Проповедь в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 21 ноября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
21 ноября 2016, понедельник

Евангельское чтение:
Лк. 10:16-21

Дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с днём Архистратига Божьего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных!

Согласно учению Церкви, каждый человек, родившийся в этот мир, получает при рождении Ангела. Дальнейший путь жизни человеческой сопряжён с соприкосновением с духовным миром, и ещё одного Ангела он обретает при крещении – вместе с поддержкой и помощью того небесного покровителя, чьё имя нарекают ему в этом Таинстве.

Вместе с тем, связь каждого из нас с нашими Ангелами различна: ведь мы привлекаем к себе тех духов, которые нам близки по совершаемым нами делам и по тем помышлениям, которыми мы наполняем наши сердца, то есть по нашему образу жизни и мысли. По слову преподобного Антония Великого, если человек мыслит худо, то он привлекает к себе силы зла, соединяется с ними – с падшими духами, с падшими ангелами. Если же человек мыслит о горнем – то есть если его сердце наполняют мысли, направленные к высоте нравственных идеалов Евангелия, – тогда он соединятся с тем чистым, святым, что соделывает и его самого светом.

Если око твоё светло, то и всё тело твоё, и вся внутренняя твоя тоже светлы, поскольку око есть зеркало души. Если же оно тёмно – то ты сам в темноте. Евангельская притча, прочитанная на вчерашнем Всенощном бдении, повествует о почве нашего сердца: о том, какие семена туда всеивает Господь и какие семена всеивает падший ангел. А затем – есть наша жизнь, где каждый человек имеет возможность определиться, с кем он и какую силу призывает он в поддержку себе. С кем вступает в союз, в соединение? С кем выстраивает дом своей жизни и с кем занимает территорию смысла своего существования?

В чинопоследовании вечерних и утренних молитв есть обращение к Ангелу- Хранителю. Наверное, всякий стоящий здесь в храме обращается к своему Ангелу. Но как часто он это делает? Какие отношения выстраивает с тем, кто будет встречать его по окончании земного пути и сопровождать до некоего условного места суда? И какой будет та встреча? Что положит в основание своей жизни человек? Если этим основанием станет для него Божья правда, тогда здесь, в этом мире человеку необходимо будет потерпеть и понести трудности. Ибо невозможно без преодоления этих трудностей, сложностей, имеющих отношение к нашим греховным привычкам и навыкам, – невозможно без преодоления этих склонностей обновиться, очиститься, обожиться.

Наше падшее естество требует жертв. И если мы соединяемся мысленно и действенно с падшими ангелами, тогда и чаяния наши, и цели наши – они осквернены. Вот почему именно Церковь является тем местом, приходя куда, человек постепенно идёт к свету. И чем быстрее он приближается к этому свету, тем больше становится для него видна собственная своя грязь. Если редко приходить сюда, если не иметь духовного внимания к своей жизни, тогда зачастую человек считает себя хорошим. Ну, или более или менее. Приличным.

Преподобный Серафим Саровский, рассуждая о себе, писал: «Прости мне, Господи, ибо я блудник, лжец и вор». Такая близость к Свету, что даже малое мгновение своего несовершенства он воспринимал как глубочайший порок. Мы же, пребывая в беспечности, нередко вообще в эту сторону не мыслим. Даже прочитывая страницы литературы, призванной приготовить нас к покаянию, мы можем вообще сердцем не тронуться и не замечать за собою глубочайшего состояния духовного одичания. Именно признание своей болезни Святые отцы называют началом выздоровления. Ибо если я не плох и погибающим себя не считаю, то мне Христос не нужен. Ведь Он – Спаситель, и, по учению Церкви, пришёл Он на землю именно потому, что поднять человека кроме Бога не может никто. А дальше – добровольная и свободная готовность человека Богу довериться. Именно в этом помогают человеку Ангелы, но они, будучи вестниками Божьими, не навязывают человеку воли Божьей. Они предлагают ему.

Согласно учению Церкви, есть четыре источника, откуда мысль приходит к человеку, в его сердце: от Бога, от Ангела-Хранителя, от нашего падшего человеческого естества и от дьявола. Эти рассуждения напрямую связаны с Евангельским текстом сегодняшнего дня. И дальше человек учится – или же не радеет о том, чтобы познавать смысл написанного, чтобы жизнью своей добиться искомого, измениться, исправиться. Рассмотрев свою худость, призывая Господа в помощь, поддерживаемый Ангелами, идёт к свету сей человек. Если же он не совершает подобного действия – он падает, он не стоит на месте. И, падая, обольщает себя тем, что он двигается. Таковы правила, законы Божьего мира. Правда бывает горькой. Но, вкусив от горького лекарства, человек обретает сладость, потому что эта сладость связана с истиной. А истина – там Христос.

Заканчивается притча сегодняшнего дня словами о способности слышать. У Апостола Павла есть такие слова: «В последние времена люди станут себе избирать учителей по состоянию нравственного развращения – тех, которые есть сила и злоба, которые потакают их страстям и оправдывают их беззакония».

Правда неизменна. Она часто обжигает, но всегда, всегда торжествует. Сегодня день Духов света. И в сердце каждого человека к этому дню непременно будет отклик – либо готовности подняться горе, то есть вверх, либо... На месте стоять человек не будет. И примет свободное решение идти вниз. Ибо нет ситуации промежуточной.

Дай нам, Господи, утвердившись в готовности идти вверх, учиться этому искусству в Православной Церкви. Всех вас с праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев