Окружной этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» состоялся в Юго-Западном викариатстве

24 ноября 2016 года по благословению Преосвященного Феофилакта, епископа Дмитровского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Юго-Западным викариатством, при поддержке Департамента образования города Москвы и Префектуры ЮЗАО в Центре культуры и искусства «Меридиан» прошел Окружной этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия».

В центре внимания нынешней встречи была поставлена тема «Истоки отечественного просвещения на примере деятельности Ф.М. Ртищева и становление системы образования в период последнего столетия». Послушать доклады Окружного этапа чтений в зале ЦКИ «Меридиан» собрались представители общеобразовательных учреждений Юго-Западного административного округа города Москвы, представители учреждений культуры, а также настоятели храмов, духовники и руководители Воскресных школ викариатства, катехизаторы и миряне.

По сложившейся традиции, собрание открыл Преосвященный епископ Феофилакт, который в своем вступительном слове поблагодарил участников и организаторов Рождественских чтений, а также обозначил основные этапы работы по духовно-нравственному воспитанию в Юго-Западном викариатстве и перспективы дальнейшего её развития.

Затем перед собравшимися выступил вокально-хореографический ансамбль «Восход» храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, высокий уровень мастерства и уникальность которого для нашего викариатства отметили епископ Дмитровский Феофилакт, помощник Префекта Юго-Западного округа Александр Львович Картышов, советник Префекта ЮЗАО по культуре Нина Николаевна Базарова, помощник владыки Феофилакта по религиозному образованию и катехизации, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком, регент с многолетним стажем архимандрит Петр (Поляков), а также многочисленные зрители.

После небольшой концертной программы в рамках Пленарного заседания состоялись выступления участников чтений с докладами на темы: «У истоков отечественного Просвещения» (помощник Управляющего ЮЗВ по религиозному образованию и катехизации архимандрит Петр (Поляков)), «Ф.М. Ртищев в культурной памяти россиян» (референт Управляющего ЮЗВ по религиозному образованию и катехизации, настоятель храма священномученика Василия, протоиерея Московского, в Конькове иерей Евгений Марков), «Актуальные вопросы выбора курса ОПК в общеобразовательной школе и их значение для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» (методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы Васечко Ю.С.).

Настоятель нашего храма, председатель Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы, кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Андрей Алексеев представил на чтениях доклад «Духовно-нравственное воспитание и просвещение в современной России: приоритетные направления работы».

По окончании Пленарного заседания прошел круглый стол на тему «Опыт и эффективные практики духовно-нравственного воспитания и просвещения на территории Юго-Западного викариатства», в ходе которого были обсуждены доклады на различные темы, связанные с опытом взаимодействия церковных, государственных и общественных структур в деле духовно-нравственного и патриаотического воспитания.

В заключение программы участников и слушателей тепло поблагодарил епископ Дмитровский Феофилакт, пожелавший всем помощи Божией в трудах на благо Православной Церкви и Отечества. Помощник Префекта А.Л. Картышов подвел итоги встречи и зачитал Резолюцию Окружного этапа Рождественских чтений.

 

Предлагаем вашему вниманию текст доклада «Духовно-нравственное воспитание и просвещение в современной России: приоритетные направления работы» настоятеля нашего храма протоиерея Андрея Алексеева:

«Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дамы и господа, братья и сёстры!

Перед нами тема, требующая от исследователей большого внимания, ибо формальный подход в любом деле плох, а уж в вопросе духовно-нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения его вообще без преувеличения можно назвать преступлением.

Каждое государство имеет свою культуру, свои самобытные традиции и обычаи, передача которых следующим поколениям является залогом непрерывной связи между прошлым, настоящим и будущим. Наша Родина – Россия, и это слово должно вызывать в каждом её жителе чувство гордости за свою страну, а ещё – прилив той любви к ней, которую через подвиг самопожертвования явили многие славные сыны и дочери нашего Отечества…

Не слишком ли много патетики? Может быть, стоит попроще, пожиже? Отнюдь. Если воспитанию чувства патриотизма не уделять должного внимания, если не вкладывать в сознание личности базовые понятия, имеющие отношение к истории её народа, мы непременно вырастим нравственных инвалидов, духовных маргиналов, «иванов, не помнящих своего родства».

Каким же образом, при помощи чего и кем должно осуществляться духовно-нравственное воспитание и просвещение? Очевидно, что, как и в любой другой области, это должны быть специалисты – люди, от которых мы вправе ожидать и требовать не только компетентности, но и основательного серьезного участия в решении возникающих перед нами вопросов, на которые именно они могут и должны давать ответы.

Для России культурообразующей религией является православное христианство. Богатая событиями история нашей страны только в том случае может быть правильно изучаема и воспринимаема исследователями, если они будут иметь верное живое представление о духовной культуре и особенностях религиозности русского народа, а также об основных положениях христианской веры. В этом нет ничего неестественного, и если человек живёт в государстве, где основной религией является иудаизм, ислам или буддизм, он также должен быть знаком с этими религиями, с их установлениями и правилами и выказывать уважительное отношение к их носителям – коренному населению данной территории.

Поэтому, рассуждая о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения России, мы не можем обойти вниманием тему необходимости знакомства всех юных граждан с духовными основами русской культуры и с жизнью Церкви – тем более, что Православная Церковь имеет большой опыт сохранения духовных традиций и передачи их следующим поколениям – то есть тем, кому предстоит строить будущую Россию.

Да, конечно, в течение многих десятилетий по печальной причине, всем нам хорошо известной, Русская Православная Церковь не имела возможности совершать свою миссию и вести просветительскую работу по духовно-нравственному воспитанию детей и просвещению и образованию родителей. Но давайте будем откровенны: ведь лучшие образцы подвига самопожертвования и служения, явленные многими достойными людьми советской эпохи, базировались именно на евангельских принципах единства и любви к ближнему. И когда мы просматриваем страницы жизни пионеров-героев, ударников коммунистических строек, воинов, спортсменов и других достойных людей, служивших образцом для подражания многим поколениям советских граждан, мы находим в их жизнеописаниях те инструменты и тех посредников, с помощью которых в их сердца вкладывались высокие идеалы, корнями своими уходящие в русскую ментальность, взращенную православной верой. Именно эти духовные корни и приводили многих героев советского периода истории нашей страны к отвержению себя и готовности положить душу и жизнь за друзей и близких.

Поэтому очевидно, что без изучения и исследования духовных традиций народа невозможно понять русскую историю и русского человека. С вопросами на эти темы преподаватели «Основ православной культуры» и должны обращаться к священникам и их помощникам, курирующим в разных округах нашего первопрестольного города направления работы, связанные с духовно-нравственным просвещением детей в общеобразовательных школах и других светских учреждениях.

В то же время для тех, кто готов к большему, всегда есть возможность прийти в воскресную школу, где для детей и взрослых предлагаются различные программы занятий вероучительного, творческого, гуманитарного, естественно-научного, спортивного и прочих направлений, необходимых для поступательного развития человека и формирования многогранной личности, для которой духовно-нравственные аспекты будут являться нормой, а отнюдь не чем-то сверх- или противоестественным.

Опыт работы Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы, которую по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я возглавляю, даёт нам возможность представить наглядную картину наиболее востребованных направлений деятельности, реализуемых духовенством и преподавателями воскресных школ столицы в течение уже более двадцати лет. К этим направлениям следует отнести культурно-просветительскую, военно-патриотическую и спортивную работу с подрастающим поколением. Все эти сферы деятельности предоставляют широкие возможности для духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения, привития идеалов патриотизма и любви к Родине юным гражданам нашего Отечества, а также постепенного, естественного воцерковления детей путём вовлечения их в интересную, разнообразную и активную жизнь воскресной школы и прихода. Разностороннее развитие способностей, духовное просвещение, взаимно обогащающее общение и совместное участие в Богослужениях способствует раскрытию индивидуальности каждой личности и реализации данных ей от Бога талантов.

Безусловно, важнейшим фактором успешности этой работы являются такие личные качества педагогов как заинтересованность, активность, внимание к каждому ученику. Там, где есть горение и неравнодушие со стороны учителей, есть и ответное воспламенение душ и сердец со стороны учащихся. И в этом нет ничего нового: во все времена именно энтузиасты были двигателями различных идей, реализация которых при должном направлении и верном использовании приносила добрые всходы. А отсутствие мотивации, разрыв религиозных связей, борьба с Богом приносили горькие плоды, последствия которых мы до сих пор, к сожалению, ежедневно наблюдаем в процессе наших трудов по преодолению религиозного и нравственного кризиса современного общества.

Отрадно, что в настоящее время Церковь и Государство демонстрируют готовность к взаимному сотрудничеству в разных областях. Но в первую очередь необходимо консолидировать наши усилия именно в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, в передаче необходимых знаний, навыков и принципов последующим поколениям людей, будущим строителям славной, сильной, мудрой и доброй России.

Дорогие друзья! Всякому из нас Господь дал свободу воли и выбора. В Конституции Российской Федерации сказано о свободе совести и вероисповедования, и каждый вправе выбирать для себя сам, кого слушать и у кого учиться. Но давайте будем помнить о тех достойных примерах воспитания, которые не только во времена славной русской истории прошлых лет вдохновляли наших предков на подвиги, но и в настоящее время сподвигают на них наших современников. И как когда-то отметил верный сын Русской земли Пётр Аркадьевич Столыпин, «если кому-то нужны великие потрясения, то нам нужна великая Россия».