Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 11. 26.02.2016

Дата: 
26 февраля 2016, пятница

Дорогие друзья, братья и сестры!

Мы продолжаем изучение книги Деяний святых апостолов, и сегодня нам предстоит разобрать десятую главу этой книги, которая начинается с видения некоего Корнилия. Некий муж пережил видение от Бога. И мы читаем:

«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».

Вот такая характеристика даётся человеку, который не был даже крещёным, не был православным, а по происхождению – из язычников, о чём свидетельствует его имя. Он был военнослужащий. В те времена служить в армии означало – воевать почти непрерывно, участвовать в военных походах, убивать людей. Но при всём при этом это был благочестивый человек. Вот это парадокс: Библия провозглашает благочестивым и богобоязненным человека, который вообще не христианин, того, кто по своему происхождению – из языческого античного мира. Он римский легионер (полковник римской армии, как бы сейчас сказали), сотник. Конечно, это вызов нам, христианам, потому что мы не всегда богобоязненны, мы не всегда благочестивы, и мы не всегда творим много милостыни народу. И про него ещё сказано: «всегда молившийся Богу». Всегда молившийся Богу.

Обычно, когда мы объясняем своё духовное бездействие, мы говорим: «Мы слишком заняты, у нас много дополнительных обязанностей». А этот человек был военный. Не надо забывать, что Римская империя тогда выходила из периода гражданских войн, которые были при Юлии Цезаре, продолжал эти войны Октавиан. Был уничтожен Гней Помпей, потом – Марк Антоний. И тогда они воевали не только с соседними народами – римляне воевали друг с другом. Но этот человек не испытывал затруднений в том, чтобы быть благочестивым, богобоязненным, молящимся, благотворителем. Поэтому это обличение всем нам, православным: наше состояние теперь очень напоминает состояние иудеев, которые считали, что если они – потомки Авраама, Исаака и Иакова, то им особо и не надо заботиться о своём спасении (как и многие из нас считают: если мы крещены, наша вера правая, вера православная – как будто этого и достаточно). Нет, Христос прямо говорит в Нагорной проповеди: «Если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие небесное».

А здесь вызов нам бросает не книжник, не фарисей, а римский военачальник, полковник римской армии, человек, который пролил немало крови, но который при этом благочестив, богобоязнен, благотворителен и всегда молится Богу. И мы читаем, что произошло с этим Корнилием:

«Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом».

Оказывается, Бог слышит молитвы не только христиан, не только иудеев (как считали евреи в то время): Он слышит молитвы всякого человека, который не просто молится, но ещё и занимается благотворительностью. Бог слышит не только мольбы людей, но и мольбы животных. В Псалтири говорится о том, что лев выходит на охоту и рычит, прося у Господа пищи (Пс. 103:21); птенцы кричат из гнезда – они просят у Господа, чтобы Он послал им пищу. Таким образом, у нас, у православных, нет монополии на молитву и нет монополии на то, что Бог только нас слышит. Бог слышит всё Своё творение. В каждом народе есть богобоязненные люди, и Он слышит не только людей, но и животных, и птиц небесных, и зверей полевых – Он промышляет о всём Своём творении и знает каждого по имени. Он послал Ангела, который, приветствуя этого воина, говорит ему:

«Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом».

Что значит «на память пред Богом», разве Бог что-то забывает, а потом вспоминает? Конечно, нет. Библия разговаривает с нами на человеческом языке. Пришли на память пред Богом – это значит: Господь решил, что вот в этот момент надо ответить Корнилию на его молитвы, на его благотворение. Почему именно в этот момент, а не раньше, не позже? Этот ответ знает Бог. Почему грузины приняли веру Христову в IV-м веке, армяне приняли веру Христову в III-м веке, а мы приняли веру Христову в X-м веке? А почему есть народы, которые ещё не приняли веру Христову, пребывают в языческих каких-то зловериях? Вот Бог один знает, почему Он начинает действовать в среде того или иного народа, в судьбе той или иной семьи, в жизни того или иного человека. И мы не можем как бы подгонять Бога. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы наши соседи стали христианами. Мы бы очень хотели, чтобы наши родственники воцерковились, но это не в нашей власти. Бог принимает решение помочь кому-либо тогда, когда это приходит Ему на память – имеется в виду, тогда, когда Он знает, что этот народ созрел для того, чтобы принять истинную веру; эта семья заслужила, чтобы пережить воцерковление. Этот отдельно взятый человек получает благословение от Бога, потому что настало его время, а в жизни каких-то народов, каких-то семей, каких-то отдельных людей иногда встреча с Богом ведь и вообще не происходит – целые народы сошли с арены человеческой жизни в небытие. Где сейчас ассирийцы, где римляне, где эллины? Этих народов уже нет, мы их не наблюдаем. В Египте живут арабы и копты, но это не египтяне. И то, что Бог посылает Ангела к римскому сотнику – решение Бога, Который принимает это решение, исходя из того, что сердце Корнилия достигло нужного духовного уровня, когда он мог вместить откровение от Бога. И Ангел говорит Корнилию:

«Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Этот отрывок интересен тем, что Господь знает адрес каждого из нас, где мы находимся, с кем мы проживаем, и как вообще лучше найти наш дом: «Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море» – это удивительно, что Бог знает не только по имени каждого из нас: Он знает твою и мою прописку. Правда, прописка не всегда соответствует реальному месту проживания: Пётр был лишь в гостях у Симона кожевника, но и это знает Господь и через Ангела даёт эту необходимую информацию.

«Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Слова «которыми спасешься ты и весь дом твой» имеют для нас очень важное значение: Бог хочет войти не только в жизнь твою и мою, но и в жизнь наших семей, наших домов. И когда Господь просвещает светом евангельской веры отдельно взятого человека, Он это делает ради всего его дома, всей его семьи.

Корнилий был сотник. Что из себя представлял его дом? При римском сотнике были рабы, домочадцы, наёмные люди, личная охрана. И все – со своими жёнами, со своими детьми, то есть это была некая коммуна-поселение. И Бог, обратив внимание на сотника Корнилия, хочет помочь всем этим людям. Может быть, ты один-единственный из твоей семьи, кто ходит в храм, но знай: через тебя Бог хочет войти в твою семью. Может быть, ты один-единственный из всего подъезда, который ходит в воскресенье в церковь, знай: через тебя Бог хочет войти в жизнь всех твоих соседей. Бог всегда, проявляя заботу об отдельно взятом человеке, хочет через него позаботиться о многих других людях. В своё время Бог избрал один народ, маленький еврейский народ. Но сделал Он это затем, чтобы через этот народ весть спасения пришла к другим народам. И когда этот еврейский народ созрел и породил Святую Деву Марию, двенадцать Апостолов Иисуса Христа – эти зрелые плоды на древе этой нации – тогда Бог через Апостолов, через Святую Деву Марию принёс спасение многим и многим другим народам.

Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошёл, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нём (скорее всего, это был его телохранитель) и рассказав им всё, послал их в Иоппию. Cловосочетание «благочестивый воин», конечно, может резать кому-то слух. Как это воин, профессиональная обязанность которого – убивать других людей, может быть благочестивым? Может, если при всём при том человек действует по приказу своих командиров, никогда не проявляет чрезмерную жестокость, если этот человек имеет cтрах Божий, если он богобоязнен. Существует древнее предание о том, что когда Самуил получил от Бога откровение избрать Давида царём над Израилем и когда Самуил впервые увидел Давида (у него лицо было такое красное) – он сказал: «Господи, он какой-то кровожадный, этот Давид, которого Ты избираешь. У него лицо какое-то красное, у него глаза в прожилках. Боже, почему Ты его выбираешь? Он же будет воевать всё время. Он не будет спокойно сидеть, он будет убивать многих людей. А Ты его не только царем – Ты его пророком хочешь поставить! Ты хочешь, Боже, чтобы его устами молилась вся вселенная, читая Псалтирь! Кого Ты избрал?» И, по этому преданию, Ангел сказал: «Самуил, Самуил, да, Давид будет воевать. Да, Давид прольёт много крови. За это он не сможет даже построить Храм. Но Давид – Мой избранник. Он – арфа Моя. Звуками его псалтири наполнится вся вселенная, и все будут разговаривать со Мною его молитвами. И он никогда не будет никого убивать без решения суда. Он это будет делать только на основании Закона Божия». И тогда Самуил согласился. Но это было за тысячи лет до сотника Корнилия, Давид ведь жил за тысячу лет до Рождества Христова. А здесь не просто человек верующий, здесь человек из язычников, не еврей, а римлянин, оккупант по отношению к Святой Земле. Но он богобоязнен. Он – молитвенник. Он – благотворитель. Бог избрал этого человека, послал Ангела, и Ангел доставил, что надо искать Божьего апостола, апостола Иисуса Христа, апостола Петра, чтобы через него Корнилий и его дом смогли бы услышать глаголы вечной жизни.

Святитель Иоанн Златоуст в своих Гомилиях на Книгу Деяний Апостолов писал: «Корнилий не был иудей и не жил по Закону иудейскому, но уже следовал нашему образу жизни. Обрати внимание на двух уверовавших, которые оба были сановниками: на евнуха из Газы (тот, к которому в пути пристал Апостол Филипп и крестил его) и этого – и на то, каково на них было попечение Божие. Но не подумай, что это – за их сан. Нет, не за то – да не будет. Но за их благочестие. Для того и замечено о сане: когда кто таким бывает при достоинстве и власти, тогда это более бывает достойно удивления».

И действительно: евнух был очень богатый человек, но когда он ехал в своей колеснице, то размышлял не о своём богатстве, а размышлял над книгой пророка Божия. Корнилий – тоже очень богатый человек (полковники римской армии – это очень обеспеченные люди в то время), но он благочестив, богобоязнен, благотворитель и молитвенник. Вот это и есть вызов нам всем, мы должны задуматься о том, что, может, и в тех людях, которые окружают нас и которые ещё не стали христианами, Бог видит внутреннее благочестие.

И давайте посмотрим, о чём говорится далее. Здесь уже видение, которое было апостолу Петру. Корнилий послал своих людей к апостолу, но Бог знает сердце апостола Петра. И Бог знает, что если к апостолу Петру, к этому кошерному иудею, придут два язычника и скажут: «Иди к нашему сотнику, полковнику, ему ангел явился», то… Ведь кто такой римский сотник для еврея Петра? Это всё равно, как если бы к какому-нибудь священнику в Белоруссии во время Отечественной войны явился бы Ангел или люди пришли и сказали: «Вот в соседнем городе немецкий офицер-эсэсовец получил откровение от Бога, иди, наставь его и крести». Людям не поверит, а Ангелу – поверит, но с сомнением. А если видение получит от Бога, которое всё объяснит, тогда, может быть, и пойдёт. А так кто пойдёт? Римляне были очень жестокие люди, это были военные машины, их учили убивать, и быстро. И эти военные машины уничтожали еврейский народ, были оккупантами хуже СС: пытки, распятия. Кто придумал распятие? Римляне. Ещё одна их казнь – сжигание людей живьём. Какое благочестие может быть среди римлян? Это невозможно! А Бог знает характер апостола Петра: тот был человек в возрасте, но у него был такой характер, необычный для человека его лет. Помните, как на Фаворе: «Господи, нам хорошо тут быть – построим шалаши и будем тут жить». Помните, на Тайной вечери: «Все отрекутся – я не отрекусь!»? Помните, когда он в лодке плыл, увидел воскресшего Христа – и, как мальчишка, препоясался одеждой, нырнул и поплыл, как спортсмен-олимпиец. Это был очень импульсивный человек, очень решительный. Он был в возрасте, но у него был характер юноши. И он, конечно, ненавидел римлян-оккупантов, как мы ненавидели немецкие войска, когда они уничтожали наши города, деревни, сёла. И вот читаем:

«На другой день, когда они шли (то есть посланные от Корнилия – прим.) и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться».

Что значит: «на верх дома помолиться»? Что он, на крышу, что ли, пошёл молиться? Дело в том, что тогда крыши были плоские, а крыша, особенно в летнее время, была очень хорошим местом, где было прохладно, и иудеи любили ночевать на этих крышах. А он идёт туда помолиться.

«И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли (то есть для него начали приготовлять пищу – прим.), он пришел в исступление».

Ничего себе. Пётр пошёл помолиться, подумал о своём желудке – надо о Боге думать – и пришёл в неистовство, то есть в крайнее раздражение: «Кормите меня, быстрее». Люди начали готовить. Бог усилил у него голод невыносимым образом. Это было чудо от Господа, которое должно было научить Петра относиться ко всем людям одинаково хорошо. Ведь когда человек голоден, он не привередлив в выборе пищи, он будет есть то, что ему дадут. А когда он не очень голоден, он ещё будет выбирать, что ему есть.

«…и видит отверстое небо (он видит видение – прим.) и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся (то есть змеи – прим.) и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь».

То есть он увидел видение: огромный такой плат, сосуд. И там кишат какие-то твари, какие-то ползающие, шипящие, жужжащие, пресмыкающиеся, птицы – все вперемежку. А у него тут кишечник шумит, есть очень хочется. Бог усилил его голод и говорит: «Заколи и ешь». Но Пётр сказал: «Нет, Господи». Как это – сказать Господу: «Нет»?

«Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого».

Пётр как бы говорит: я не могу это есть, это – не кошерное, Закон Моисеев это запрещает. Как я буду это есть? Какой бы ни был голодный, как бы мне ни хотелось эту лягушку или эту змеюшку, но я не настолько испорчен – я не могу этого есть. «Я никогда не ел ничего скверного или нечистого», – дословно говорит Пётр.

«Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо».

Что значит: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»? Если речь идёт о Корнилии, о его доме, так они же ещё не крещены, они ещё не омыты святой крещальной водой. Да, они не крещены. Да, они не омыты святой крещальной водою, но Иисус Христос уже умер за них, уже пролил драгоценную Кровь Свою за них, уже очистил их. Действительно:

«Прежде чем слабый вздох от нас услышал Бог,
Он за нас слёзы лил и молитвы возносил».

Прежде чем мы родились в этот мир, то, что совершилось на Голгофе, совершилось нас ради человек и нашего ради спасения.

Беда Достопочтенный пишет: «В шестой час Пётр взалкал посреди молитв и взалкал спасения мира, который Господь в шестой возраст века пришёл найти и спасти, что и Он, Господь, Сам хотел показать, когда в этот же час дня почувствовал жажду у колодца самарянки».

Беда Достопочтенный говорит нам, что Пётр около шестого часа зашёл на верх дома. Самарянка встретилась с Иисусом Христом тоже около шестого часа. Шестой час – это как бы символ того, что как Бог сотворил мир природы за шесть дней, а потом почил от всех дел Своих – точно так же и Церковь будет существовать как бы шесть периодов, а потом уже – конец. Церковь начинается от Адама, от первого человека, а времена возникновения христианства – это уже ближе к концу света. И для Беды Достопочтенного очень важно осознавать, что вот это знамение Христос являет Своему апостолу, чтобы тот не брезговал теперь никаким человеком, чтобы понял, что как у человека иногда бывает невыносимо сильное желание есть, так и сердце Бога снедает желание спасать Своё творение. И Бог через это видение как бы Свой голод передаёт Петру: сердце Бога желает, хочет в Себя вместить и заключить любого человека. Как мы часто с вами вспоминаем слова Божии, где Господь говорит: «Я не хочу смерти грешника. Я не хочу смерти умирающего» – Бог хочет, чтобы мы были живы, а грехи наши были прощены, и вот эту Свою жажду любви Он передаёт Петру через его желудок. Действительно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Сначала Бог усилил это стремление покушать, а теперь истина проникает в сердце Апостола Петра.

Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Чему учат Писания, которые учат, что Пётр постился и ему, постящемуся и молящемуся о собирающихся креститься народах, было показано таинство, если не тому, что сами святые, когда постятся, приобретают ещё большую силу. Ведь и Моисей, когда постился, получил Закон. Так же и Пётр: когда постился, был научен благодати Нового Завета. А Даниил пророк благодаря посту закрыл львиные пасти и увидел дела будущих времён. И какое для нас может быть спасение, если постом мы не смоем наших грехов, ибо Писание говорит: пост и милостыня освобождают от греха».

Оказывается, по Амвросию Медиоланскому, Пётр действительно очень захотел есть, но это было связано с тем, что он к тому же ещё и пребывал в посте. Он старался молиться в состоянии поста, а Бог ещё усилил его голод, и ему очень захотелось поесть, разговеться. Ну, представьте себе: вы пасхальным утром голодные, усталые садитесь за стол, а вам подают не пасху и кулич, не крашеные яйца, а огромное блюдо. И там твари, змеи ползающие и пресмыкающиеся. Ничего себе – разговение! Мы должны понять, что то, что видит Пётр – это образы мира.

Златоуст пишет: «Что это значит? Это видение означает всю вселенную. Корнилий был необрезанный и не имел ничего общего с иудеями. Поэтому, имея в виду, что все будут обвинять его, Петра, как нарушителя Закона – а это весьма много значило у них – Пётр необходимо располагается сказать: «Никогда не ел». Не сам, возбудив в себе такое опасение, нет, но, как я сказал, будучи расположен к тому Духом, чтобы иметь ему в оправдание против обвинителей то, что он даже прекословил, спорил с Богом. А они, иудеи, весьма заботились о соблюдении Закона. Он, Пётр, был посылаем к язычникам. Поэтому, как я выше сказал, и совершается это для того, чтобы иудеи не обвиняли его. А чтобы это не показалось каким-либо призраком, он сказал: “Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого”».

«Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».

Это, по-видимому, говорится к нему, но относится ко всем иудеям. Если учитель получает такое внушение (а учителем многих был Пётр), то тем более и они, его ученики, евреи, которых он учил. Итак, плащаница, которая спускается, полная гадов, – это Земля. Находившиеся в ней животные, пресмыкающиеся – язычники. Слова «заколи и ешь» свидетельствуют о том, что должно обратиться и им. Бог хочет их обратить. Троекратное же повторение знаменует крещение. Действительно, слова эти были повторены трижды: «заколи и ешь, что Бог почитает чистым, того ты не почитай нечистым», трижды. И крещение совершается: «Во имя Отца. Аминь. Во имя Сына. Аминь. Во имя Духа Святаго. Аминь». И здесь для нас, конечно, важная тема, доминирующая тема – это то, что все уже очищены в струях Крови Сына Божия, но, чтобы спастись, надо проявить согласие с этой Жертвой, которая действительно принесена за грехи всего мира. И кто будет веровать и креститься, спасён будет. А кто не будет веровать и креститься – осуждён будет. И что происходит далее?

«Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, – вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот».

Ведь Господь через Ангела указал точный адрес, где гостил у Симона кожевника апостол Пётр.

«…расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их».

Это два человека, которых послал Корнилий, и благочестивый воин, его телохранитель, который был с ним. И голос от Бога говорит: «Я послал их». Хотя эти люди ещё не крещены, они ещё не стали христианами, они уже выполняют посольство Божие. Что значит: «Я послал их»? Посланник – это значит «апостол». И эти люди совершали апостольство во имя спасения. Оказывается, свой апостолат может совершать даже некрещёный человек, когда у него есть стремление помогать другим людям.

«Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним».

Итак, здесь мы видим, что Корнилий сотник был одобряем всем народом иудейским. Да, он был оккупант. Да, он был имеющий статус врага еврейского народа. Но сам в своём сердце Корнилий был очень добрый человек.

Был такой человек, Оскар Шиндлер (может быть, вы слышали, есть такой фильм – «Список Шиндлера»). Он был членом нацистской партии, делал свои деньги, используя труд евреев. Они трудились на него, и он платил им копейки. Но когда кончилась война, выяснилось, что таким образом он спас огромное количество людей. После войны Оскару Шиндлеру было очень тяжело: его преследовали как нациста. А евреи – он спас несколько сотен человек – писали петицию в защиту этого фашиста и говорили: «Мы живы, и наши семьи живы потому, что был такой фашист Оскар Шиндлер». После войны он разорился, развёлся со своей женою, евреи забрали его в Израиль (тогда все фашисты шарахались от Израиля, а они добились, чтобы ему там дали вид на жительство, и заботились о нём до самой его смерти). Оскар Шиндлер был католик, а евреи очень не любят католиков (были крестовые походы). Но когда он умер, иудеи потащили его отпевать в католический храм и сделали гроб с крестом. И когда они выносили гроб с этим фашистом из католического храма, чтобы похоронить его в Святой Земле, в Иерусалиме, религиозные иудеи говорили: «Что вы делаете? Вы тащите гроб с крестом, это нельзя. А кто тут лежит, в этом гробу?». Те отвечают: «Фашист» – «Как – фашист? Вы что, с ума сошли?». Они показывают свои номера (у них на руках номера), детям своим говорят: «Покажите номера» – те тоже показывают номера. И они говорят: «Этот человек, который лежит в гробу, спас нас всех, спас наших потомков, которые родятся от нас, от наших детей; и они будут жить из поколения в поколение, и мы будем приходить на кладбище христианское, куда нам нельзя ходить по еврейским законам, и будем вспоминать этого человека». Я рассказал эту историю, чтобы было понятно, насколько эта ситуация была парадоксальна. Римский сотник, оккупант, агрессор, фашист того времени – вдруг выяснилось, что это неплохой человек. Вдруг выяснилось, что этот человек благочестив, богобоязнен, благотворитель, молитвенник. В понимании иудеев это – змея, пресмыкающееся, которое надо по голове камнем ударить – и всё. Но Бог смотрит на сердце каждого человека, у Бога другое отношение к людям, ко всему роду человеческому, ведь Он не хочет смерти грешника. И Пётр, вразумлённый вот этим удивительным видением, идёт к Корнилию сотнику (а ведь запрещено было иудеям входить в дома язычников). Помните, когда хотели распять Христа, надо было приговор утвердить у Понтия Пилата. Пилат пригласил их к себе – они отказались, сказали: «Нам нельзя входить в жилище язычника, потому что мы осквернимся». А Пётр понял. Да, всю жизнь он был кошерный иудей, ничего скверного не ел, а тут Бог говорит: «Заколи и ешь. То, Бог очистил, не почитай нечистым». Поэтому, если какой-то человек глубоко нам неприятен – посмотри на него и скажи: Христос умер за этого человека. Хотя можно, конечно, сказать: Он за весь мир умер – при чём тут этот человек? Но Иоанн Златоуст говорит: «И если бы ты один грешник жил на земле – ради тебя Сын Божий сошёл на землю и умер бы на Кресте». И Пётр говорит:

«Я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?»

Беда Достопочтенный пишет: «Дух сказал ему, что пришли воины, а по какому делу пришли – умолчал. Ибо для сохранения у человека смиренного образа мыслей Дух пророчества иногда отчасти прикасается к душе, отчасти же – не прикасается».

То есть Господь как бы постепенно вводит Петра в эту ситуацию. Он ещё не понимает, к кому он идёт: может быть, это какой-нибудь язычник – грек, философ типа Сократа. Но когда он войдёт в дом, увидит оружие, он поймёт, что это дом антисемита, фашистское гнездо, он увидит человека в форме. Но потом он увидит и чудеса, после которых он поймёт: если Христос сходил во ад – а в аде находятся грешники – и облистал сиянием Божества – значит, для Бога нет невозможного. И человек, на котором ты поставил крест, заслуживает того, чтобы ты пересмотрел это твоё решение. Ни на ком не ставь крест, ибо «кого Бог очистил» – а Он умер за грехи всего мира – «того не почитай нечистым». Это иудеи делили людей на кошерных и некошерных, на чистых и нечистых. У христиан этого не должно быть, христиане – выше этих условностей.

«В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей».

Вот как надо ожидать спасения от Господа – «созвав своих родственников и близких друзей»! Вот как надо ожидать благословения от Господа. То есть в деле собственного спасения нельзя проявлять эгоизм, расталкивая локтями: как за святой водою в день Богоявления: «Пропустите меня, мне нужна благодать».

«Когда Петр входил, Корнилий встретил его».

Пётр уже не испытывал никаких иллюзий, он входит и понимает, что это хижина врага еврейского народа. Римляне распяли Христа, они вбивали гвозди в Его руки. Может быть, тут и живёт один из командиров, который руководил всем этим?

«Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его».

В лице Корнилия как бы вся эта римская военная машина сокрушается перед ногами рыбака Петра.

«Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек».

Пётр проявляет смирение. И далее сказано:

«И, беседуя с ним, вошел в дом».

Это было очередное нарушение иудейских понятий – войти в дом язычника.

«И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся».

Мы уже знаем, что многие собравшиеся – это родственники и близкие друзья Корнилия.

«И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым».

«А мне Бог открыл». А тебе Бог открыл, чтобы мы не почитали ни одного человека скверным или нечистым? Может, в наших сердцах – брезгливое отношение к некоторым людям? Если это так, то мы ещё не стали христианами. Христианином является только тот, кому действительно Бог открыл, чтобы он никого, ни одного человека не почитал скверным или нечистым. Я знаю одного человека, которого я могу посчитать скверным и нечистым: вы его видите перед собой. И если ты осознаёшь чью-то скверну, не замечая свою собственную – это неправильно. Мы можем осознать себя скверными и нечистыми: это важное осознание, оно может привести к очищению и исправлению. Но каждого человека мы не должны почитать таковым. Для каждого споткнувшегося – находить извинение, оправдание. Помните, я рассказывал, когда Антоний Великий жил в монастыре, там один брат приходил по ночам, брал клопов, тараканов в тряпку и тряс прямо на Антония Великого. А потом мочился ему на подушку. А когда Антоний об этом рассказывал, то говорил: «Брат у нас тут один трясёт каких-то клопов на кровать и мочится на подушку. Наверное, по простоте душевной он так поступает». То есть человек, который никого не считает осквернённым или нечистым, имеет в себе особенный вектор восприятия даже дерзких поступков против себя самого.

«Мне Бог открыл (говорит этот камень веры, Пётр – прим.), чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?»

Иоанн Златоуст пишет: «Таково свойство друга, таково свойство благочестивого: чтобы прежде всего делать участниками таких благ родственников и друзей. Естественно он, Корнилий, созывает тех, кому всегда доверял – особенно рассуждая о таких предметах, о которых ещё излишне было говорить с другими». Мне кажется, что и друзья и родственники им же были назидаемы.

Беда Достопочтенный пишет: «Движением тела Корнилий (который падает ниц пред Петром) показывает, какое благочестие было у него в сердце. Ведь слушатель идёт навстречу своему учителю чистым сердцем, внимательно и с жадностью ловя слова веры. Ведь тот, кто медленно влечётся к вере, словно лежачий больной, поднимается врачом. Но тот, кто, краснея от грязи своей жизни, падает на лицо, проявляет равно признаки смирения и стыда, по справедливости достоин быть воздвигнутым своим наставником».

Что происходит далее?

«Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа».

То есть всё это время он пребывает в посте: когда ему явился Ангел, когда он послал двух людей, они пришли, на следующий день Пётр с ними идёт к Корнилию – всё это время Корнилий пребывает в посте.

«Четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде».

Стоп: какой муж? Мы же прочитали: ему явился Ангел? Корнилий не решается сказать: «Ангел», потому что не считает себя достойным созерцать Ангелов и принимает явление Ангела за явление некоего мужа, явление от Бога, почитая себя нечистым.

«Стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога».

Беда Достопочтенный так комментирует этот отрывок: «В греческом тексте и в некоторых латинских кодексах написано так: “… четвертого дня до теперешнего часа я постился и молился с шестого часа до девятого, и вот муж …” и так далее. Весьма подобает выслушать того, кто, усердно молясь три часа, продолжил это с шестого по девятый час, в каковое время Сам Господь, Которого Он просил, простирая руки на кресте, молился о спасении всего мира».

Это не просто детали. Здесь говорится: с такого-то часа по такой-то я молился. Он ещё не христианин, но он молился именно в тот промежуток суток, когда Сын Божий на Кресте молился именно за римских солдат. А когда Иисус Христос молился за римских солдат, что ты говоришь, Стеняев? Когда они Его распинали, а Христос молился: «Прости им, Отче, они сами не знают, что они делают». И эта молитва была услышана в этом сотнике римском, в этом воине, в этой машине смерти, убийства, геноцида Божьего народа.

«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».

Бог нелицеприятен: во всяком народе Он видит людей, которые боятся Его. Во всяком народе Он видит людей, которые поступают по правде, и такие люди приятны Ему. Конечно, мы, христиане православного вероисповедания, хотим, чтобы только мы были приятны Господу, чтобы только мы были поближе к Нему и в этой жизни, и в будущей, и в вечности. Так думали и евреи. Это была их проблема, болезнь, а Бог промышляет о всём творении.

«Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа».

Что значит: «благовествуя мир чрез Иисуса Христа»? Какой мир? Когда возникает Церковь, начинаются страшные гонения, кровь, слёзы, пот, невыносимые страдания. Какой мир? Крестовые походы. Чего только не было: резня, война, и всё это не прекращается. Какой же мир принёс Христос? Он принёс мир для каждого человека с Богом Отцом. Он не может примирить нас друг с другом: мы слишком упорны в своём неприятии одним другого, но Он даёт шанс каждому примириться чрез Него, то есть чрез Христа, с Богом Отцом. И когда Христос дверями затворенными входит в сионскую горницу после воскресения из мёртвых и говорит «Мир вам», это уже было не обычное приветствие «шолом алейхем» (евреи каждый день так приветствуют друг друга; только в субботу они говорят: «шабат шолом»). Это было свидетельством о том, что вражда между родом человеческим и Богом Отцом прекращена, когда Христос умер на Кресте за наши грехи и воскрес для нашего оправдания.

Златоуст говорит: «Когда римский воин ударил копьём под ребро Спасителя, остановилось движение вращающегося меча».

Что это за вращающийся меч? Помните, когда Бог изгнал людей из рая, Он поставил херувима с огненным обращающимся мечом, чтобы никто не мог войти. Удар копьём под ребро Спасителя останавливает движение этого меча. Христос воскрес – и Царские врата раскрыты. Каждый может войти в этот мир вечной жизни с Богом, в Боге, чрез Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. И если люди достигают политического мира, это всегда – подготовка к войне. Любое перемирие – это подготовка к войне, мы видим это на Донбассе, в Сирии, где угодно. Но когда в мире обретаешь мир с Богом – мир, начавшийся в этой жизни, не прекратится в вечности. А примиряемся мы с Богом, когда отпускаются наши грехи в таинстве крещения, в таинстве исповеди, в таинстве Святого Причастия, которое мы принимаем во оставление грехов и в жизнь вечную. И далее Пётр говорит о Христе:

«Сей есть Господь всех».

Теперь и Пётр понял, что Иисус Христос есть Господь всех: не только евреев, но и римлян, и эллинов, и язычников. Он Господь всех, потому что Он взял на себя грехи всего мира.

«Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых».

Действительно, все апостолы были Его свидетелями, свидетелями Иисуса, носили свидетельство о Христе. Сам Христос говорим им: «Вы – свидетели Мои». То есть они свидетельствовали о том, что они видели своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками, свидетельствовали о воплощённом Богочеловеке Христе Иисусе. Они были свидетелями и Его смерти, и Его Воскресения. И Пётр говорит далее:

«И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

Так мы получаем прощение грехов именем Иисуса Христа. В одной духовной книге я читал (и это подтверждали опытные священники), что когда человек умирает, в самый момент смерти он вдруг вспоминает нераскаянные грехи. Дьявол специально напомнит нам грехи, о которых мы забыли, но которые надо было обязательно исповедовать, потому что это серьёзные грехи, но они затерялись в нашей памяти; психика человека устроена так, что он стирает из своей памяти невыносимые моменты, страшные воспоминания, они затираются буквально, и мы их не видим. Вот дьявол на смертном одре и предъявит нам всё, чтобы последний соблазн ввёл бы нас в состояние уныния, отчаяния и погибели. И вот в этот момент, как читал я в книге и как говорили опытные священники, очень важно всё своё упование в деле спасения возложить на Иисуса Христа: именем Его мы очищаемся от всякого греха, верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Александрийский экзегет Дидим писал: «Если кто-то раскаивается в совершённых злодеяниях, уверовав во имя Господне, он получает прощение грехов, в которых истинно покаялся. Все пророки, несущие своё учение еврейскому народу, говорили о покаянии и вере в Отца. Следовательно, будет принято, что все пророки свидетельствовали о том, что оставление грехов даётся верующему в Господа, то есть в Сына Божия, чрез которого и в котором мы примиряемся с Богом Отцом».

И дальше начинается нечто невообразимое. Далее Пётр видит своими глазами, что дом Корнилия, этого профессионального римского вояки, дом, переполненный машинами смерти, превращается в Иерусалим. И все, находящиеся в этом языческом скверном доме, оказываются как бы в сионской горнице, и это уже как бы Святая Земля, Иерусалим. Все они переживают чудо Святой Пятидесятницы, схождение Духа Святаго, которое было в Иерусалиме в сионской горнице над гробом царя Давида:

«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога».

Как в день Пятидесятницы, когда Дух Святой в огненных языках сошёл на Святых Апостолов, они заговорили на многих языках. Эти язычники заговорили на многих языках о великих делах Божиих! Но как же иудеи поняли, что они говорят о великих делах Божиих? Эти римляне заговорили на чистом еврейском языке, не зная и никогда не изучая этого языка. Они прославляли Бога – это было явное чудо! Они пережили свою Пятидесятницу. А ты, брат, сестра, пережил свою Пятидесятницу? Да, пережил. Таинство святого миропомазания – это есть Пятидесятница для каждого православного христианина. Когда священник, помазывая нас, говорит: «Печать Дара Святого Духа. Печать Дара Святого Духа. Печать Дара Святого Духа». И смысл жизни православного христианина – раскрывать эти печати. То, о чём Серафим Саровский говорил: «Смысл жизни христианина – стяжание благодати Духа Святаго».

«Тогда Петр (совершенно ошарашенный – прим.) сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы (то есть в день Пятидесятницы – прим.), получили Святаго Духа?»

Он говорит «как и мы» – то есть были и огненные языки.

«И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней».

Вот это великое чудо, обращение дома Корнилия, выходит за рамки всех человеческих представлений о действии благодати. И когда мы говорим, что надо крестить младенцев, мы всегда ссылаемся на то, что крестился дом Корнилия, все его люди. А дом в тогдашнем понимании – это все члены семьи, родственники, близкие, их жёны и их дети, включая младенцев. Конечно, все были удивлены: «и велели им креститься во имя Иисуса Христа».

Беда Достопочтенный пишет: «Так как церковные правила требуют крестить во имя Святой Троицы, спрашивается, каким образом Лука (автор Книги Деяний Святых Апостолов – прим.) во всём тексте этой Книги утверждает, что крещение даётся не иначе, как во имя Иисуса Христа».

Блаженный Амвросий объясняет это тем, что таинство исполнено в единстве имени: «Или ты называешь Христа – и Богом Отцом (от Которого был помазан Сын), и самим Сыном (Который был помазан), и Духом (Которым Он был помазан, ибо как ты говоришь: Бог Духом Святым помазал Иисуса из Назарета). Или ты говоришь об Отце, равным образом называя Его Сыном и Духом, если только ты понимаешь это сердцем».

Действительно, здесь есть некоторая экзегетическая проблема: почему сказано, что «крестились во имя Иисуса Христа»? Почему не сказано «крестились во имя Святой Троицы»? Имеется в виду, что крестились во имя Иисуса Христа – то есть проявили послушание Иисусу Христу, Который сказал апостолам: «Крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И христианское крещение, совершаемое во имя Святой Троицы, – это и есть крещение во имя Иисуса Христа. Новые обращённые люди: Корнилий, его дом, его родственники, его друзья, близкие после крещения не хотели расставаться со святыми апостолами, поэтому они просили его, то есть Петра, пробыть у них несколько дней. Нам тоже бывает тяжело прерывать занятие по изучению Священного Писания, мы бы хотели и дальше распространять книгоизучение, но всему приходит какой-то конец. А любой конец является началом чего-то другого. Поэтому когда мы оканчиваем ту или иную главу Священного Писания, её изучение, мы должны испытывать духовную радость и благодарность Создателю за то, что каждая глава, изученная нами, является как бы ступенькой, которая влечёт нас в Царство Небесное и, приближая нас к истинам духовной жизни, делает нас ближе к Самому Богу. И мы тоже хотели бы, чтобы Пётр задержался среди нас и чтобы Павел иногда заглядывал к нам и беседовал с нами. И мы имеем эту возможность, когда читаем в Новом Завете послания Петра и послания Павла, когда мы изучаем Книгу Деяний святых апостолов. Мы входим в этот мир святых избранников Божиих и благодарим Бога за Его усердных служителей, которые совершали своё важное служение свидетельства об Иисусе Христе как об Источнике вечной жизни. Спаси вас Господь. И у нас есть некоторое время: если есть какие-то вопросы, я с радостью на них отвечу. Пожалуйста, братья и сёстры: вот микрофон уже в зале.

Вопрос:

– Восприятие ангелов, или явлений, или знамений каких-либо в то далёкое время, когда развивалось христианство, объяснимо каким-то особым восприятием живших тогда людей? Я не слышал об этом часто, с кафедры никто об этом не говорит, то есть или умалчивают, или не обозначают. А тогда вот даже Корнилию было явление (Вы говорите, фашисту – несмотря на то, что он был праведный – явление было). То есть люди тогда были восприимчивы больше? Или меньше?

Ответ:

– Я попробую ответить на Ваш вопрос. Но, немножко забегая вперёд, надо сказать, что сейчас мы не нуждаемся в явлениях пророков с новыми откровениями от Бога, потому что имеем Библию – вернейшее пророческое слово. И если бы кто-то начал взыскивать Ангела, чтобы к нему именно явился бы Ангел… Ну, кто-то из вас придёт домой вечером и скажет: «Господи, всё хорошо было, но я что-то не доверяю этому толстому батюшке, пошли мне какого-нибудь стройного Ангела, который мне всё объяснит». Понимаете, друзья: мы имеем полноту Откровения. Когда происходило всё то, что мы изучаем сегодня, Новый Завет не был написан, то есть не было полноты Откровения, Евангелия не были написаны. И люди не были до конца уверены, можно ли крестить язычников, которые исповедовали Иисуса Господа, и поэтому Бог посылал такие чрезвычайные откровения о Себе, о Своей воле, чтобы через эти чрезвычайные откровения вразумить этих людей. Ведь это кошмарное видение Апостолу Петру – змеи, гады, пресмыкающиеся, голос: «Заколи и ешь». Ничего себе! Просто даже Пётр не воспринял бы обычных слов без такого образа, без такого неистовства, которое он пережил, когда Бог усилил его голод (уже постящегося в молитве человека). Тогда ещё была чрезвычайная ситуация, и тогда ещё были пророки. Когда мы будем изучать Ветхий Завет, мы увидим, что были и пророчествующие девицы, но потом Библия была написана до конца, и закрывает её Иоанн Богогослов, когда пишет «Апокалипсис». Он пишет о том, что если кто убавит что-либо, или прибавит что-либо, то того Бог накажет и наложит проклятие. А до этого чрезвычайные чудеса, знамения были реальностью, необходимой реальностью, вынужденной. А мы имеем вернейшее пророческое Слово и опираемся на него. Иудеи имели от Бога Пятикнижие Моисея, Закон Божий. Помните, как богач находился в аду и умолял Авраама: «Пошли мёртвого Лазаря к моим братья. Пусть он им всё расскажет, чтобы они не попали в это место, куда я попал». А что ответил Авраам? «Если они Моисею не поверили (то есть Писанию не поверили – прим.), то даже если мёртвый к ним явится, не поверят». Если современному человеку с его закомплексованностью, взбудораженной совестью явится Ангел с Неба, он на следующий же день побежит не в храм к священнику, а в психиатрическую больницу к психиатру за консультациями, какие таблетки ему принимать. Поэтому для нас источник нашей веры – Божественное Откровение. «Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия». И это умножает в нас веру. То есть каждое занятие – это ступенька, поднимаясь по которой, мы умножаем, усиливаем свою веру. И она становится более совершенной в нашем восприятии духовного мира.

Вопрос:

– Известно, как в дальнейшем сложилась судьба Корнилия сотника?

Ответ:

– Это известно. Когда мы будем оканчивать изучение книги Деяний (у нас будет отдельный урок), я расскажу о том, как окончилась жизнь каждого апостола и других персонажей, с которыми мы встречаемся, читая эту книгу.

Вопрос:

– Каким образом Корнилий, будучи язычником, мог знать истинного Бога и правила благочестия?

Ответ:

– О Духе Святом сказано: «Дух дышит, где хочет. И голос Его слышишь, а откуда приходит, и куда уходит – не знаешь». Мы, православные христиане, учим, что есть не только спасающая и освящающая благодать, но есть и призывающая благодать. Призывающая благодать касается всех людей. Нет ни одной религии, которая не испытывала бы действие призывающей благодати. Нет ни одной нации, которую бы ни касалась призывающая благодать. Призывающая благодать – это действие Духа Святаго, Который ищет души для обращения их в истинную религию, в православное христианство. И это действие Духа Святаго происходит необъяснимо, таинственным образом. Так что, действительно, иногда совершаются чудеса. Те, кто читали житие святой великомученицы Варвары, наверное, обратили внимание на то, что её отец стал опасаться, как бы она не стала христианкой. Он был язычник, и отметил в ней какие-то нравственные качества, и пришёл к заключению, что такая дева может стать христианкой – так он её запер в башне, чтобы она ни с кем не общалась, чтобы ни один не то что священник, мирянин, но даже и дурной христианин, никто бы до неё не добрался и не поговорил о Боге. И она, сидя в башне, смотрела на звёздное небо, на восход и заход солнца и пришла к очень интересным умозаключениям: что если есть такой Бог, Который сотворил такую красоту, то Он не может не заботиться об этом мире; создав этот мир, Он не устранился от управления этого мира; если люди впадают в грехи, Бог должен являться как Спаситель этого мира. Она постигла любовь Бога, изучая мир природы. То есть воздействие этих токов благодати, энергетических потоков, никто не может отследить.

Однажды отцу Дмитрию Смирнову задали вопрос: «А если женщина, например, родилась в городе Мекка, в Саудовской Аравии (там вообще нельзя жить, если ты не мусульманин). И она всю жизнь живёт в доме. Там есть такие женщины, которые живут в доме всю жизнь: гуляют по садику и не выходят даже на рынок, никуда, есть такая категория женщин. А как вот ей спасаться?». До неё ни один священник, ни один миссионер христианский не может добраться. Отец Димитрий очень мудро ответил: значит, вот в том, что она имеет, она и должна взыскать Свет Божьего Откровения. То, что доступно для неё, в шаговой доступности, там и должна она осуществлять процесс своего обращения к Богу. Конечно, человек не может сам себя обратить к Богу. Как Амвросий Медиоланский, наставляя Августина, говорил: «Не пытайся найти Бога, пока Он Сам не найдёт тебя». Действительно, одно дело – мы ищем Бога, мы можем иметь неправильное представление о Боге, суеверия какие-то по отношению к Нему, а другое дело – Бог Сам находит нас и начинает воздействовать на нас непосредственно. Все религии мира – это человеческое взыскание Бога. Люди ищут Бога, и все религии мира – это попытка понять Бога. Но так как люди в результате грехопадения исказили образ ума, поэтому у них создалось искажённое представление о Боге, и единственная христианская религия – это Откровение Бога о Самом Себе. Не тогда, когда люди пытаются понять Бога, а когда Бог Сам открывается людям в факте Боговоплощения. И в той мере, в какой мы можем вместить это Откровение, Он являет его нам. Поэтому, действительно, в каждом народе есть боящиеся Бога (и Бог видит сердца этих людей), молящиеся, есть благотворящие, которые делают добро окружающим. И ни одно доброе дело, даже кружка холодной воды, поданная во имя Господа, не будет не зачтено этим людям. Бог позаботится и об этих людях, только мы не знаем, как. Мы лишь знаем, что не можем спастись вне Церкви, без крещения, без причастия, без миропомазания и так далее.

Вот сейчас все шумят: Патриарх встретился с Папой – как к этому относиться? Однажды Амвросия Оптинского спросили, спасутся ли католики. Он сказал: «Не знаю. Но я знаю, что я в католицизме не спасусь». Он не сказал: все они погибнут, только я спасусь. Нет, потому что Бог помышляет о всём творении. Мы не знаем, как спасётся эта женщина из Мекки, есть ли у неё шанс. Мы не знаем, почему она оказалась там, а мы родились на Святой Руси, почему нас в детстве покрестили, миропомазали, причащали. А кто-то родился в Южной Америке, в джунглях, и вообще никогда не увидит белых людей до старости, так и умрёт там. Это пути Божии, это не наши пути. Поэтому пример Корнилия сотника и всё, что с ним произошло, как я говорил вначале – вызов нашему христианскому восприятию спасения, мы не можем это переварить, как и Пётр не мог. Поэтому Бог и послал ему это удивительное ужасное видение, каких-то гадов, пресмыкающихся. «Заколи и ешь» – ничего себе! Но иначе бы он не понял, что это такое.

Вопрос:

– Расскажите, пожалуйста, об экуменическом движении.

Ответ:

– Экуменическое движение возникло в начале XX века в Шотландии, в Эдинбурге. Некий протестант Джон Мотт пришёл к выводу, что протестанты запутались в своих противоречиях и им надо искать истинную церковь. Протестантский мир Эдинбурга, всей Шотландии, всей Британии – это разные ереси, человеческие заблуждения, и Джон Мотт вдруг понял, что они запутались, они не понимают Библию, и им трудно разобраться во всём массиве разной литературы. И они создают движение, чтобы понять, какая Церковь – истинная. Когда экуменическое движение возникло в Эдинбурге, православная Церковь отреагировала так: протестанты ищут истинную Церковь – правильно, потому что они не являются Церковью. Бог дал ощущение их собственной ущербности, и они хотят найти истинную Церковь. И православные сообщества одобрили это движение, которое началось у протестантов. Но при этом православные заявили: «Мы сами Церковь не ищем: мы в Ней живём. Мы рождаемся, когда нас крестят. Мы причащаемся Тела и Крови, получаем духовную пищу от Церкви. Всё необходимое мы имеем в Церкви. А есть много христианских сообществ, которые не принадлежат православному миру, но которые взыскуют Церкви. Они хотят понять, где та Церковь, которую создал Иисус Христос. Они даже говорят: может, нам всем объединиться и тогда мы найдём сообща правильный путь? Потому что они все учат по-разному: лютеране – так, англикане – так, католики – иначе. Все они там по-своему учат. И они очень запутались».

И когда после гражданской войны многие православные богословы оказались за границей, во Франции, в других странах, они стали включаться в экуменическое движение, чтобы этим мятущимся людям дать информацию о православии. «Вот вы ищите истинную Церковь, и мы вам говорим: «Мы, православные, исповедаем веру единой Церкви. Церковь разделилась на католическую и православную в 1054 году. До этого все были вместе, протестантов не было, они появились только в 16-м веке. И мы, православные, проповедуем веру единой Церкви, которая была до разделения в 1054 году. Эта Церковь основанием имеет 7 Вселенских Соборов». Почему для нас число 7 имеет такое значение? Потому что в Библии сказано: «Семь громов прогрохотали на небе». И мы считаем, что это Откровение для всей вселенной – то, что было дано на семи Вселенских Соборах. И мы стараемся новые понятия не вносить в церковную среду. Мы говорим: когда Церковь была едина, она сформулировала догматы истины. И нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. А все другие христианские сообщества, которые оказались вне Церкви, они лишь ищут. Душа-то им подсказывает, что чего-то нет, чего-то не хватает. Они даже хотят создать Церковь, как Вавилонскую башню когда-то строили: до неба добраться своими человеческими усилиями. И задача православных людей – сказать этим людям: «Не пытайтесь создавать Церковь – у Неё есть Создатель, это Господь Иисус Христос, который Сам сказал в Кесарии Филипповой: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её”». Не надо создавать заново Церковь, она уже создана Иисусом Христом.

Джон Мотт не может создать Церковь, Её создаёт только Иисус Христос на основании апостолов. И раскрывается эта тайна на Вселенских Соборах. Семь Вселенских Соборов, семь громов прогрохотали, и мы считаем, что это и есть полнота Откровения для рода человеческого, поэтому не взыскуем новых пророчеств, и нам не нужны какие-то новые каноны, не нужно обновление веры, потому что вера либо есть, либо её нет. Мы говорим, что она есть потому, что Иисус Христос говорит: «Врата ада не одолеют Церкви». А кто-то говорит: врата ада одолели Церковь – вот её надо реформировать, её надо менять, переделывать. Что-то всё не так. Если чего-то не так, то это в душе не так, а не в Церкви, в народе Божием.

Был такой случай: в России к одному священнику, это было в советское время, приехала целая делегация: лютеране, католики, англикане, все вперемешку. Они читали его книги, которые выходили на Западе. И они говорят: «У нас около 100 богословских вопросов. Мы хотим по пунктам их разбирать. Проведём тут конференцию, советская власть вроде бы не против. Давайте разбирать всё по пунктам». А он говорит: «А вы знаете, друзья, давайте исповедоваться. Я вас приглашаю ко мне на исповедь. Приходите говорить о своих грехах. Я готов открыто говорить о своих проблемах, нравственных, моральных». И они стали к нему приходить на духовное собеседование о своих личных проблемах. И он как священник, принимал их исповедание. Он мог читать разрешительную молитву только над православными, а неправославным он давал духовные советы, подсказывал, что делать, чтобы изжить в себе тот или иной грех. И когда они в течение ночи разобрали эти греховные проблемы и утром потом уставшие на эту конференцию собрались, он спрашивает: «Какие-то вопросы остались для конференции?» Они говорят: «Нет, теперь всё ясно». На самом деле неясность-то связана с нашей, моей и твоей нравственной замутнённостью, вот с чем она связана. А люди говорят: «Давайте в канонах копаться, давайте в догматах копаться, давайте обряды будем переделывать». Надо сердце ощущать, надо нравственность свою делать явной. Вот эту замутнённость нравственную, моральную, убирать из своей жизни – вот какие проблемы надо решать. А сейчас люди собираются на соборы, а главная повестка дня – кто за кем должен стоять, кто первым, кто вторым, кто третьим. Они вообще очень редко собираются, руководители Поместных Церквей. Очень редко, и ломают головы, кто за кем должен стоять. И другие какие-то вопросы, все второстепенные. А важный вопрос – это вопрос, в мире ли мы с Богом Отцом. Через Иисуса Христа (а именем Его мы избавляемся от всякого греха) мы имеем мир с Богом Отцом. Мир – это отсутствие беспокойства. А пока люди беспокойны: это надо переделать, этого надо снять, этого на его место поставить, а вот тут надо это и это изменить. Мир меняется не вовне, а внутри. Я могу изменить только то, что во мне, потому что я могу призвать Господа, Который стучится в моё сердце, чтобы Он исправил меня. А если причину неустройства, беспокойства мы будем видеть вовне, а не в собственном сердце – мы ничего не решим, никаких проблем не разрешим. Знаете, сколько было соборов, кроме основных семи? Огромное количество. И они назывались вселенскими. И в Константинополе их проводили: за 100 лет до разделения церквей, через 200 лет после разделения церквей. Таких соборов была куча, но мы их не знаем, не помним. Церковная память не зафиксировалась на этих соборах. Мы помним 7 Вселенских Соборов и Поместные Соборы, которые были в древности, вот это мы помним. А всё остальное стёрлось из церковной памяти, девальвировалось как ненужное, отжившее.