Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 12. 08.04.2016

Дата: 
8 апреля 2016, пятница

Сегодня мы продолжаем изучение книги Деяний святых Апостолов и сейчас займёмся рассмотрением 11-й главы этой книги, которая начинается следующими словами:

«Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними».

Здесь мы видим ситуацию, когда апостол Пётр посетил дом Корнилия, который был язычником, и принес туда благодать Духа Святаго. Но были люди, христиане, которые по-иудейски были очень фанатичны. И они в некотором смысле даже не допускали мысли о том, что христианином может стать не еврей: в их понимании проповедовать Евангелие можно было только евреям. Как Господь сказал: «К язычникам не ходите, в города Самарянские не заходите, идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева».

В наше время сейчас тоже есть ревнители православия, которые против любых контактов православных священнослужителей с людьми других вер – и они проявляют такой же фанатизм. Они считают, что нашу веру надо распространять только среди «наших», то есть укреплять в вере только «своих», и что никакая миссионерская программа не оправдана. Эти люди забывают слова Христа, Который перед Своим Вознесением сказал Апостолам: «Идите и проповедуйте всем народам». Действительно, вначале Христос говорил, что можно проповедовать только «погибшим овцам дома Израилева», но потом, когда Иудеи отвергли Его, Он как бы меняет всю парадигму проповеди, и она начинается среди язычников. Христиане очень робко входили в эту проповедь: они не были уверены до конца, что так вообще можно поступать.

Вот и у нас недавно было одно событие: Патриарх встречался с Римским папой, и некоторые обсуждают, можно ли было встречаться «нашему» Патриарху с «их» Папой? И вот в такой же ситуации оказался Апостол Петр, когда:

«Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними».

В их понимании ходить к язычникам было нельзя. И даже есть с ними было нельзя, потому что, в понимании евреев, все остальные люди – это гои, псы, и христианство начинает преодолевать вот такую эгоистическую сотериологию, подразумевающую, что спасение доступно только для определенных групп людей, а для остальных как бы закрыто: они все погибшие, их трогать нельзя, с ними общаться нельзя, с ними разговаривать нельзя, и вообще сидеть с ними рядом нельзя – а это уже не христианство. Мы знаем, что Господь сходил в ад душой и проповедовал Евангелие во аде душам, которые там находились, и «облистал ад сиянием Божества». Нормальный христианин говорит: «Если Господь вошел в мою жизнь, а я, наверное, хуже всех, то почему же Господь не может войти в жизнь других людей?».

Давайте посмотрим, какое объяснение нам предлагает святитель Григорий Великий. Он пишет: «Ведь если бы – ибо он обвинялся верующими – он, Пётр, воспользовался авторитетом, который получил в святой Церкви, то смог бы ответить, что овцы, которые были ему даны, не смеют порицать своего пастыря, но если бы в ответ на жалобу верующих он сказал что-нибудь как имеющий власть, то, конечно же, не был бы учителем смирения. Значит, он их умилостивил смиренным отношением и даже представил их как свидетелей в деле своего обвинения».

То есть апостол Пётр не оправдывается. Он принимает эти настороженные обличения, и мы читаем:

«Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился (он объясняет, почему пошел в дом к Корнилию сотнику – прим.) и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел на него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо. И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека».

Конечно, в этом видении (мы уже говорили об этом на прошлых беседах) поражают слова: «что Бог очистил, того не почитай нечистым». Но когда же Бог очистил не только Свой народ, верующих в Него первых христиан, но и каких-то язычников? Когда Сын Божий умирает на кресте, Он берет на Себя грехи всего мира. И, умирая на кресте, Он всё рукописание наших преступлений пригвоздил к древу креста – после этого уже никакого человека нельзя почитать нечистым, ни о каком человеке нельзя сказать: «Вот с ним нельзя общаться». Уже нет никаких изгоев после того, как Христос проповедует даже во аде. И из ада Он выводит души, которые там находились, чтобы они тоже обрели дар спасения.

«Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека. Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Ангел явился Корнилию сотнику, язычнику. Мы с вами рассуждали о том, что сотник – это полковник римской армии, оккупант, враг Божьего народа. Но этот сотник был искренний человек. Бог что-то рассмотрел в этом человеке, послал к нему Ангела, и тот сказал ему: «Пошли за Петром, за апостолом, и он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». То есть Бог проявляет заботу не только о Корнилии-сотнике, но и обо всех его домашних. Господь всегда хочет войти в наш дом, Господь всегда хочет начать вести работу с нашими домашними: для Него недостаточно заниматься некоей работой только с нами – Он хочет использовать каждого из нас для того, чтобы через нас благословение пришло бы к другим людям. Как в Нагорной проповеди сказано: «Итак, да светит свет ваш пред людьми, с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного».

Вы, наверное, помните, в Евангелии от Иоанна рассказывается про встречу Христа с самарянкой. А кто такие самаряне? Они были сектанты, еретики. Они не почитали Бога так, как было принято у Божьего народа. У них было искаженное писание Ветхого Завета, и они покланялись Богу не в Иерусалиме, а на горе Гаризим. Иудеи не общались с самарянами, и, когда Апостолы увидели, что Иисус Христос беседует с самарянкой, они сказали в себе: «А чего Ты от неё хочешь?». Не принято было общаться, брезговали они этими самарянами. Но Бог хочет, чтобы все люди спаслись и все пришли в познание веры. Христианство кончается тогда, когда мы проявляем брезгливость по отношению к другому человеку. Можно сказать, что эта брезгливость связана не с человеком, а с его грехами, но вспомните, ведь в нашей жизни были и худшие грехи. Надо всегда помнить о том, что мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам. И если мы будем брезговать другими людьми, то и Господь может побрезговать нами.

И далее мы читаем, Пётр рассказывает:

«Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале (то есть в день святой Пятидесятницы – прим.). Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?».

Действительно, Бог промышляет о всём Своём творении. Он не хочет смерти грешника, Он не хочет смерти умирающего, как сказано в Библии. Он хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание веры, поэтому мы не должны мешать Богу достучаться до других людей. Наоборот, мы должны помогать Богу в этом деле. Когда самарянка побеседовала с Иисусом Христом, она побежала в своё селение и всем рассказала об Иисусе Христе, и весь город вышел к колодцу Иакова, пригласил Иисуса Христа в своё селение, и Он там провёл два дня, и многие самаряне уверовали – вот такие примеры есть в Священном Писании, мы должны их знать, они должны быть на виду. Наше сознание должно фиксироваться на них для того, чтобы не поддаться фанатизму людей, которые забыли о том, что такое христианство.

Единственная религия, которую запрещается проповедовать другим людям, не своим, – это талмудический иудаизм. Если русский или украинец придёт в синагогу и скажет, что он хочет стать евреем, его прогонят с оскорблениями. Скажут: «Иди, собака, к своим». А если он будет приходить ещё и ещё, они даже могут его поколотить (правда, если он всё равно будет к ним ходить, тогда они действительно обязаны объяснить ему все сложности). Но наша-то вера другая. Это мы должны ходить за людьми, это мы должны являть людям правду нашей веры. Конечно, мирянин не может проповедовать так, как священник, да ему и не надо это делать. Но любой мирянин может рассказать, что Бог сотворил в его жизни с ним самим. Ведь самарянка, когда побежала в свой город, не говорила там о высоких истинах веры – она просто рассказала, что Христос сказал ей. Сказал, что у неё был один муж, потом другой и так далее. И любой мирянин имеет право засвидетельствовать другим людям, что Бог сотворил в его жизни. Например, сказать: «Я был горький пьяница, но Господь меня избавил; я был нецеломудренным, но Бог мне помог». Мужчина может сказать: «Я курил, но вот, с Божьей помощью, бросил». И когда мы свидетельствуем о чудесах, которые были в нашей жизни (а это чудеса – когда люди бросают те или иные грехи), это очень достоверно воспринимается другими людьми, потому что они запутались в нравственных противоречиях своей собственной жизни, и им было бы очень интересно понять, как можно обрести мир с Богом.

«Выслушав это, они успокоились».

Апостол Пётр окончил свой рассказ, и далее мы читаем реакцию слушателей.

«Выслушав это, они (то есть ревнители-христиане из иудеев – прим.) успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь. Между тем, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев».

Опять вот эта крайность выходит. Ведь действительно были гонения на верующих (погиб архидиакон Стефан), и эти евреи-христиане разбежались и проповедовали только своим, сохраняя брезгливое отношение к людям других наций. А Пётр уже начал проповедь среди язычников.

«Были же некоторые из них Киприяне и Киринейцы, которые придя в Антиохию, говорили Эллинам, благовествуя Господа Иисуса».

То есть некоторые уже начинают проповедовать эллинам (эллины – это греки, то есть не евреи).

«И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу».

То есть рука Господня будет с нами тогда, когда мы будем заботиться не только о «своих», но и о «чужих»: для Бога-то «чужих» нет, для Бога все «свои». И мы должны проявлять заботу о любом человеке, которого Бог нам посылает. Почему у нас такие соседи? Почему у нас такие товарищи на работе? Почему у нас именно эти родственники? Всё это – некая Божественная данность, некое поручение от Бога. Каждый человек, которого мы знаем, – это персональное нам поручение от Бога. Но если мы не справляемся с поручениями, которые нам даёт Господь, то Он спросит с нас. Помните, как один хозяин в Притче о талантах: он дал одному один талант, другому больше, третьему ещё больше. Первый пошел и зарыл свой талант в землю, не стал его использовать для преумножения богатств своего хозяина, а другие пустили в оборот. И тот, который зарыл свой талант в землю, был наказан хозяином, ему было сказано: «У тебя отнимется и дастся тому, кто преумножает». Поэтому, если мы проявляем вот такой конфессиональный эгоизм и говорим «А вот он не нашей веры, этот иудей, мусульманин, кто-то ещё», Господь может очень сурово обойтись с нами.

Я читал в одной такой народной книжке историю о том, как за одну женщину, которая находилась в огненном озере, очень молились её родственники. Они были такие набожные, что умножали и умножали свои молитвы за неё, и однажды ночью они все встали на колени и сказали: «Господи, мы не встанем с колен, пока Ты не вынешь её из этого озера огненного». Так молились старики, дети, мужчины и женщины. И пришел к ним Ангел и сказал: «Даже если мы вынем её из этого озера, она останется такой же». Они стали молиться и говорить: «Нет, она такой не останется!». И тогда Ангел показал им, как она плавает с другими такими же женщинами, грешными, в огненном озере. Ангел сказал ей: «За тебя молится вся твоя семья, и мы решили вытащить тебя из этого озера огненного. Вот тебе крыло – цепляйся за него, и мы тебя вытащим». Она схватилась за крыло, а женщины, которые барахтались рядом, тоже стали хвататься за крыло Ангела и за неё, и она стала с ними драться: «Ваши родственники за вас не молятся! Это мои племянники молятся за меня. Это мои сёстры, братья, мой дед, а за вас никто не молится!». И тогда Ангел поднял крыло и стряхнул ту женщину. Потому что мера того, как мы относимся к другим, всегда будет мерой того, как Бог отнесётся к нам. И когда мы видим человека, который нам неприятен, от которого мы хотели бы быть подальше – вот это точно поручение от Господа. Потому что, как вы думаете, Ангелы в восторге от нас с вами? Мы тоже бываем неприятны для Ангелов, когда совершаем какие-то грехи и когда бесы начинают хороводить вокруг нас. Ангелы отходят от нас со слезами – им неприятно все это видеть. Ангел заботится о тебе с самого твоего зачатия: он оберегал тебя в чреве твоей матери, через добрых людей отговаривал её от аборта. Он оберегал тебя от детских болезней, он оберегал тебя в молодости, в юности, и вдруг ты повел себя неправильно. Ангел, казалось бы, должен пережить разочарование в таком человеке. Но это не всегда так. Ангелы – это чистые служители Бога, и они не оставят нас даже на мытарствах, они будут бороться за каждого из нас до конца. А почему же мы не боремся за других людей? Почему мы брезгливо относимся к другим людям? Почему мы осуждаем наше Священноначалие, которое общается с другими людьми? Да, они не такие, как мы, но они верят в Евангелие, читают Библию. Диалог с православием совершенно необходим всему миру. И пример Апостолов, первых христиан, – пример, связанный и с теми проблемами, которые они преодолевали.

«И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию».

Дошел слух о том, что греки, эллины, стали принимать Христову веру.

Есть такая страна, Таиланд. Это языческая страна, языческий мир. Там очень развит секс-туризм. Но сейчас в Таиланде начался процесс массового обращения в православие, и местные жители крестятся в православную веру. На острове Пхукет, например, уже православный храм во имя Святой Троицы, на острове Паттайя тоже уже православный храм, монастыри создают. А вообще Таиланд – это место, где Господь совершал Свои суды: несколько лет назад там был такой катаклизм, когда пришли огромные волны и смыли всех грешников (погибло несколько сотен тысяч людей) – вся эта секс-индустрия была опрокинута. Но Бог, даже совершая Свои суды, всегда думает о том, кого Он желает спасти и кто ещё может обрести дар спасения. Психология подлинно верующего человека – это не психология вот этих ревнителей из числа иудеев, которые и апостолу Петру готовы были выговорить, когда узнали, что в Антиохии греки стали креститься в христианство, и которые посылали туда на разведку других служителей:

«Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию».

К нам едет ревизор! Антиохийские христиане, наверное, когда услышали, что приедет Варнава и будет смотреть, кого здесь накрестили, подумали: «Зачем нам это надо?». Христос сказал: «К погибшим овцам дома Израилева. К язычникам не ходите, в города самарянские не заходите». А на то, что потом Христос сказал иначе, они не хотели обращать внимания. Да, Он потом сказал: «Проповедуйте всем народам». Но в первый-то раз Он сказал иначе!

И вот как люди используют церковные каноны: берут каноническое право и – «Вот этот канон нам подходит, а этот не очень подходит. Вот этот нам подходит, а вот эти два против нас. А вот этот зато подходит». Здесь такая же ситуация: «Вот эти слова Христа – да, это руководство к действию: “К язычникам не ходите, в города самарянские не заходите”. А что потом Христос сказал иначе – ну да, но в этой ситуации нам это не очень подходит». Как это так со словами Бога – «тут подходит, тут не подходит»? Кто нас поставил судьями над Самим Богом, над Его словом?

Как сейчас вот в Америке делают новое издание Библии? Например, есть и феминистские издания Библии, женщины-феминистки, очень такие активные, говорят: «А почему это Бог в мужском роде? Давайте сделаем нейтрально. Если нельзя в женском роде – у Бога ведь нет пола. Он не мужчина, не женщина, Он Дух. Почему «Отче»? Ну ладно, нельзя исправить на «мать», на «Мать наша». Но давайте вообще уберём вот эти слова «отец», «мать», «он», «она»? Пусть будет «Оно»!». И вот такие Библии выходят на английском языке, нейтральные называются. Нейтральные. Чтобы не оскорбить чьи-то там чувства. Это очень опасно, когда одно мы берём, а другое не берём, с одним соглашаемся, а с другим – нет. Господь за это может сурово обойтись с нами.

И мы читаем далее, что увидел Варнава, этот ревизор:

«Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем».

Он возрадовался за этих язычников. За эллинов, за греков, за то, что они стали христианами. А почему он испытал радость? 24-й стих нам это объясняет:

«…ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу».

Значит, те, которые не радуются обращению заблудших, не добры, и Дух Святой их не касается. А причем тут Дух Святой? Дух Святой – это Дух Любви. Сказано: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». И когда человек не проявляет любовь, возникает вопрос: а излилась ли в его сердце любовь Божия? Как ведёт себя Авраам, когда узнаёт, что Бог идёт уничтожить Содом и Гоморру? Авраам начинает заступаться за жителей Содома и Гоморры. Как такое может быть? Он начинает спорить с Богом! Он говорит: «Бог, Ты же не будешь неправосудным. А если там пятьдесят праведных? Ты что, уничтожишь с грешными и праведных?». Господь говорит: «Нет, если есть пятьдесят праведных, Я не уничтожу». Авраам же знает, что там один Лот, его племянник и несовершенный праведник: «Господи, а если там сорок пять? Да не прогневается на меня Господь! А если там сорок, тридцать, двадцать, пять?» – вот это поведение доброго человека, который движим Духом Святым, Духом Любви. И наше великое назначение – вымаливать людей, которых нам даёт Бог. Это члены нашей семьи, наши родственники. Как сказано: «Кто особенно о своих, о домашних, не печётся – тот хуже неверного отрёкся от веры». Твои соседи не самые лёгкие люди, я согласен с этим, но Бог зачем-то поселил их рядом с тобой. Или, к примеру, твои друзья по работе. Каждый человек должен восприниматься нами как поручение от Бога: значит, Господь послал нам именно вот этого человека, Он зачем-то это сделал. И не надо то поручение, которое тебе посылает Господь, перепоручать другому человеку – дескать, ты к тому иди, он тебе лучше объяснит. А может быть, он не захочет пойти к другому? Может быть, он с большим доверием относится к тебе лично? Есть люди, которым о духовном легче поговорить с обычными мирянами, чем со священником, к которому они не решаются подойти. Им удобнее поговорить с верующей мирянкой, с верующим мирянином. Поэтому мы не должны всех перепоручать пастырям: пастырей на всех не хватит. Мы должны поддерживать руки пастырей, когда они устают. Руки Моисея, когда он молился во время битвы с Амаликом, были подняты – и народ Божий побеждал. Руки устали, стали опускаться – народ Божий стал проигрывать. И тогда подошли Божьи люди и стали поддерживать ему руки. Ему тяжело было стоять – они камень положили, усадили его, подвинули к нему камень и держали его руки. Поэтому не будем перепоручать то, что нам даёт Господь, особенно когда это касается послушания, которое нам даёт священник.

И вот Варнава, которого послали как ревизора, обрадовался. «К нам едет ревизор посмотреть, что здесь происходит!». Но он оказался счастливым человеком. Он был добрый муж, исполненный Духа Святаго, то есть Духа Любви. И 25-й стих:

«Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла (то есть Павла – прим.) и, найдя его, привел в Антиохию».

Молва о том, что Савл, который был гонителем христиан и главным врагом Церкви, стал христианином, апостолом Ииуса Христа, распространилась, и Варнава спешит позвать Савла (Павла), чтобы он здесь проповедовал, в Антиохии, укрепляя этих новоначальных, которые только вошли в Церковь Божию. И смотрите, как происходила катехизация:

«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами».

То есть целый год идет процесс обучения, оглашения, катехизации. И вот в этой Антиохии впервые верующие во Иисуса Христа стали называться христианами. А как они назывались до этого? Они назывались просто «иудеи» – те, которые были из евреев. А те, которые из язычников, так и назывались: «уверовавшие из язычников». Уверовавшие во Иисуса Христа. А здесь они начинают называться «христианами». Что это значит – называются «христианами»?

Давайте посмотрим, какое объяснение предлагает Иоанн Златоуст. В своих «Гомилиях на книгу Деяний Апостолов» он пишет: «Подлинно потому в Антиохии верующие стали называться христианами, что Павел прибыл в ней (в Антиохийской Церкви) столько времени, целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей. И ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами. Немалая похвала городу. Действительно, можно утверждать перед всеми, что он прежде всех прочих городов столько времени наслаждался теми устами и оттого в нем прежде всех верующие удостоились этого названия. Видишь ли, на какую высоту он, то есть Павел, вознёс и каким славным сделал этот город? Это заслуга Павла. Там, где уверовали три тысячи, где пять тысяч, где такое множество – там не было ничего подобного, но назывались ещё только “последующими”, а здесь стали называться “христианами”».

В этом объяснении Иоанна Златоуста он говорит: «Да, конечно, в Иерусалиме то пять тысяч уверовало, то три тысячи уверовали, но они назывались “последователи Христа”. А вот здесь целый год Павел работал с этими людьми». Апостол Павел был настоящий страстотерпец: однажды он начинает хвалиться в своих Посланиях и говорит: «В безумии буду хвалиться. Меня били палками сорок ударов без одного, на корзине спускали с городской стены, с дикими зверями сражался, у меня в доме постоянно стечение людей, скопление людей. День и ночь мне приходится с ними общаться». Как бы одной строкой всё. С дикими зверями сражался, палками был побит, «верующие день и ночь сидят в моём доме, мне приходится им объяснять день и ночь». Он уставал, он физически уставал, он учил, а люди по-разному реагировали на его проповедь. Один молодой человек уснул на подоконнике и, пролетев несколько этажей, насмерть разбился. Все перепугались, а апостол Павел побежал туда, помолился, ну, и воскресил его – такая сила благодати была.

«Христиане» – что означает это слово? Почему они начали называться «христианами»? Это значит – Христовы. А кто придумал это название? Павел, он придумал это название. А где мы это видим? Давайте посмотрим. Нам же надо знать, кто нас стал называть христианами. Почитаем здесь. Это Первое послание к Коринфянам, третья глава с первого стиха и ниже. Павел пишет:

«И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными. Но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей. Ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах. Потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: “Я Павлов!”, а другой “Я Аполлосов!”, то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали. И потом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог».

Здесь мы видим, что апостол Павел сталкивался с проблемой того, что первые христиане не знали, как себя называть. И некоторые говорили: «Мы Аполлосовы, мы Павловы». Это все равно, как если бы в наше время кто-то говорил бы: «Мы Стеняевцы!», «Мы Кураевцы!», «Мы Дворковцы!». И Павел предлагает решение этой ситуации. Какое? Он говорит: «А я Христов!». И вот когда он говорит «А я Христов!», он провозглашает вот это самое наименование христиан. То есть мы ни Кирилловцы, ни Павловцы, мы – Христиане! Мы Христовы. И если мы носим на себе это имя, то должны очень ответственно относиться к нему. Другой смысл имени «христиане»: «Христос» означает «помазанник». А «христиане» означает «помазанные». И когда появилась Христова вера, язычники смеялись над первыми христианами и говорили: «Как вы там себя называете, помазанные? А, испачканные, что ли? А чем помазаны?». И были всякие такие шутки, они отражены в некоторых текстах. А христиане не смущались и говорили: «Мы Духом Святым помазаны!». И когда человека миропомазуют, он – «помазанник». Он говорит с достоинством: «Я христианин! Да, помазание Божие на нас. Заслугами Иисуса Христа, Который очистил нас Своей Кровью – и мы смогли принять Духа Святаго внутрь себя».

И что происходит далее? 27-й стих:

«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки (это христианские пророки – прим.). И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод (то есть он предсказал будущее – прим.), который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла».

Что это за явление – христианские пророки? В чём самое принципиальное отличие между иудеями и христианами? Самое принципиальное отличие: иудеи говорят: «Дух пророческий покинул этот мир за 500 лет до нашей эры». А мы, христиане, говорим: «Нет, Дух пророческий покидает мир, когда пишется последняя книга Библии, «Апокалипсис» Иоанна Богослова. А до написания последней книги Библии Дух пророческий, «Кадеш Руах, Дух Святости», проявляется. Евангелисты пишут Духом Святым свои Евангелия, святые Апостолы, помазанные в день Пятидесятницы, тоже пишут Духом Святым свои Боговдохновенные послания. Но когда пишется «Апокалипсис» – всё, Библия закрывается, и теперь только Библия – вернейшее пророческое слово, и мы не ждём и не ищем новых пророчеств от Бога». Вот это – самое принципиальное отличие христиан от иудеев. В их понимании закрытие пророческого Духа – это 500 лет до нашей эры, в нашем понимании – написание Иоанном Богословом «Апокалипсиса». Апостол Павел жил в такие времена, когда пророки были. И в своих посланиях, в Первом послании к Коринфянам, он пишет: «Ревнуйте о дарах духовных, а особенно о том, чтобы пророчествовать».

Иногда православные христиане задаются вопросом: «А вот старец такой-то или старец такой-то сказал пророчество. Можем ли мы считать, что пророчества, которое произносились в XX веке, в XIX веке (например, Серафимом Саровским или старцем Паисием), обладают таким же статусом, как и библейские пророчества книг Ветхого и Нового Завета»? Нет, мы так сказать не можем. Если мы так скажем, то Бог наложит на нас клятвы, потому что сказано в конце «Апокалипсиса»: «Если кто прибавит что-либо к словам пророчества книги сей, то Бог наложит наказание, кары, язвы». Старец Паисий предсказал очень многие вещи, Серафим Саровский тоже предсказал очень многие вещи. Но это не были самостоятельные пророчества. Эти Божьи угодники отталкивались от понимания Священного Писания. Они внимательно изучали библейский текст и никогда не говорили, что это их пророчество. Никто из них не говорил так, как некогда пророк Исайя: «Господь Бог сказал через меня» и далее. Нет такого старца в нашей Церкви, который бы говорил от лица Бога 500, 200 или 50 лет назад. Поэтому мы всегда должны понимать, что Библия – это вернейшее пророческое слово, и мы не ждём нового откровения от Бога, мы просто в этом не нуждаемся, потому что всё Писание полезно для научения, наставления и обличения. Но тогда, когда Новый Завет ещё не был завершён, пророки были нужны.

И вот приходит этот христианский пророк Агав. Он, кстати, потом предскажет пленение апостола Павла, его кончину он предскажет, а здесь он предсказывает, что будет голод (который и был при кесаре Клавдии). И ученики с верой восприняли это предсказание, они положили в сердце своём откладывать необходимые средства для вспомоществования братьям, живущим в Иудее. По сути дела, этот пророк Агав предсказал начало первой и второй Иудейских войн, когда и был в Иудее, в Иерусалиме самый страшный голод. Когда Иерусалим был окружён со всех сторон римскими легионами (командовал ими полководец Веспасиан) и когда в городе начался голод. Но почему Бог всё это попустил? В книге Второзакония сказано: «Если вы отступите от Меня, – это Бог говорил евреям, – то я уничтожу дом Мой в Иерусалиме». «Дом – то место, которое Я изберу, – говорит Господь, – Я вас рассею, будет голод, будет война, женщины будут поедать своих детей». Вот так было сказано в Священном Писании. И Христос подтверждает такую участь Иерусалима, когда ученики показывают Ему великие здания храма. Он сказал: «Камня на камне здесь не останется, всё будет разрушено». Иосиф Флавий очень подробно описал, какой был страшный голод в Иерусалиме: в его книге описывается, что люди шли по улицам города, ища по запаху пищу. Там были такие зилоты, религиозные фанатики, ревнители, которые ждали, что вот-вот сейчас небо расступится и Бог пошлёт Ангелов, и Иерусалим станет над всем миром главою. «И они шли, – описывает Иосиф Флавий, – и почувствовали запах мяса. И они бросились на этот запах, вбежали в дом, вышибли дверь, а там была женщина, варившая своего ребёнка. И, потрясенные, в ужасе они выбежали из того дома и вспомнили это самое пророчество». И вот Агав подтверждает то, что было описано в книге Второзакония, то, что сказал Христос: «Камня на камне здесь не останется». И христиане со вниманием относятся к этому пророчеству.

Далее двенадцатая глава, мы читаем, что происходит в Иудее:

«В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом».

Ирод Антипа умерщвляет Иакова, апостола Иакова, который был первым Иерусалимским Патриархом. Все Иерусалимские Патриархи имеют начало от Иакова, брата Господня. Все исторические Церкви христианские знают, от кого из Апостолов они идут. Римская Церковь – от апостола Петра, Антиохийская Церковь так же, Александрийская Церковь – от Марка и Матфея, Русская Церковь приняла крещение от Византии, Византия – от Андрея. А здесь мы читаем о смерти апостола Иакова, убитого мечом. И далее:

«Видя же, что это приятно иудеям (Ирод увидел, как все иудеи обрадовались – прим.), вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу».

То есть он, наверное, предполагал, что народ побьёт его камнями.

«Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу».

Слово «Церковь» (экклесия) означает «собрание верующих». Пётр в заключении, Иаков уже убит – и Церковь прилежно молилась.

«Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами (то есть его караулили так, чтобы он не смог никуда уйти – прим.), скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу».

Два воина лежат рядом с ним, спят и держат его за цепи. Это в темнице, темницу они стерегут, а Церковь молится, и всё это ночью происходит. Народ Божий молится за Петра (ведь они уже потеряли Иакова, они не хотят потерять и Петра).

«И вот Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его».

Ну, обычно нас в бок толкают наши родственники, когда мы долго спим. Но в жизни первой Церкви Ангелы были как друзья, и они ведут себя по-дружески – раз его в бок: «Вставай, что ты лежишь тут!».

«И цепи упали с рук его (Ангел его пробудил – прим.). И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся».

Почему он так сказал? Ну, когда человек без цепей, он может вскочить и побежать. Ангел проявляет заботу: опояшься, обуйся.

«Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною». Он бы и одежду забыл от радости. Ангел проявляет заботу.

«Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение».

Он не может еще до конца понять, реально это или не реально: видение это, а может быть, сон.

«Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им».

Это были огромные железные ворота в старый город, в старую часть Иерусалима. Они всегда запирались на ночь очень крепко, а тут сами открылись.

«Они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним».

Петр оказался один. Но уже на свободе.

«Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из рук Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский».

Вот здесь сразу возникает вопрос: а почему в случае с Иаковом Господь не поступил таким чудесным образом, почему к Иакову не был послан Ангел, чтобы спасти его от меча Ирода? Надо прямо сказать, что мы покидаем этот мир только тогда, когда мы уже окончательно состоялись или в добре, или во зле. Иаков оказался тем зрелым хлебом, зрелой пшеницей Божией, которую уже надо было забрать в небесные житницы на небесах. Но иногда Бог сохраняет своих людей. Мы часто вспоминаем про архимандрита Кирилла (Павлова): казалось бы, столько лет он лежит в абсолютной парализации – зачем это всё нужно? Но в этом есть какое-то намерение Божие. Известно предсказание старца Кирилла, он говорил: «Когда я умру, начнется война». Троице-Сергиевы монахи рассказывали об этом предсказании. Значит, лежащий старец как бы удерживает наступление катастрофы, трагедии, потому что он молится. Мир и сохраняется ради старцев, ради святых, ради праведных, ради угодников Божиих. А особенно мир сохраняется ради лепета детского, когда дети неопытно читают молитвы по памяти, и ангелы-губители сразу отскакивают в стороны. И если вы научили своего внука или правнука читать «Отче Наш», «Богородицу» – вот когда он начинает по памяти молиться и из его сердца исходят эти слова, это оберегает целую страну. Детский молитвенный лепет спасает целые народы, целые племена. Но иногда Господь полагает пределы Своему милосердию, и тогда начинаются Его суды.

И вот Пётр оказался совершенно свободным.

«И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились».

Марк потом станет секретарем апостола Петра и запишет его проповеди как Евангелие от Марка.

«Когда же Петр постучался у ворот…» – там же всё на ночь запирали: была опасность, что иудеи ворвутся к христианам. Иакова убили, Петра арестовали – христиане в трепете, но они молятся в этом доме, они же молятся! По их молитвам происходит чудо.

«Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот».

Ничего себе, «от радости не отворила ворот»! Она же узнала голос Петра – наверное, эта радость была всё-таки смешана с каким-то страхом? А как такое может быть? Ну да, голос Петра. Да, голос Петра. Но он же в заключении! Даже если бы он вышел из темницы, он не может войти в старый город, там же огромные железные ворота, кто их ему откроет? Если его даже по молитве Церкви отпустили из темницы, он только утром может прийти. Всё было против того, что это Пётр.

«…но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот». Может быть, Петр. Но вряд ли.

«А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его».

Почему Церковь себя так ведет? Церковь, ты же собралась молиться за Петра. Церковь, ты молишься с верой, и по твоей молитве Бог посылает Ангела, чтобы твоё прошение было выполнено. А тут Пётр стоит у ворот, и ему никто не открывает, не верит, и говорят: это, наверное, его Ангел. Почему они так говорят? Потому что, как и древние иудеи, первые христиане считали, что Ангел-хранитель похож на того человека, которого он охраняет.

Я, помню, детям рассказывал эту историю. И когда я рассказал, что Ангел-хранитель похож на того человека, которого он охраняет, один мальчик подпрыгнул и говорит: «Отец Олег, а у вас толстый Ангел?». Я говорю: «Я не знаю, не видел». – «Но похож?». Это такое представление устоявшееся. Мы видим в книге Бытия сюжет, когда Иаков боролся с Ангелом. Есть объяснение древних отцов, что это был Ангел-хранитель Исава, который не хотел пускать Иакова. Ну, есть разные объяснения отцов. Это одно из объяснений: когда Иаков потом встречается с Исавом, он говорит: «У тебя лицо, как у Ангела».– «Что это значит?» – «А как у того, с кем я боролся». Это устоявшееся такое вот древнее иудейское представление о том, что Ангел человека должен быть похож на самого человека. То есть что он распознаваем. И они говорят этой христианке Роде: «Это Ангел его».

«Между тем Петр продолжал стучать».

В своей молитве они стучали в небеса: «Господи, помоги Петру!». Господь помог Петру, но тот не может попасть к ним на их собрание.

«Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили (наконец-то они решили отворить дверь – прим.), то увидели его и изумились».

Это действительно было потрясение для людей, которые сами своей молитвой потрясли небеса и на молитвы которых Господь откликнулся. Мы не всегда уверены, не всегда можем предполагать или догадываться, какие чудеса свершаются по нашим молитвам, когда народ Божий собирается вместе и о чём-то просит Господа. Господь Сам говорил: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, о чём они не попросят, будет им дано».

Они изумляются. И как ведёт себя Пётр?

«Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место».

Но разве Господь его вывел? Его же Ангел вывел, аж в бок ударил: «Вставай!». Но Петр религиозный человек, и он понимает: Ангелы не действуют самостоятельно. Ангелы на послушании у Господа, и они так стремительно выполняют любое поручение Божие, что для каждого дела даётся новый Ангел. Это видно из Библии, когда Агарь убегает в пустыню, там сказано: «явился её Ангел», «и сказал ей Ангел», «и подошел к ней Ангел» – то есть в каждом случае был новый Ангел. Они так стремительно выполняют волю Бога, они так пламенеют желанием исполнить Его волю, что для каждого поручения посылается один Ангел. Нам бы научиться так выполнять церковное послушание.

«По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога (такого государственного преступника они потеряли, ещё бы – прим.) о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался».

Это, конечно, было серьёзное преступление. Они охраняли его, он лежал между ними в цепях. Одежда где-то отдельно была. Войти в старый город было невозможно.

«Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Господа Бога, а не человека».

Ирод одевает на себя самые драгоценные одежды. Он садится на трон и начинает выносить политические решения. И народ восклицает:

«Это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал Славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер».

Трагедия Ирода Антипы. Он рухнул с этого трона, черви показались, кровь пошла из носа, рта, ушей. Ужасная смерть. В христианской традиции описывается, что эти черви его буквально ели заживо. Есть такие предания, где говорится, что он был как бы был изъеден ими, ещё будучи живым, находясь в состоянии смертной агонии. А за что? Первая мысль – за то, что убил Иакова. Вторая мысль: он не только убил Иакова, он хотел и Петра убить, но в Библии написано не так.

«Поразил его за то, что он не воздал Славы Богу».

Вот за что был поражен этот злодей. Да, он злодей. Да, он погубил Иакова, да, он решил погубить Петра, но сам был погублен за то, что неблагодарность проявлял к Богу. То есть если бы он за всё благодарил Бога, даже при его преступлениях, ошибках, Бог иначе бы отнёсся к этому человеку. Бог бы мог продлить его жизнь ради покаяния, как сказано, «Долготерпение Божие ведёт к покаянию». Таким образом, мы устанавливаем, что неблагодарность не воспринимается Богом. Мы должны научиться благодарить Его за всё. А что значит – «он не прославил Бога»? Он приписал себе все эти заслуги, что это он сам разрулил вот эту сложную политическую ситуацию, о которой мы читали выше. Он себе приписывал то, чего он достиг как бы сам, не понимая, что если мы имеем какие-то милости, то должны, прежде всего, благодарить Бога за то, что мы имеем. Потому что мы получаем это от Него. Казалось бы, разве не достаточно? Он же преступник! Он убил Иакова, он хотел убить Петра, это тот самый Ирод Антипа, который допрашивал Иисуса Христа и потом отослал Его к Пилату, сказав, что не находит у Него серьезной вины. И он бы выжил – но он не благодарил Бога.

Кто-то может сказать: «Ну ладно, с Иродом понятно, он не благодарил Бога. У него действительно было, за что благодарить Бога: он был царь, он сидел на троне, все им восхищались. И он не поблагодарил Бога – было, за что благодарить. Но вот нам-то как? У нас-то жизнь всё хуже и хуже: зарплаты не растут, цены растут, да ещё какие-то ожидания катаклизмов. А нам-то за что благодарить Бога?». Бога надо благодарить именно за всё. Вспомним житие святителя Иоанна Златоуста: это был человек, который благодарил Бога действительно за всё. Он был в славе, он был Патриархом, он был вторым человеком в Империи после императора. Был и в гонениях со стороны императрицы, когда потерял всё, когда был отлучен от Церкви, был проклят Церковью. В его отлучении в «Соборе под дубом» участвовал святой Епифаний Кипрский, и заговор против Патриарха Златоуста плёлся от имени святого. И когда завистники Патриарха Златоуста вынесли решение, что он теперь не Патриарх, послали к нему Епифания: «Иди, объяви ему, что он никто». Епифаний пришел и говорит: «Ты уже не Патриарх, ты уже всё, человек простой». Иногда происходят вещи, которые трудно объяснить, трудно понять, но Златоуст имел силу за всё благодарить Бога. Представьте себе, вы знаете святого старца, вы знаете отца благочинного, вы знаете викария, вы знаете Патриарха. И вдруг все ополчились на вас: старец святой прибывает в Москву, вас вызывают на ковер к настоятелю, к благочинному, к викарию, и вручают отлучение от Церкви... А Златоуст за всё благодарил Бога. Его привязали к телеге, отправили в ссылку в местечко Команы. Он, закованный цепями, к телеге прикованный, шёл, а его друзья ехали рядом (на них наказание не распространялось). Один махал над его головой, чтоб прохладно было Златоусту, другой держал зонтик от солнца, третий (сенатор) читал Писания, чтобы укреплять его в вере. Они водой его могли окроплять. И когда Златоуст стал умирать, он сказал: «Я хочу лечь на землю». Его, по-моему, расковали, он лег на землю, произнёс «Слава Богу за всё!» и умер. «Слава Богу за всё!» – эпиграф ко всем его творениям.

Ирод, этот злодей, этот преступник, мог бы выжить, если бы благодарил Бога. Но, так как он не был благодарен, Бог не остановил ангела-губителя, который пришел к царю, и Ирод, изъеденный червями, рухнул с этого трона в самый момент апогея собственной славы, когда все кричали: «Он как Бог! Он как Бог!».

Цинизм власти иногда действительно не знает никаких пределов. Но человек должен всегда благодарить Бога! За всё, что имеет. А если цинизм проявляется и по отношению к Богу, когда человек всё приписывает себе, тогда, и правда, можно рухнуть с любого трона. И никто тебе не поможет.

«Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями умер. Слово же Божие росло и распространялось. А Варнава и Савл, по исполнения поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком».

Того самого Иоанна Марка, евангелиста, в доме которого все молились об освобождении Петра и в дом которого Петр никак не мог достучаться.

Итак, друзья, сегодня мы с вами изучили 11 и 12 главы книги Деяний святых Апостолов. И, конечно, уроки, которые нам преподает эта книга, очень важны, и мы должны выучивать эти уроки. Центральная тема сегодняшней беседы – откуда пришло название «христиане», то есть Христовы, то есть не принадлежащие себе, а Божии, народ, находящийся в Его уделе.

Если мы будем живы и Господь позволит, то и дальше продолжим изучение этой книги, а сейчас переходим ко второй части нашего общения, к вопросам и ответам. Пожалуйста, если у кого-то какие-то вопросы есть, задавайте.

Вопрос:

– Отец Олег, у меня вопрос по Ветхому Завету, по временам Ноя и Великого потопа. Хочу зачитать: «Жертва Ноя была угодна Богу, и Господь сказал ему: не буду больше проклинать Землю за человека и уничтожать всего живущего за грехи его. И вот радуга на облаке будет знак обещанного Мною». Означает ли это, что в принципе Апокалипсиса не будет? То есть, что Господь не будет больше изливать гнев на землю? Или, возможно, речь идет именно о потопе и о том, что Господь покарает землю каким-то другим методом? Как это понимать?

Ответ:

– Речь всё-таки идёт о потопе. Там сказано, что если Господь наведёт дождь на землю, то ты увидишь радугу и должен знать, что Господь уже не будет посылать новый потоп. И, более того, в Библии сказано, что первый мир погиб в воде – это мир допотопный, а о мире, в котором мы с вами живём, сказано: «сберегается для огня». Поэтому мы можем сказать, что это обетование говорит, что не будет всемирного потопа, а мир, в котором мы с вами живём, будет уничтожен в огне. Давайте вспомним, где об этом говорится в Библии. Это Послание апостола Петра, Второе послание, третья глава, десятый стих и ниже:

«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда».

Да, этот мир будет уничтожен в огне, но мы ожидаем, что после очищения в огне будут новое небо и новая земля – мир, в котором будут обитать праведные люди.

Вопрос:

– Батюшка Олег, у меня тоже вопрос по Ветхому Завету. Почему Бог, когда Авраам три раза называл свою жену сестрою, то есть отказывался от своей жены, не наказывает Авраама? Так же Он поступает с Исааком, когда тот отказывался.

Ответ:

– Дело в том, что в те времена, когда жил Авраам, существовала некая условность в обозначениях «брат», «сестра», «отец». Мы видим, например, что в книге Бытия некоторые персонажи, которые не были братьями, вдруг, когда называют друг друга, говорят: «Мой брат». Иаков, когда говорит об отношениях с Лаваном, вдруг неожиданно называет его своим братом. Но смысл здесь несколько другой: Иаков как бы говорит: «Ты, Лаван, обманщик, а я, как твой брат-близняшка, тебя так обману, что мало не покажется». Это эвфемизмы такие, особенность еврейской речи. Случай с Авраамом: тот реально опасался, что его за его жену убьют. Обычно вопрос по этому поводу задается другой: ну, извините, а Сарре сколько было лет-то? Зачем эту старуху надо было маскировать под сестру, кто бы на неё покусился бы? Я смотрел объяснения отцов, древних экзегетов, они говорят: «Но при этом не надо забывать, что Египет тогда был не наш Египет, который сейчас, современный нам». Сейчас в Египте кто живёт? Арабы. А арабы пришли туда во время мусульманских войн, и арабы же захватили всю северную Африку. А до этого, во времена древнего Египта, там жили негроиды, черная раса. И светлокожая женщина сама по себе являлась событием в этом мире. А когда люди мало перемещались по земле, то они редко могли это видеть. Другие экзегеты говорят, что Сарра обладала внутренней духовной красотою. Действительно, иногда лицо пожилой верующей женщины несёт в себе такую печать духовного благородства, возвышенного состояния духа, что это не может не потрясти человека, который ничего подобного никогда не видел. Святые люди – это люди, которые излучали прежде всего духовную красоту из себя, и она имела отражение и в выражении их лиц. В Библии, кстати, говорится, что отражение лица любого человека, его физиологическое выражение свидетельствует о состоянии его сердца. А если сердца этих людей были благочестивы, то, естественно, речь идёт о каком-то духовном очаровании, о духовной красоте. Это красота матери, которую мы любим и почитаем, это красота бабушки, которую мы тоже почитаем и любим. Поэтому во всех таких случаях важно понять перевод, учитывает ли он эвфемизмы или нет.

Вопрос:

– В сегодняшней лекции мы узнали о происхождении слова «христиане», а мои ученики спрашивают: «Кто первый положил крестное знамение?». Я рассказываю им, что оно обозначает, но вот кто первый придумал, каким образом оно накладывается?

Ответ:

– Крестное знамение использовалось христианскими мучениками. Когда язычники приговаривали христиан к казни на арене цирка, их выбрасывали на эту арену и потом выпускали зверей. И христиане пели псалмы, проповедовали, пока там звери кругами бегали. Такое мужественное поведение христиан поражало язычников. Римляне, древние греки ведь очень почитали мужество человека, у них же вся их мифология вращалась вокруг героизма и бесстрашия. А к казни на арене цирка обычно приговаривали кого? Убийц родителей, детоубийц и беглых рабов. А христиане превратили арены античных цирков в кафедру для проповеди и своей смертью ещё раз доказывали, что они верят в то, что говорят. И тогда язычники стали вырезать языки у христиан, чтобы толпе не было понятно, за что эти мужчины, женщины и дети приговорены к такой казни и за что именно они страдают. Христианам было очень важно показать, что они страдают и умирают здесь не потому, что они детоубийцы, убийцы родителей и беглые рабы, а потому, что они верят в Распятого. И тогда христиане поднимали руки крестообразно, делали знак креста на себе, осеняли себя разными способами и показывали, за Кого они страдают (а весь Рим знал, что христиане верят в распятого Бога). Это был знак исповедничества древних мучеников, который выражал их последнюю проповедь, их свидетельство о том, за что они принимают мученичество и саму смерть, как апостол Павел говорил: «Мы проповедуем Христа, и при том распятого». Знак, которым они осеняли себя, крестное знамение, они обозначали по-разному. Церковная археология устанавливает, что крестились одним пальцем – во имя Единосущного, двумя перстами – во имя Богочеловека Христа Иисуса, тремя перстами – во имя Святой Троицы, пятью пальцами – во имя пяти ран на теле Иисуса Христа. Крестились справа налево, крестились слева направо, складывали руки на груди. Существуют росписи древних римских катакомб, на них мы действительно видим знак креста, но ведь не только крест был символом христианства, были и другие символы. Крест – это наиболее устойчивый символ, знак исповедания веры, он родился как знак мучеников. Поэтому, когда мы осеняем себя крестным знамением, мы не просто защищаем себя крестом (конечно, происходит и это), но мы ещё и свидетельствуем перед миром духов и людей о том, что мы христиане, что мы уповаем на Христа Господа нашего, Который умер на кресте. Насколько я помню, святитель Василий Великий говорил о том, что крестное знамение – это действительно великое орудие, которое на дьявола нам дано. И он объяснял, почему бесы боятся креста. И объяснение такое, что если кто горел в огне, то он боится огня, если кто тонул, например, в детстве, – он всю жизнь боится воды. А так как на кресте все силы зла были сокрушены, потерпели поражение, то для бесов сам этот знак – напоминание о самом великом поражении, которое они претерпели, их это ввергает в ужас и панику. Для них невыносим этот знак, и христиане очень бережно относились к крестному знамению: они осеняли себя крестным знамением без поспешности. Была традиция и на лбу делать помазание, и на Причастии слагать руки так, как мы слагаем. Изображение креста мы находим на очень древних местах захоронения христиан, то есть они умирали с верой в силу Животворящего Креста.