Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице (Литургия). 2 июля 2017 г.

Дата: 
2 июля 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 8:5-13
Ин. 14:21-24

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское чтение сегодняшнего дня, дорогие братия и сёстры, имеет удивительное начало и потрясающий конец. В конце этого слова идёт речь о Царстве как о цели жизни каждого человека. Каждый из нас должен сделать целью своей жизни стремление к этому Царству. Если человек не воспитывает в себе этого, тогда непременно в его сердце совершается подмена, и вместо Царства на небе он начинает строить себе царство на земле. Именно здесь, на земле, выстраивается главное пространство его жизни, и это неизбежно: человеческое сердце не может быть пустым. Чем заполняется это сердце, каковы стремления человека – таковы будут и его усилия.

Вместе с тем, на пути к этому Царству есть различные этапы духовного развития личности христианина. Обойти их стороной невозможно, пройти заочно также не получится, а быстро освоить никак нельзя. Вот поэтому каждое слово в Священном Писании, а тем более то, которое читается за Богослужением, является важным инструментом движения человека по пути истинному, когда, сбиваясь с дороги, человек всегда возвращается на тропинку, направленную к Царству.

Перед нами рассказ о том, как римский сотник (то есть не представитель Богом избранного тогда еврейского народа, а язычник) обращается к Спасителю с просьбой не о себе, а о своём слуге. В сегодняшнее время понятие служения отличается от того, каким оно было во время написания Евангелия, и отношения слуги и сотника сильно отличаются от современных отношений руководителя и подчинённого. Не просто подчинённого, а слуги, то есть очень зависимого от начальства человека, зависящего от него всей своей жизнью, поскольку уход от хозяина рассматривался как бегство от закона. Отношения это очень жёсткие и непростые, и нередко хозяин относился к своему слуге жестоко. Здесь мы видим иное. Вообще быть начальником, сотником, римским гражданином – уже особая привилегия, положение и преимущество, это огромные возможности, которых были лишены другие жители, не имевшие римского гражданства. И этот-то человек просит о своём слуге, просит его исцелить – перед нами пример очень глубокого и серьёзного попечительства, которое засвидетельствовано в Божьем Слове не просто так, поскольку здесь имеет смысл каждая буква. Более того, в пример иудейскому народу, а ныне и христианскому сообществу ставится поступок язычника (этот отрывок часто прочитывается за Богослужением в православных храмах). Начальник и руководитель, сотник обращается к Богу и, имея при этом другие важные вопросы, просит не о себе, а о слуге, который ему дорог, он беспокоится о здоровье этого слуги.

Когда Христа окружали тысячи людей, пробиться к Нему было непросто. Человеку при власти это сделать было, конечно, проще, но также требовало некоторого усилия и внимания. Будучи уполномоченным представителем власти, о чём просит этот гражданин? Он просит о слуге. Не о больших привилегиях, не о более близком знакомстве. Он не демонстрирует свою власть над этим Проповедником, Который точно не большой начальник. Он просит и верит в то, что получит, то есть он исповедует Того, Кто может дать, как Могущего дать. Просит о слуге, но это ещё не всё, главное впереди: он, римский гражданин, начальник, власть имущий, просит Христа не о том, чтобы Тот пришёл в его дом, нет, он считает себя недостойным того, чтобы Христос вошёл в его жилище. Он просит только о слове: «Скажи слово – и выздоровеет мой слуга» – вот глубина веры, которую нам с вами предлагает Писание иметь для себя примером. Этот неверный, не наученный Божьему Закону, но знающий его в сердце, просит Христа сказать слово, веря, что по слову Христа выздоровеет его слуга. Он ощущает себя недостойным присутствия в его доме Господа.

Это внешний, поверхностный смысл повествования. У всякого слова в Священном Писании много духовных этажей, так вот это был первый. Дальше идут другие. Когда мы с вами обращаемся к Богу с просьбой о помощи, мы должны иметь перед собой конкретную цель. Мы не просто вопрошаем Бога о чём-то, мы должны понимать, зачем мы Его просим. Если целью нашей жизни не является Небесное Царство, то подобное попрошайничество – решение земной задачи. Если главная цель жизни не поставлена, «тогда, – обращаются к нам святые отцы-толкователи, – это нечестно. Ты просишь Бога об устроении не самого главного в твоей жизни, а чего-то очень земного, незначительного и, возможно, не полезного для тебя». Просишь настойчиво, а потом начинаешь требовать, и требовать не просто получения того, что хочешь, нет-нет, ты хочешь слишком многого: требуешь, чтоб Бог пришёл в твой дом. Не ставя целью своей жизни жизнь с Богом, не стремясь к Небесному Царству, не показывая Богу своей решимости в отношении веры, ты требуешь, чтоб Бог сейчас, вот прямо сейчас пришёл в твой дом. Но ты не готов принять Его. Ты так настойчиво просишь, обижаешься и ропщешь, но ты не готов принять Его! Получается страшное духовное противоречие: ты горишь желанием получить просимое, но ты не приготовил свой дом к приходу Бога. Требуешь раздражённо, порой властно, ропщешь, но мало или ничего не сделал для того, чтобы Бога принять. Заметьте, когда у нас какое-то событие, мы свой дом прибираем. Мы готовим еду, мы ждём гостей, продумываем программу, чтобы не просто посиделки были, а чтобы было общение – вот и здесь предлагается Бога звать и ждать, а эти ожидание и призыв предполагают определённый образ жизни, когда человек честно говорит: «Господи, я сейчас готов начать новую жизнь – приди!». Вот о чём этот рассказ. «Цель моей жизни – Царство Небесное, я начинаю жить по Евангелию, и сегодня я понимаю, что Ты можешь войти в мой дом, но я не готов ещё, я пока лишь на начальной стадии своего духовного развития. И я недостоин, чтоб Ты вошёл ко мне. Но только слово скажи – и я буду учиться жить по слову Твоему».

Вот в чём пример сегодняшнего евангельского текста. Мы не готовы сегодня принять Бога, потому что кто из нас вообще готов сегодня исполнить то высокое, о чём сказано в Евангелии? Ну кто, если по-честному? Кто из нас готов так жить? Но если мы готовы с чего-то начинать, то должны учиться жить по этому Божьему слову, показывая Ему, что постепенно будем приготавливать жилище нашего внутреннего человека, наш внутренний мир, душу, к приёму Христа. Мы должны измениться, чтобы Он вошёл в наш дом. Мы требуем незамедлительного решения своих вопросов. При нашей беспечности, теплохладности, маловерии – «Приди!». «Но ты же не готов, ты не оценишь этого. Ты же с ближним не можешь в мире жить, ты с самым ближним не умеешь в мире жить!». Даже в маленьком пространстве семьи, работы, прихода люди могут быть невероятно далеки от евангельского слова, но при этом они кричат «Приди!». Послужил ли ты своему ближнему, как сотник – слуге? Если человек не пытается так жить, в его сердце совершается переворот, страшный перелом, и особенно страшный, если речь идёт о христианине: он привыкает, приспосабливается жить нечестно. Он выстраивает с Богом уродливые отношения, самоуспокаивается в том маленьком и незначительном, что совершает, и полагает, что этого достаточно для того, чтобы войти в Небесное Царство.

Завершается этот рассказ рассуждением о страданиях в Геенне, то есть о том состоянии, которое испытывает душа не вошедшего в Небесное Царство. Если не поставить это Царство своей целью, то вся наша христианская жизнь – пустой звук. Мы должны научиться служить ближнему и через это постепенно научиться служить Богу. Сотник смог подойти ко Христу и сказать слова, впоследствии записанные евангелистами, потому, что он прошёл путь от служения ближнему, которому он служит, до служения Богу, к которому призван каждый из нас. Если мы не изменимся – мы не войдём в Небесное Царство, мы не сможем соответствовать тому уровню чистоты, который заложен для всякого входящего.

Перелом в себе. Мы все ужасные эгоисты, все. Но, во-первых, это нужно признать и укорять себя за самолюбие и гордость, во-вторых, нужно делом доказывать Богу готовность служить другим. Если этого не начать, ничего не получится, к тому же будет страшное кощунство: мы будем взывать, просить, требовать, но, не готовые принять Бога, мы будем обесценивать то, что делаем, и наша жизнь станет ересью, искажением Истины, когда мы внешне будем свидетельствовать о Христе, какие-то проявления того, что внешне важно, будем являть, но вот изменяться мы не будем – и мы не пустим Христа в свой дом.

Вот о чём сегодня евангельское чтение – о том, насколько готов может быть человек понуждать себя делать то, что делать ужасно больно, тяжко, порой невыносимо, потому что все вот эти, которые вокруг, они же… Такие. Не то что я. Но Христос, к Которому я обращаюсь и Которого зову, Он зовёт меня начать жить по-другому, когда Его слово поистине изменит нашу жизнь. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев