Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). 23 апреля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
23 апреля 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 20:19-31

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, в неделю Антипасхи, или в Фомину неделю, как её по церковной традиции именуют, мы вошли в то евангельское чтение, эхом которого в светском мире стало множество разных разговоров. Наверное, многие из нас знакомы с традицией мирского понимания апостола Фомы, предполагающей в отношении этого благочестивейшего человека разные, в том числе и негативные, эпитеты. Это был человек очень большого рвения и глубокой веры. Как часто непонимание и незнание евангельских традиций приводит к тому, что мы кощунствуем, смеёмся, обзываем, оскорбляем! В годы своей юности я и сам употреблял этот всем известный эпитет, когда не имел представлений о мире Евангелия и не понимал, что значит это слово. В период студенчества и пастырства я нашёл святоотеческое толкование вот этого недоверия апостола и понял, насколько полярными могут быть представления об одном и том же событии.

Перед нами удивительно глубокая личность. Настолько глубокий человек, что в том месте Евангелия, где рассказывается о смерти Лазаря, апостол Фома предлагает пойти и умереть вместе со Христом – речь идёт о самоотверженности. Готов ли каждый из нас вот так пойти и умереть? Не думаю. Господь и не предлагал ему умирать, но он был настолько горяч и глубок в своей вере, что был готов отдать за Него свою жизнь. Что произошло потом, требует осмысления. Почему были сказаны те его слова к ученикам – к тем, кто уже видел воскресшего Христа, встречался с Ним, и беседовал, и ликовал? Почему апостол Фома отнёсся к этому с недоверием? Дело в том, что перед собою он увидел тех же самых людей, с которыми совсем недавно разделял свои переживания: зависть к трём поднявшимся на Фавор, раздражение к двум пожелавшим сесть справа и слева от Него. Ученики, совсем недавно являвшие примеры неблагочестия и некогда разбежавшиеся, вдруг утверждают, что Он воскрес. Фома потому не поверил, что увидел перед собою тех же самых людей. Бывает трудно поверить словам людей, которые ещё не преобразились, не изменились. Святой Дух ещё не сошёл на них, и веры их словам было мало.

Нередко и мы в своей жизни, когда рассказываем кому-то о вере, о Христе, о Церкви, встречаем недоверие своих слушателей – они не видят нас изменившимися, для них мы остаёмся теми же самыми: крикливыми, вздорными, раздражёнными, возмущающимися, резкими, в состоянии глубокого ослепления. Как поверить тому, кто сам являет пример неблагочестия, а от ближних требует другого? Потому апостол и не поверил. Конечно, те, кто видели, испытали ликование, но вместе с тем и больших перемен в них не было.

О чём говорит апостол Фома, узрев Христа? Он повторяет за апостолом Петром: «Господь мой и Бог мой!». Слова, которые Спаситель произносит по отношению к апостолу Фоме, относятся к каждому из нас – слова о том, что блаженны те, кто не видел, но уверовал. Здесь показана та ступень духовной жизни, когда мы, не видя, верим, и верим настолько сильно, что, преобразившись, этой верой можем зажечь других людей.

Можем ли мы нашей верой кого-то вдохновить или зажечь? Если нет, тогда эту веру нужно тренировать и развивать, и в первую очередь, по слову преподобного Иоанна Лествичника, речь здесь идёт об участии в Богослужении, когда мы делаем нашу жизнь служением Богу (не только участием в храмовой службе, что естественно, а в принципе). Не соответствуя высоте этого служения, мы должны к ней стремиться – тогда наше слово будет иметь и силу, и власть, тогда и сказанное вслух сможет произвести такое впечатление, что сердце человека откроется для Христа. В таком случае, как сказано у апостола Павла, если кто кого обратит от греха, тот свою душу спасёт от смерти и покроет множество своих грехов.

Будем внимательны к сегодняшней неделе и к евангельскому чтению, тем более что святые отцы рекомендуют полагать воскресное повествование в сердце и в течение всей недели о нём думать. Постараемся хоть в малой степени удержать в памяти то, что услышали. Христос Воскресе!

Протоиерей Андрей Алексеев