах отдохновения на каникулах, в отпуске или в дачное время он непременно ставит перед собой какие-то задачи. Как он будет проживать это время?

И вот в святоотеческой традиции предполагается, что воскресное Евангельское чтение должно служить для нас предметом размышления в течение всей седмицы. То есть мы должны вспоминать и в сердце возгревать не только память о прочитанном, но ещё и духовный смысл, которым важно орошать свою душу. Наверное, многие из вас обращали внимание на то, как посаженые в доме цветы вянут, если их вовремя не поливать. Вот так и наше сердце – если его не орошать Божьим словом, если не поливать его регулярно, не следовать Евангельской святоотеческой традиции – то тогда засыхает наша вера. Неизбежно засыхает.

Полагаю, что у многих из стоящих здесь Евангелие прошлого дня малой Пасхи в памяти не всплывает. Я напомню, о чем оно было. Был рассказ о том, как Господь напитал пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек мужчин, и ещё были женщины и дети, то есть в общей сложно много было людей – может быть, тысяч двадцать, а может, и больше. И вот после этого события ученики Спасителя спускаются к озеру, которое по традиции называлось морем Генисаретским, и плывут на другую сторону. Дальше – буря, шторм, Христос, идущий по воде, Апостол Петр, идущий ко Христу, его сомнения и протянутая ему рука Спасителя.

Что в этом отрывке для нас сегодня? Во-первых, страх учеников. Вот тут возникает важный вопрос: ну как же так, они только что были свидетелями потрясающего события. Перед ними Господь совершил невообразимое: было пять хлебов – и накормили всех, и потом ещё собрали столько, что получилось много коробов того, что не тронуто было. И всё это происходило на глазах у учеников. Люди могли чего-то не понять, но они-то всё видели, понимали это могущество Божье, которое потрясло их. И вот они спускаются вниз, плывут на корабле, начинается буря страшная! Они ощущают, что они могут погибнуть, и видят Христа идущего по воде, и полагают, что это призрак. Почему? По маловерию своему. Для них, только что узревших чудо насыщения пятью хлебами множества людей, это событие было страшным, потому что они не только спустились с этой горы вниз – они спустились с духовной вершины, где есть доверие к Богу.

Это духовная категория, имеющая отношение к каждому из нас. Если мы с вами не орошаем ежедневно нашу душу, наше сердце, наш ум чтением Божьего слова, духовным рассуждением об этом – мы не можем задержаться в тех высоких сферах, которые предполагают укрепление веры. Она у нас оскудевает.

Только что чудо – и почти сразу после этого страх. Что это за страх? Страх, что они покинуты Богом, что Он про них забыл. Это первое. Второе – они думают, что Христос – призрак, потому что им трудно вместить, что Христос может идти по воде, тем более в бурю, в шторм. Потому что в их понимании земном, человеческом Господь – это тишина, это всегда мир, спокойствие. И если бы Он был сейчас здесь, то, конечно, море бы утихло, бури бы не было и смерть не была бы от них на волоске. Ведь корабль шатало так, что они боялись погибнуть.

Зачем этот Евангельский рассказ? Зачем об этом событии, которое тогда произошло, теперь многие века спустя вот так читается в храмах? Оно связано напрямую с одним очень важным нашим состоянием, имеющим отношение к понятию веры. Понятие веры предполагает доверие Богу и верность Ему, как пишет святой Иоанн Златоуст. Не только знание, что Бог существует, но и готовность нашего к Нему доверия. И вот здесь толкователи священного текста обращают внимание на одно очень важное обстоятельство. Человек, который сталкивается с трудностями, чаще всего начинает в первую очередь надеяться на себя самого. И ему становится страшно от того, что он не справится, что у него не получится. И чем сложнее ситуация – болезнь, проблема, обстоятельства жизни, трудности, тем больше страх: «Я не смогу эту бурю преодолеть! Я не смогу!»

Заметьте – ко Христу в эту бурю пошёл только один апостол! Остальные, только что видевшие чудо, видевшие, что всё возможно Богу, – по малодушию своему, по маловерию не пошли. Но горячая вера Петра сподвигла его идти, не сомневаясь. И он шёл до тех пор, пока не стал сомневаться, а как только стал сомневаться – он стал тонуть.

Но всё же он поверил и пошёл в эту бурю. Потому что в центре каждой бури, каждой ситуации нашей жизни, которая кажется трудной, сложной – отсутствие работы, проблемы с детьми, ситуации с родителями, безденежье, болезни и прочее – в центре каждой этой ситуации, этой бури – Христос! Более того, по слову святоотеческому, в центре каждого этого обстоятельства – Голгофа и Гефсиманский сад! В который предлагается войти человеку для того, чтобы он с доверием к Богу обратился и пошёл к Нему, не сомневаясь. А вот дальше по вере своей он получает. Пока апостол шёл и не сомневался – он получал. Он получил возможность того же самого. Того же самого, что видели недавно столько людей. Как можно накормить пятью хлебами тысячи людей? Это невозможно! Возможно. С Богом всё возможно! Как можно пойти по воде? В глубине бушующее море, которое готово поглотить корабль – возможно! Это реально, если Богу доверять. Но надо отключить человеческое понимание. А это очень трудно! «Я так привык жить иначе… Что, мне поверить в это? Нет, я пытаюсь сам. Я пытаюсь сам выйти из ситуации, я подключу связи, я напишу, позвоню, приготовлю подарок, я как-то попытаюсь своими силами…».

Вот именно об этом сегодняшнее Евангельское чтение. Бог предлагает нам вот то самое, что всегда звучит в дни наивысшего духовного напряжения в течение церковного года Великим постом. Когда мы читаем: «Тот, кто хочет идти за мною», – говорит Христос, – тот, кто хочет, – не тот, кто заставлен, а кто хочет, добровольно и свободно – вот дальше одно важное условие, имеющее отношение к сегодняшнему нашему рассказу, – «отвергнись себя». То есть отвергнись твоего понимания, твоей мудрости, твоей житейской греховной рассудительности, твоей мирской философии, где всё управлено, как-то пригрето, существует, влачится как-то по этой жизни – вот это надо отвергнуть. Как отвергнуть? Как же так?

Но если этого не сделать – ты не сможешь пройти по этой воде. Ты даже наступить на неё побоишься. Потому что у тебя совершенно другая, своя правда и понимание о законах этого мира. А Бог предлагает это отвергнуть.

Давайте мы поживём, дорогие братья и сестры, с тем, что сейчас мы услышали. Потому что для кого-то из стоящих здесь то, что сейчас мы обсуждаем – большая новость. Ведь кто-то вообще так не привык жить. Кто-то пытался, у кого-то даже получалось. И вот тех, у кого получалось, я прошу очень серьезно задуматься, как быть дальше.

Мы с вами маленькие и ничтожные. Мы настолько редко пытаемся подняться высоко, хоть чуть-чуть, но даже когда едва небольшое усилие прилагаем – и сразу ощущаем Божественную руку помощи и видим, что это возможно для нас, никчёмных, грешных и ленивых. Только маленькое усилие чуть-чуть приложили – и ощутили, что стоим на воде там, где стоять невозможно. И сегодня Господь предлагает нам продолжать учиться ходить по воде. И пока мы сомневаться не будем – мы будем идти. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев