Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла (Литургия). 12 июля 2017 г.

Дата: 
12 июля 2017, среда

Евангельские чтения:
Мф. 16:13-19

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

День памяти двух апостолов… Апостольское служение, высота подвига – мы с вами у иконы мужей, которых Господь избрал для проповеди Божьего слова. На что сегодня, дорогие братья и сестры, хотелось бы обратить наш с вами внутренний взор? Когда человеку открывается что-то очень глубокое, он бережёт полученное. Когда очень глубокое – он может хранить и мало кому открывать это сокровенное. Тогда можно было бы замкнуться, носить полученное в себе и не отдавать окружающему миру.

Одна из глубочайших истин христианства содержит в себе понимание значимости для человека-христианина необходимости делиться. И не стоит преуменьшать эту задачу. Мы читаем в Писании о том, что каждому из нас даны таланты. И как толкуются Святыми отцами Церкви эти самые места Священного Писания? Если ты больше меры берёшь для себя – ты воруешь у Бога и у ближнего. Тебе вот это большее не принадлежит. Мера различна – у каждого она своя, нет одинаковых крестов в жизни и нет талантов, которые являются полностью идентичными. Кому-то Господь дал одно состояние, кому-то другое, и уравнять всё нельзя, это было бы неправильно. Более того, Господь сохраняет это священное неравенство для того, чтобы человек учился жить не только для себя. У апостола Иоанна Богослова в первом послании есть слова о том, что то, что мы видели своими очами, слышали своими ушами, с Кем говорили – это Слово жизни было среди нас. Мы с Богом встретились в жизни. И вот эта переполненность от общения с Богом, которая была в сердцах и умах апостолов – а мы читаем, что Господь открыл им ум разуметь Писание, – она настолько была категорией всеобъемлющей в душах этих людей, что они не могли всё это в себе удерживать. Они шли по миру и радовались служению Христу. До смерти – ведь все они кроме одного претерпели мученическую кончину.

Перед нами некая особая дверь. И рассуждения о полноте этого служения – это не нечто далёкое. Есть те состояния, которые можно пережить человеку, живущему в этом мире. А можно не пережить, потому что, с точки зрения формальной логики мирского светского человека, эти христианские истины не вписываются в понимание обычной нормы. Это не просто нечто особенное и выдающееся – это безумие для мира. Человек сознательно начинает учиться искусству жить для других, и это не может не вызывать у его собратьев или сестёр недоумение, возмущение и отторжение.

Более того, невозможно сразу начать с величайшей высоты. Начинается всё с малого – с готовности уступать ближнему и помогать ему. Постепенно – служить ему и отказываться от того, что тебе близко и дорого, ради него. Если не начать этого делать, тогда деградирует личность человека. Любого человека, а тем более христианина. Замыкаясь на себе самом, получая от Бога то, что Господь тебе дал, ты можешь лишить себя большей радости, потому что только для себя потратишь то, что Господь вверил тебе на время в твоё попечение.

Во всём в этом есть очень глубокая правда. Причём, заметьте, в день сегодняшний, когда перед нами два первоверховных апостола, мужи, наделённые духовными полномочиями, – отнюдь не о власти светской и мирской речь идёт. Речь идёт о состоянии и о способности Бога воспринимать.

Два очень разных человека. Образованный и малограмотный. Один – выдающийся богослов и писатель, другой – духовидец и верный сын. Оба отрекались и гнали, каждый по-своему. Оба покаялись и достигли высоты. А вы знаете, вот в жизни каждого из них есть наверное, всё. Причём, заметьте, среди них мог бы быть и апостол Иуда Искариотский. Если бы он покаялся и пошёл по пути апостола Петра, то мы могли бы сегодня его прославлять. Но он не поверил в это, он не захотел. Вот так и каждый из нас, примеряя на себя некую одежду внутреннюю, духовную, должен определяться – готов ли он учиться этому искусству. Искусству жизни во Христе. И каждый прожитый день – это ещё одна ступень лествицы к вечности, потому что мы не знаем нашего последнего дня, не знаем, когда и как мы уйдём. Пока мы в памяти, пока мы в состоянии осознавать, что происходит, важно осознать и встать на путь вот этого жертвенного служения. Начать, конечно же, с малого, но регулярного. Это что очень важно, потому что здесь нужна тренировка.

Если не будет последовательности, если только изредка являть доброту к кому-то и бросать некий кусок, это неправильно. Нужно к этому навыкнуть для того, чтобы работало сердце в эту сторону. И поэтому Господь дал целую совокупность средств, которые хранятся в Церкви. Важно их применять ежедневно для того, чтобы не засохнуть в своем сердце. Происходит засыхание постепенно, не сразу и незаметно. Человек может здесь находиться, в храм приходить, читать молитвы, но жить для себя и не искать возможности вкусить от сладости самоотвержения. Более того, дьявол внушает ему, что подобные подвиги – это нечто особенное, до чего не всякий может дорасти, но это неправда. Апостол Пётр был человеком низкого происхождения, это был малограмотный рыбак; Господь поднял его от реки, он оставил сеть и пошёл за Христом, и стал первоверховным Апостолом. А апостол Павел был выдающийся учёный, образованный человек. Вот такие две полярные формы служения изначального, и один сосуд – вера, и каждый из них внёс величайший вклад в жизнь Церкви.

Насколько у нас с вами есть возможность достичь высоты духовной? Она безгранична, эта возможность. Ею можно воспользоваться каждому человеку. Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу», и он же: «Ничто от любви Божьей нас не может отлучить». Ничто! Даже падения, страшные падения нас не отлучают от любви Божьей. Только мы после падения можем не подняться уже – если сильно войдём в связь с бесами и не разорвем путы этой обузы, которая возлагается на нас, когда мы вступаем в живую духовную связь с нечистой силой.

Сегодня день тех апостолов, которые и до сих пор о Христе свидетельствуют. Они приходят в этот мир, они помогают нам, они трудятся. Они живы. Мы празднуем память не мертвецов, а тех, которые являются живыми свидетелями Божьей истины и готовыми помощниками в жизни и служении тех, кто начинает в это верить.

Дай Господи и нам хоть в малой степени потрудиться встать на этот путь! Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев