Проповедь в день памяти прп. Серафима Саровского (Литургия). 1 августа 2017 г.

Дата: 
1 августа 2017, вторник

Евангельское чтение:
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, просматривая историю нашего Отечества и обращая внимание на время появления этого светильника веры в пределах Российской Империи, поражаешься милосердию Божию, являющему то, что, с точки зрения логики, нереально.

Россия на этапе прославления преподобного находилась в положении постепенного оскудения веры. Внешне христианство было государственной религией, но положение самой Церкви в государстве было униженным. С эпохи Петра Великого, со страшных реформ, суть которых – уход от христианского мировосприятия, начинался всё больший отрыв аристократии от народа, оскудение в целом того, что мы называем идеалом святой Руси. После реформ Екатерины Великой был нанесён страшный удар по монашеству, когда монастыри стали просто местом ссылки отставных солдат и калек. Конечно, на фоне такого отношения к Церкви, к вере, оскудение церковного восприятия проявлялось во многом.

Вместе с тем, вопреки всему происходившему, и тогда был человек, шедший к Богу, в тот самый период, когда в законах Российской Империи менялось столь многое. Преподобный Серафим никогда не открывал книгу Свода законов, но вот книгу Божьего Закона в своём сердце он открыл – его поучения о стяжании Святаго Духа стали печатью вечности не только для Русской Церкви, но и для всякого христианина. Для нас, поскольку он наш единоплеменник, это величайший знак Божьей милости русскому народу – слова о стяжании Божественной благодати Святаго Духа, о преображении этим фаворским светом, о котором когда-то говорил великий святитель Григорий Палама и который преподобный Серафим воспринял и умом, и сердцем. Эти понятия непостижимы для человека, который не пытается идти по пути духовного совершенствования, это совершенно иная система координат. Перед нами – открывающаяся тайна Божьей милости.

Сегодня ведётся немало споров о достоверности документов, имеющих отношение к житию преподобного Серафима. Подвергают сомнению и записки Николая Мотовилова, и не только их. Но разве возможно удержать в пределах скудного, а порой и откровенно безбожного мировосприятия Божественный свет? Он пробивается сквозь всякие толки, он превосходит ложные учёные степени, он выше мирских законов, он дан свыше и действует в этом мире через людей, живущих по Евангелию. Русская Церковь обрела великого светильника православия, и сегодня мы празднуем день обретения его мощей. Это 1903 год – какой подъём был в России в то время! Мы смотрим карты хроники, фотографии, мы читаем документы, взятые из архивов, запечатлевшие личное участие Государя Императора Николая Второго и его семьи, многих жителей Российской Империи, не утративших, а обретших для себя смысл жизни через присутствие и участие в прославлении великого святого – преподобного Серафима. Сегодня, спустя более чем сотню лет после этого события, нам есть над чем задуматься.

В жизни каждого из нас есть различные события, есть падения и восстания, горести и радости. Но всё это пройдёт, и, когда жизнь закончится, там нас будет ожидать либо свет Божьей славы, радости небесного рая, либо, по нашей беспечности, лености и нерадению, – состояние темноты. К свету призывает нас Господь через тех святых, одним из которых является великий Божий угодник Серафим, данный Русской Церкви для созидания мира и радости. И как тогда приветствовал он своих духовных чад великим словом святости воскресения Христова, так давайте и мы сейчас с вами, произнеся эти слова в сердце, постараемся и вслух выразить в них величайшую радость Победы света над тьмою, добра над злом и правды – над ложью: «Радость моя, Христос воскресе!».

Протоиерей Андрей Алексеев