Как мы полюбили Грецию!

Еще не улеглись воспоминания о Святой Земле, а мы уже летим в Грецию – в такую далекую, но такую родную!

Бессонная ночь перед вылетом. В аэропорту у всех приподнятое настроение: мы обнимаемся, приветствуя друг друга, шутим – и это несмотря на 3 часа ночи (или 3 часа утра?). Наши зелёные галстучки мелькают везде: кажется, мы заполнили весь аэропорт! И даже маленький тесный самолетик не испортил нам настроение.

Салоники по приземлении наградили нас теплом и солнцем. В аэропорту «Македония» нашу компанию встретил Алексей Александрович – замечательный экскурсовод с ученой степенью доктора богословия. За время поездки мы очень с ним сроднились. Несмотря на свою учёность, он проявлял невероятное смирение и терпение, со вниманием и отзывчивостью опекая нашу немалочисленную и веселую группу. А забот оказалось немало: ведь программа была насыщенной, мы каждый день переезжали на новое место и нигде не ночевали дважды. Спасибо ему за всё и низкий поклон!

Греция – удивительная страна, со своим колоритом и радостным отношением ко всему. Красивая природа, вокруг тёплые моря, удивительные горы, оливковые сады... Здесь религия не отделена от государства: дети изучают Закон Божий в школах, а все православные праздники – это государственные выходные. И ехали мы сюда, конечно же, именно ради великих святынь этой земли.

В каждом храме или монастыре мы пели: тропарь, кондак, величание... При звуках пения нашего 68-голосного хора по коже бежали мурашки! Этот звук заполнял всё пространство храма, заставляя простых туристов оборачиваться и замирать, а православных – вспоминать о том, что они тоже к этому причастны. Это было настоящее Торжество Православия, торжество почитания святых икон и святых мощей угодников Божиих, сохранённое Церковью и подтверждённое на VII Вселенском соборе благодаря заступничеству и подвигу святой царицы Феодоры. И к её мощам, покоящимся на острове Корфу, мы тоже имели радость приложиться во время нашей поездки!

Уже самый первый день оказался наполнен большой программой и посещением множества мест. Первым из святых Элладской земли нас принял в своём храме великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель нашего святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Принял – и как будто бы благословил на всю поездку: столько нам Господь даровал за это время Своей милости и благодати! Потом в этот день мы посетили в Салониках храм Святой Софии Премудрости Божией, катакомбный храм Иоанна Предтечи, кафедральный собор основоположника исихазма – святителя Григория Паламы – и монастырь святой Феодоры Солунской, а по дороге в Уранополис – монастырь святой Анастасии Узорешительницы. Затем в таверне неподалёку от монастыря нас ждал обед, во время которого нам довелось испытать, что значит гостеприимство по-гречески – и дальше оно сопровождало нас в продолжение всей поездки!

Последним пунктом программы в этот день был замечательный монастырь апостола Иоанна Богослова, где находится могила старца Паисия Святогорца. Здесь многих из нас коснулось желание остаться в этом месте – если не насовсем, то хотя бы немного подольше: так вокруг было тихо, красиво и умиротворённо! Здесь же мы впервые открыли для себя греческую монашескую традицию встречи паломников: на монастырском дворике возле источника – столик с большой шкатулкой; в шкатулке – потрясающе вкусный лукум, а рядышком – стаканчики для родниковой воды. И каждый приходящий в монастырь без стеснения может угоститься.

А вечером в Уранополисе нас ждала прекрасная гостиница и тёплое Эгейское море. Купались почти все, радуясь, словно дети, ласковым водам Средиземноморья!

На второй день рано утром мы отправились в город на Божественную литургию в храм святых Константина и Елены. Греки, живущие по новому – григорианскому – календарю, праздновали в этот день Крестовоздвижение. Потом была незабываемая поездка на катере вдоль берега Святой Горы Афон! Смотрим с воды на великие монастыри, обители воздержания и молитвы, о которых так много читали в книгах... Какая напряжённая, подвижническая жизнь там течёт! нам остаётся только размышлять об этом... Но – вот чудо! Господь даровал нам радость прикоснуться к этой жизни, своими глазами увидеть её совсем близко и – приложиться к великим святыням великой горы! Кто бы мог подумать, что два афонских монаха по-простому – на рыбацкой лодке и в ничем не примечательной с виду спортивной сумке – привезут на наш катер свято чтимые всем христианским миром реликвии: десницу Иоанна Предтечи, десницу святой мученицы Параскевы и чудотворную икону Божьей Матери «Акафистная»! Поклониться святыням собрался весь катер – даже католики и простые туристы! Мы хором пели тропари, величания, молитвы; люди подходили, прикладывались, передавали свои крестики и образки с просьбой приложить и их к святыням…Но вот всё и закончилось, и мы провожаем монахов обратно на гору Афон. У многих из нас слёзы на глазах, а монахи так тепло с нами прощаются: машут вслед руками и благословляют, крестят наш катер… Рыбацкая лодка взяла курс на родной монастырь Дионисиат, а наш корабль – обратно на Уранополис. По пути, стоя на корме, бросали хлеб чайкам, во множестве сопровождавшим нас до самого берега. А у некоторых счастливчиков смелые чайки брали хлеб прямо из рук.

Затем был обед в таверне «Критикос» неподалёку от пристани, и опять Господь явил нам Свою милость: как раз в этот момент в Уранополисе, проездом в монастырь Дохиар, оказалась чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница». Оказывается, каждый год её на время забирают со Святой горы и провозят по всей Греции, и вот – так совпало, что именно в этот день завершалось её путешествие. Перед посадкой на корабль икону выставили для поклонения – прямо в машине! – возле храма святых Константина и Елены, где мы были утром на службе. Узнав об этом, мы сразу с обеда поспешили туда, со слезами на глазах благодаря Пречистую за эту радость! Было жарко и тесно, очередь шла медленно, а у насведь всё время расписано по минутам… Сначала рядом по-гречески пели монахи, сопровождавшие икону; потом они замолчали, и мы начали на два голоса, тихонько и робко, несмело напевать «Царице моя Преблагая». Постепенно к нам присоединялось все больше и больше наших паломников – и вот уже наше русское пение звучит, наполняя окрестные улочки! Царица Преблагая, спаси и сохрани! По дороге в Каламбаку молчали: такая тихая радость на сердце! Проезжали море… времени не было, но, несмотря на это, нам подарили целый час! Пляж был совсем пустым, а вода – очень теплой. Завершился день запоздалым ужином в гостинице и долгожданным отдыхом.

Третий день запомнился поездкой в Метеоры – древнюю монашескую республику! Красиво, величественно, мощно! Поразила сила духа, вера и мужество первых монахов, которые, не имея в те давние временаникакой техники кроме силы собственных рук, сумели так прославить Господа не только внутренним подвигом аскетической жизни, но и внешним величием монастырей, выстроенных на вершинах отвесных скал! Мы посетили два монастыря: мужской Преображенский и женский Варваринский. В последнем взяли себе на заметку косметические изделия, производимые монастырем: возможно, скоро они появятся и в нашей церковной лавке, и тогда наши милые прихожанки смогут порадовать себя натуральной греческой продукцией!

В Метеоры не добраться иначе, кроме как по петляющей горной дороге. Когда мы взбирались к метеорским вершинам, тормоза нашего двухэтажного автобусаподозрительно поскрипывали на крутых поворотах, но – бдительность наших руководителей и наставников работает без сбоев: скрипящий четырёхколёсный друг был на два часа (пока мы молились, прикладывались к святыням и подавали записки) сослан в автосервис, откуда и вернулся исцелённым, так что по дороге в Афины о тормозах никто уже не вспоминал.

А в Афинах было жарко! Самые бодрые рано утром успели искупаться в море: выезд был назначен на 9:00, а по меркам нашей поездки 9:00 – это уже позднее утро. Первым пунктом афинской программы значился, разумеется, Ареопаг – место проповеди апостола Павла близ Акрополя. Вид, открывающийся с этой горы на город, поистине всех впечатлил! Затем мы посетили кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы и маленький древний храм святой Параскевы Римской, попетляли по улочкам старого района Плака и затем у русского Троицкого храма разошлись кто куда: было дано свободное время для обеда и покупки сувениров! После обеда, воссоединившись, отправились в Лутраки, в женский монастырь преподобного Патапия Египетского. Дорога горная, от высоты немного неуютно, но с нашим замечательным водителем Каллиникосом и с подновлёнными тормозами совсем не страшно! По дороге любовались из окон прекрасным расстилающимся внизу видом сразу на два моря – Эгейское и Ионическое – и судоходный канал, прорытый между ними. А в монастыре – тихо, красиво и умиротворенно. У входа встречают радостные, улыбающиеся старушки-монахини. Они ни слова не понимают по-русски, мы – ни слова не можем сказать по-гречески, но это не мешает нам ощутить радость от общения и почувствовать духовное единство. Приложились к мощам святых угодников Божьих, сделали живописные фото на память. Затем – дорога к месту очередной ночёвки. Уютный отель на море, вкусный ужин, купание и битва с морскими ежами: Данила пострадал от них, наступив на иглы сразу двумя пятками, но не сдался!!! Красивая ночь, звёзды над морем, совместное чтение вечернего правила и Евангелия на берегу, соборная молитва за болящих, шум прибоя и сыч, чей крик за окном немного мешал непродолжительному отдыху…

Среда, «хмурое утро постного дня», как пошутил батюшка. Посетили мужской монастырь Мега Спилеон (Великая пещера), где хранится чудотворная икона Божьей Матери «Пещерная», написанная, согласно монастырскому преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой. В храме, уже внутренне готовясь к предстоящей поездке в Бари, отслужили акафист святителю Николаю. В монастырской таверне пообедали вкусной рыбой и отправились в Патры, где претерпел мученическую кончину святой апостол Андрей Первозванный. Посетили кафедральный собор этого города, построенный на месте казни апостола, приложились к его святыммощам и сохранившейсячастице креста, на котором он был распят. Очень тепло поприветствовал нас настоятель собора, сказав добрые слова о России и Русской Церкви и подарив каждому на память ватку с маслом, освящённым у мощей апостола.

К сожалению, много времени в Патрах у нас не было – надо было торопиться на паром, плывущий в Бари: нас ждала встреча с великим угодником Божиим святителем Николаем! На пароме была долгая ночь и длинная очередь наших паломников на исповедь: всем хотелось причаститься у мощей святителя Николая. Соборно прочитали все положенные правила и далеко за полночь разошлись по каютам.

И вот мы, наконец, в Бари! Базилика святого Николая, специально построенная для хранения его мощей, перенесённых сюда из города Миры в 1087 году, поражает своим величием. Мощи покоятся в крипте базилики, под престолом, и дважды в неделю – по вторникам и четвергам – на этом престоле совершается русская литургия. Сегодня – как раз четверг!Расписание прибытия парома нечёткое: в этот раз он задержался, и мы немного опоздали на службу, но к Евангелию, слава Богу, успели. Храм в крипте необычный: иконостаса нет, алтарная часть отделена от нефа чугунной решетчатой оградой. Всю службу можно видеть как на ладони! Почти все причастились. После службы можно было приложиться к мощам – то есть к мраморной плите внизу престола, подход к которому открывают прямо через царские врата… Так необычно! Долго, долго стояли в очереди, хором пели акафист.

Потом было посещение Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Бари и обед. Ну, а вечером – опять на паром: переезд к другому угоднику Божию, святителю Спиридону на остров Корфу!

Раннее утро на Корфу, или – иначе – на Кéркире, как называют этот остров сами греки. Светает, но солнце ещё не встало. Первым делом отдаём дань уважения святому праведному воину Феодору Ушакову: делаем остановку возле древней неприступной крепости, которую во время освобождения Ионических островов от французских захватчиков святой Феодор отбил без единой потери! Память об этом событии жители Керкиры хранят по сей день: свидетельствует об этом и мемориальнаякаменная доска с барельефным портретом святого и благодарственной надписью, установленная у ворот крепости. От древних крепостных стен идём к соборному храму византийской царицы Феодоры, и здесь у пока ещё запертых ворот мы – первые посетители! Но вот нам открывают двери… Мы заходим – и нам отверзают раку с мощами царицы! Прикладываемся, благодарим – и спешим на литургию в храм святителя Спиридона. Служба греческая, протяжное византийское пение – оно уже знакомо нам по храму святых Константина и Елены в Уранополисе. Причастие! Потом открывают мощи – и мы прикладываемся к стопам святого, облачённым в красные бархатные башмачки. А в очереди то тут, то там группками читают вслух акафист святителю Спиридону – на греческом, на латыни, ещё на каких-то неведомых языках… На сердце такая Божья Благодать, что хочется расцеловать и обнять каждого! Этот греческий святой нам тоже очень близок! Как же хорошо и радостно на душе!

Ну, вот программа поездки и выполнена, самое сокровенное осталось глубоко в сердце – только бы не расплескать! Теперь – купить подарки родным и близким и – домой! Огромная благодарность всем: организаторам – за хлопоты и маршрут, экскурсоводу Алексею Александровичу – за профессионализм и терпение, водителю Каллиникосу – за ответственность и неравнодушие, всем паломникам – за внимание и доброту, друзьям – за чуткость и понимание, отцу Андрею – за молитвы и попечение, Богу – за ВСЁ!

Будем с надеждой ждать следующей поездки!

Павлова Ирина, Михайленко Мария

___________________________________________________________________________________________

Дорогие друзья!

Конец статьи - ещё не конец этой замечательной темы, к которой хочется возвращаться снова и снова!

Большой фотоотчёт о путешествии и калейдоскоп впечатлений паломников появятся на нашем сайте в ближайшее время. Следите за обновлениями!