Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. 5 февраля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
5 февраля 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 13:10-14
Лк. 21:8-19

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сёстры, открыли Постную Триодь. Неделя о мытаре и фарисее вот уже который год подготавливает нас к началу Великого поста. Притча, рассказанная Господом ученикам, передана и нам с вами, и всякий раз эта ступень предполагает работу нашей души. Вы знаете, бывает, поднимается по ступеням человек и не замечает ничего – настолько он привык подниматься и спускаться. Лестница, которую Господь предлагает нам пройти, может стать для нас как путём к Небу, так и очень суетным и незамеченным в преодолении препятствием, которое будет вообще вне нас.

Эту притчу мы слышали уже много раз, и, привыкая к тому, что она нам уже знакома, в этом году можем её для себя вообще не открыть. Не открыть для осмысления, но ведь, вспомните: что святые отцы советуют человеку, который ищет Небесного Царства? Они рекомендуют, чтобы тот в течение всей недели после воскресного евангельского чтения думал об этом чтении, о том, что было в этом Евангелии, то есть чтобы он погружался в эти рассуждения, сердцем и умом проникая в то, что сказано в Божьем Слове, как закваску бросая это в свою душу.

Да, некоторые сегодня не успели к Евангелию. Возможно, здесь есть те, кто вообще редко приходит в храм и не очень подробно знает эту притчу. Два человека. Один – хорошо знающий Закон. Настолько хорошо его знающий и настолько привыкший к убеждению в том, что им этот Закон хорошо изучен и во всём внешнем основательно соблюдён, что мыслит о Боге как о Том, Кто ему всё должен. Он в этом не сомневается и занимает то место в храме, которое по праву принадлежит ему. Это именно его место, он его себе определил. С таким же спокойным убеждением он глубоко утверждён и в понимании того, что в Небесном Царстве ему тоже уготовано некое место, куда он, естественно, войдёт.

Другой человек считает себя недостойным стоять в храме – он стоял там в неудобном месте, поскольку ощущал свою вину (а он действительно был виноват, он был вор, он собирал подати и многое из них присваивал себе). Он плачет о своих грехах, и Бог его слышит.

Первый молится о том, что соблюл и исполнил по Закону многое (ведь он и постится, и жертвует!). Второй же кается и произносит: «Боже, милостив буди мне грешному!». И второй из храма выходит более оправданным, нежели первый. Но и первый также выходит оправданным – вот такое повествование, вот такая притча, где иносказательно, то есть не прямо, а с аллегорией, говорится о чём-то очень важном и сокровенном, наполненным глубоким внутренним смыслом. Для того, чтобы это понять, необходимы усилия. Во-первых, внимание. Если его не будет, то мы не сможем понять, о чём идёт речь, потому что наши мысли могут роиться, как пчёлы. Хуже – если как мухи. Когда человек не понимает происходящего, он должен настроиться, собраться и сосредоточиться, напрячься. Вот почему для восприятия Божьего Слова необходима особая обстановка. Более того: навыкать в его восприятии важно каждый день, иначе и не получится. Если нет привычки и навыка, то, как только мы начинаем делать трудное дело, мы рассеиваемся и делаем его уже машинально. Вроде бы отбыл свою повинность, а в сердце ничего не получил.

Нужно понять, что перед нами два оправданных человека: оправданы Богом и один, и другой. Вместе с тем, разбирая жизнь фарисея, нужно увидеть, что этот человек, при всех его глубочайших заблуждениях в отношении себя самого и его отношений с Богом, стремится к Небесному Царству. Перед нами тот, кто искренне заблуждается, но в то же время это тот, кто соблюдает букву Закона: строго постится, жертвует десятину (и делает он это всякий раз, независимо от того, много или мало он получил). И Бог ставит это на высокое место.

Вы знаете, обращаясь сегодня к тем, кто стоит в храме, и к себе самому, я спрашиваю: а мы с вами соблюдаем то, что соблюл фарисей? Должным ли образом мы постимся? И всякий ли раз от своих доходов десятину отдаём на храм? Именно эти два из прочих других деяний Бог ставит на высокое место в рассуждении о праведности того человека. «Простите, батюшка, но ведь не живём же мы в те далёкие времена…».

Готовясь к поездке на Святую Землю, я прочитал поучения двух великих святителей, которым Господь дал благословение составить текст литургии. Это святители Василий Великий и Григорий Двоеслов, составивший литургию Преждеосвященных Даров. В своих рассуждениях они говорят, что в отношении своей паствы священник должен заботиться не только о духовном, но и о внешнем тех людей, которых Бог к нему направляет. Какие глубокие слова! Почему они именно так рассуждают? Потому что попечение только о духовном очень трудно для человека, и ему необходимы направленные во благо те внешние действия, которые священник может помочь ему организовать и реализовать – вот такое искусство.

Рассуждая об этой притче, я вот на что обратил своё внимание: я вспомнил про тех людей, которые приходят помогать к нам в трапезную. Мужчины и женщины, отроки и отроковицы, юноши и девушки регулярно приходят к нам в трапезную, чтобы там отдать свою десятину. Эти люди добровольно и ежемесячно тратят свои минуты и часы, чтобы потрудиться во славу Божию. Кто-то регулярно приходит чистить снег. Кто-то для всех убирает воскресную школу каждый понедельник. Более шестисот детей записаны – и восемь, девять, одиннадцать, двенадцать человек родителей каждый понедельник приходят убирать. Из шестисот. Независимо от того, болеют ли они, заняты ли, – они всегда туда идут. Что ими движет? А вот то же самое, что движет тем, кто ушёл оправданным из храма, – желание исполнить Божий Закон. Движет это и теми, кто вчера убирал спортивный комплекс (пришло только два человека!).

Я вчера заходил в спорткомплекс посмотреть, как проходит тренировка по фехтованию. Олимпийские чемпионки пожертвовали нам для этого форму, рапиры, специальные приборы, реагирующие на укол – это мировой уровень. Где вчера вечером были те, кто надевал эту белоснежную одежду и наслаждался её красотой? Кто наслаждался тем, что с ним тренировалась чемпионка? Где эти люди? Где их родители? Почему их нет? Зачем сегодня в 16 часов я выйду на спортивное поле и в спортивном костюме буду играть с детьми? Вы знаете, я хочу в Небесное Царство. Я не достоин его, но не скрываю, что хочу туда. Правда. Мне очень хочется, и я понуждаю себя идти в эту сторону. Трудно, конечно, как и всякому из вас, как и тем, кто пришёл вчера в трапезную и там накрывал столы, как и тем, кто вчера устраивал факультатив по молекулярной кухне и кулинарии – там столько было детей, столько было там взрослых! Где они были вчера вечером – те, кто всё это получил? Кто наслаждался, кто радовался тому, как красиво всё было и как здорово? Где эти люди? Часть из них сейчас стоит на клиросе. Они пришли сюда отдать свои силы и время. Правда, хорошо пели? Замечательно. А остальные?

Эта притча предлагает задуматься над тем, каковы мы. Что делаем мы в этом пространстве для Церкви и, в конце концов, для себя самих. Потому что, отдавая в одном, я получаю в другом. Или я только получаю? Сегодня у нас с вами притча, которую можно адаптировать и которую нужно внести в пространство нашей жизни. Кто-то скажет: «Может, это неверный подход?». Не соглашусь с этим. Потому что эти слова звучат на все времена, их просто нужно перевести на доступный язык.

Мы вернулись со Святой Земли, где кто-то впервые, а кто-то в очередной раз испытал чувство вдохновенной радости оттого, что можно пройти по тем дорогам, соприкоснуться с теми местами, где Сам Господь ходил, исповедовал, служил и нас призывал к тому же. Этот вздох о милости Божией с нашей стороны должен быть непременно соединён с добровольной готовностью отдавать Господу своё время, силы и средства.

Вчера я уезжал отсюда рано, это было начало двенадцатого. И один человек чистил снег – только один, больше никого не было. Он сейчас здесь в храме стоит, я в его сторону специально смотреть не буду. Бог это всё заметил. Ни одного человека там больше не было… И пока он всё один не почистил, он не ушёл. Что им двигало? То же самое, что двигало этими детьми, поющими сегодня на клиросе. Они хотели спать, но они пришли, чтобы петь службу. Им двигало то же, что двигало пришедшими сегодня в трапезную готовить, чтобы накормить очень многих детей и взрослых, чтобы послужить и отдать Богу свои силы, время и средства.

Сегодня воскресенье. Мы с вами слушали евангельскую притчу, она рассказана про нас с вами. Двое вышедших из храма были оправданы – один больше, другой меньше. Больше – тот, кто раскаялся и решил жить иначе. Но и тот, кто сделал и пока ещё не раскаялся, также может в своей жизни что-то исправить. И то, что он сделал неверно, изменить для того, чтобы быть более оправданным и войти в небесный рай. Вот так. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев