Проповедь в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье). 26 февраля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
26 февраля 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 6:14-21

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами, дорогие братья и сестры, переступая порог этого дня, вновь находимся в преддверии времени, именуемого Святой Четыредесятницей. Немало в нашей жизни было событий, которые нас подвигали над чем-то серьезно задуматься. Здесь в храме сейчас стоят и юные, и зрелые, и находящиеся уже в библейских годах люди, и каждого из них сюда привела вера, степень которой известна только одному Богу. И сегодня мы с вами в очередной раз можем осознать, что Церковь – это корабль, на палубе которого находятся самые разные люди. Есть те, которые отличаются большим благочестием и верностью. Есть те, которые совсем недавно совершили страшное преступление, но пришли сюда со вздохом покаяния. Есть те, которые находятся ещё только в преддверии той жизни, о которой, возможно, едва лишь читали. А есть те, которые вкушают от более основательных плодов. Но каждый из нас, стоящий здесь, в этом храме, и даже ещё не переступивший порога Церкви, Богом любим.

Это мы с вами по нашему духовному оскудению чаще всего замечаем плохое в человеке. Увы, это правда. Но вот Он, Творец этого мира, Небесный Отец, всегда замечает и видит только лучшее в нас. И это лучшее Он развивает для того, чтобы оно стало ещё лучше и чище и привело человека к сознательному решению, независимо от того, что происходит вокруг него, но вместе с тем – принимая во внимание то, что происходит внутри этого человека.

Мы ещё не до конца завершили время заговения. Завтра начнётся новый день великой недели. Он может быть пасмурным или солнечным, но он будет другим – он будет той самой дверью, в которую Господь предлагает войти человеку, чтобы наполнить его совершенно иным состоянием, отличным от того состояния, в котором мы сейчас находимся с вами. Но мы уже чувствуем это состояние завтрашнего дня. Оно собирает нас, даже своей грядущей перспективой, в нашем желании не останавливаться, а, Богу доверяя, стремиться к этому Свету. И важным условием этого движения является то самое, что положено в названии этого воскресного дня, которое именуется Прощеным воскресением.

Да, конечно, Бог знает о нас всё: самые тайные и сокровенные порывы нашей души, возможно, страшные падения или большие успехи в земной жизни, горести и радости. То, что мы именуем беззакониями, но вместе с тем и то, что называется добродетелями. Всё Ему известно. Но вот в этом вдохе человека, произнесённом от сердца, есть ключ, без которого не открывается дверь. Таков духовный закон. И, читая в нашем сердце как в книге, Бог призывает нас к тому, чтобы мы простили и, смиряясь, сами просили прощения.

Есть такое высказывание в святоотеческой традиции: «единение в примирённости». Это когда много разных людей объединяются во Христе и стремятся к внутреннему миру. Невозможно людям в этом внешнем мире навести порядок, если они не умеют сделать это внутри себя. И все, кто пытается это сделать без внутреннего мира, обречены на крах. Потому что, если нет этого внутреннего огня божественной правды, как бы крепко ни было собрано здание дома, дворца, государства – оно не устоит и рано или поздно упадёт. В истории таких примеров всегда было много. А вместе с тем, убогая хижина или далекая, никому не известная пещера, в которой подвизался угодник Божий, становилась источником, откуда получали свет многие и многие люди. Проходили годы, и именно к этим местам стекались люди из огромного цивилизованного мира – люди с жаждою света и правды, чтобы напитаться у этих исполинов веры, угодивших Богу. Их не останавливали расстояние и трудности, но, испытав в своей жизни вкус свободы – не мнимой свободы, которая предлагается сегодня в падшем мире, а свободы от страсти, ибо никто кроме Бога не может дать такую свободу человеку. Так вот, вкусив от этой свободы, только испытав на устах этот вкус, человек уже ничем не может заменить это питие. И ищет его. И душа его вдыхает этот аромат и идёт по следу, чтобы прийти в то место, где этот кладезь. И опускается сердце в эту духовную воду. И жадно пьет сам человек и питает этой влагой тех, кто возле него.

Перед нами открывается лестница из шести ступеней и Страстной недели. Все эти шесть недель поста и примыкающая к ним Страстная неделя – это воистину ступени одной лестницы. Никто никого насильно к ней не привлекает, но призывать себя и ближних своих мы должны. И важно здесь увидеть этот свет и понять ту меру, с которой необходимо прийти к этой лестнице. Нашу меру. Поститься необходимо – иначе обессмысливается вся наша жизнь. Вкушая от воздержания, человек наполняется внутренне и возвышается духовно. Туман его теплохладности рассеивается, духовное чувство утончается. Тело смиряется, а душа растёт. И только так, двигаясь, можно начать что-то понимать в Пасхе. Пройдя этим незримым духовным путём даже малую толику расстояния, человек крепнет в том, в чём желает навыкать вновь и вновь, когда его охватывает внутренний трепет в преддверии Святой Четыредесятницы.

Как ещё можно объяснить, чтобы взрослый человек, часто состоявшийся в этой жизни в той или иной степени, имеющий навыки и знания, степени, достижения большие или маленькие, некий узел в этом мире, – вдруг решает свободно и добровольно отказаться от чего-то внешнего, движимый незримым внутренним? Если бы это ни было столь массово, это можно было бы назвать безумием. А поскольку это явление духовное и не от мира сего, а от Бога, то святые так и называют это – «духовным сумасшествием». Когда человек отказывается от того, что можно назвать формальной логикой, и, ущемляя себя в чем-то добровольно и свободно, встаёт на путь, где постепенно освобождается от того, что для многих сегодня является добродетелью. Ибо грех таковым становится в современном обществе. Он воспевается, он пропагандируется, он предлагается, он навязывается, но насильно – никогда. Только сам человек решает, погрузиться ли ему в волны порока или метнуться в верх добродетели. Всё рядом! Беззаконие может быть и в Алтаре Божьем. А может быть святость в этом месте. Пример апостола Иуды так ярок, и мы об этом будем ещё говорить, потому что впереди у нас есть те перила на этой лестнице, которые хранят отпечатки и его пальцев – того, кто был возле Христа, но не стал со Христом.

На этом пути, и мы это знаем, мы будем оступаться. К сожалению, это правда. Но нам предлагается войти в особою духовное состояние, испытать в некоторой степени – в той, в которой Господь посчитает, что мы можем вместить, хоть в незначительном, хоть совсем в ничтожном, но испытать нам – земным, несовершенным, – отчасти то, что именуется Страстями Христовыми. Так об этом пишут Святые отцы.

Мы добровольно входим в это пространство, и мы непременно будем биты. Обязательно. Без этого невозможно. И к этому нужно быть готовым. Мы выходим на поле сражения, где нас будут доставать эти самые силы. Доставать незримо, духовно, искушая. Но это важно. Без этого невозможно человеку, и к этому нужно быть готовым. Мы выходим на тропу войны. Но чаще всего среди большинства призывов Священного Писания – более 800 раз – звучит Его божественное «Не бойся! Только верь! И иди».

По слову святого Иоанна Златоуста, Бог терпит дьявола для нашего блага, чтобы у нас был сильный соперник, с которым мы бы сражались, используя данные Богом средства (а постом они обнажаются, эти духовные мечи), чтобы мы могли возрастать внутренне, совершенствуясь в том, что недоступно человеку, пока он не встал на этот путь. Но, встав на него, нужно изучать, как двигаться, куда направить свой мысленный взор и свои стопы. Это целое искусство, которым важно овладеть человеку, и если он этого не сделает, то он напрасно прожил жизнь. Главного так и не усвоил. Цели не понимая, прожигал данное от Бога и ничего не скопил для неба. Не дай Бог!

Мы сегодня с Вами готовимся к этому шагу, и уже завтра будем слышать в храмах странное для внешнего уха и столь понятное для старожилов: «Постимся постом приятным». Это правда. Только приятность это неземная. И дай Господи нам хоть малую толику этого состояния испытать.

А сейчас, принеся то необходимое, что является условием для доступа к этой лестнице, мы должны в наше сердце заглянуть. Это касается и духовенства, и мирян: мы сейчас будем вкладывать в те слова о прощении, которые произнесем, часть своего сердца. У каждого это по-разному будет получаться, и здесь не стоит играть. Важно позвать Бога в помощь и вот оттуда, из глубины, постараться быть искренним. Не всё сразу, но, навыкая и в этом искусстве, мы учимся. Сейчас будут звучать великопостные песнопения, но вместе с ними прозвучат и стихиры Пасхи, настраивая нас на ту цель, к которой мы идём с вами. Давайте постараемся перед собой её сегодня поставить.

И, обращаясь сегодня к вам, я понимаю, что, конечно, должен и обязан был больше сделать, но не сделал. Мог, но не захотел. Желал, но мало. Трудился но слабо. Пытался, конечно, но пока нечем похвалиться. Я прошу вашего снисхождения к моим немощам и прощения, если согрешил пред вами, отцы, браться и сёстры, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами.

Протоиерей Андрей Алексеев