Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
4 ноября 2016, пятница

Евангельское чтение:
Лк.10:38-42; 11:27-28

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Память человеческая и совесть человеческая – сколько всего хранится в этих незримых сосудах, содержание которых зависит от состояния души. На людях можно говорить, призывать, пытаться научить кого-то хорошему, правильному, верному и мудрому, но вот внутри себя это хорошее, верное и мудрое не складывать и по этому слову не действовать. Вы знаете, так бывает: человек говорит одно, а делает другое, не пытаясь подвести это к единому знаменателю духовного наполнения.

Память человеческая. Сколько всего разного можно туда положить! Ученик приходит в школу, и его память начинает развиваться: он постигает сложные науки, приобретает навыки и постепенно, если он и его родители трудятся, может достичь очень большой высоты. В этом развитии будут этапы, на которых будет казаться, что наступил уже полный провал, но это не так: вложенное непременно даст свои всходы и принесёт плоды. Что полагает в память человек, что хранит в этой памяти? Давайте проверим. Не нужно отвечать на этот вопрос вслух, я обращаюсь к вашему сердцу: все ли из стоящих здесь готовы назвать год, в который совершилось событие, имеющее отношение к сегодняшнему дню?

Память человеческая… Для чего собрались-то здесь сегодня? «Казанская сегодня…» Слушайте, а что это такое – «Казанская сегодня…»?

Был такой случай: ехали в автобусе два человека. Один другого спрашивает: «Скажи, куда ты едешь?» – «Да домой вот, родителей навестить». – «А везёшь чего?» – «Ну, подарки, и это, пол-литра». – «А что пол-литра-то взял?» – «Да там “сдвижение” у них какое-то».

День строгого поста, Воздвижение Креста Господня – вот он и едет поздравить родителей и на «сдвижение» везёт… И вот это называется памятью. Входя в некое сакральное пространство, человек должен понимать, зачем он в него вошёл. Понятно, что он пришёл к Богу, в Его дом в некий день, но чем наполняет в этот день человек своё сердце и что полагает он в свою душу? Как тренирует он чувство своей веры? Как работает его память? Отрадно, если кому-то из стоящих здесь сегодня станет стыдно: это замечательно. Потому что в следующий раз они подумают, к какому дню, году и веку имеет отношение событие, собравшее тогда многих людей перед иконой Божией Матери, склонивших пред Нею свои колена, просивших и обретших в своей вере помощь и поддержку.

Так вот, в некотором царстве, в некотором государстве, в некотором веке, в каком-то году люди некоторого народа что-то делали. Если вот так рассказать эту историю – кого она тронет? Если я не припал к ней, как к… Как к чему? Не знаю, как вы, а я вот помню, как в детстве испытывал очень сильное чувство жажды. Сильно захотелось пить – подошёл к колодцу, набрал воды и выпил с чувством такого наполнения! До сих пор помню это состояние, такое сильное. Были и другие состояния, конечно, но вот чувство жажды утолить этой колодезной водой, пахнущей травами, – как же это было здорово, до сих пор помню, а я ведь тогда совсем мальчишкой был.

Память. В некоторых племенах, если по-научному, у бесписьменных народов, а по-простому – у народов примитивных была такая традиция: они своим младенцам и отрокам в моменты, когда дети испытывали особо сильные чувства радости и победы, давали понюхать некоторую травку (простую душистую травку, не какой-то наркотик), чтобы в памяти этих детей сохранилось это чувство радости и победы. И когда вырастал человек и тяжко было ему – ему давали эту травку понюхать, и ему становилось хорошо, потому что оживали в памяти чувства испытанной в детстве радости.

Если посчитать, сколько людей сегодня не пришли в храм, а просто отдыхают в праздничный день, если сравнить в процентном соотношении, сколько по всей стране таких не пришедших и сколько присутствующих, а из тех, кто пришёл, посчитать тех, кто вообще не знает об этом событии, – результаты будут интересными. Более того, если провести анализ более глубокий и внутренний – речь-то идёт, дорогие, о национальном самосознании. И нечего потом сетовать о том, что пришёл кто-то и забрал у тебя твоё! Нет, ты сам его обесценил вначале, потом не заметил в принципе, а потом просто отдал. А тот, кто пришёл и взял, – тот просто увидел, что ты не ценишь этого, не знаешь этого, не бережёшь этого и что можно у тебя это забрать. Твоё, Богом данное, такое дорогое, но тобою же не ценимое.

Только вдумайтесь: сегодня – День народного единства. В чём оно выражается? В количестве жидкости в сумке у едущего в деревню к родственникам молодого человека, что-то слышавшего, но в смысл услышанного не вникающего? Есть интересное повествование о неком человеке, который всякий раз после службы, Литургии, приходил на берег моря и, встречая рассвет, имел в сердце радость и пел песни. Сын этого человека приходил к морю иногда (после иногда посещаемой службы), где встречал рассвет и иногда пел. Сын этого человека на службу не ходил, но ходил к морю и встречал там рассвет. Ну а его сын просто иногда к морю приходил с семьей и купался в море, но уже не на рассвете.

Память. Сердце. А ещё – Божий дар: каждому народу Бог дал некоторую территорию, территорию не только в понятии географическом. Он дал территорию смысла, которую важно оживить своим желанием что-то делать – вопрос только, как и с кем. У одного известного иеромонаха есть такие стихи:

Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, – жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Тогда, в то тяжёлое время, духовно истощавший, остывший в вере русский народ вначале к Богу обратился, а потом территорию, которую уже почти утратил, начал отстаивать, вдруг осознав, что что-то пошло не так. Всколыхнувшаяся внутри его овдовевшая память вдруг почувствовала свою дочернюю склонность к Горнему, к небесному, – и тогда… И тогда всё изменилось: преображение внутреннее – человека, людей, народа, нации – обернулось победой внешней, потому что враг только тогда к нам приходит, когда обнаруживается наша слабость. А можно ведь и самого врага не распознать, можно ведь, в силу толерантности (слово-то какое современное), оскорбить достоинство тех людей, которые сначала приходили к тебе в гости, а потом заявляли, что они у тебя – хозяева. Можно же дойти до такого: «Вы про них не говорите! Вы их можете обидеть». Страшно всё это. Это и есть та территория смысла, которую сам человек либо трусливо, либо дерзновенно наполняет конкретным содержанием и память о котором хранит глубоко-глубоко. То, что важно поднять на высоту, иначе огромные территории окажутся незасеянными, великие силы – невостребованными, а глобальные перспективы – обесцененными. И жизнь обмельчает, а цели – принизятся. А путь рано или поздно завершится. И вот что поставил для себя человек во главу угла, кому служил, чем занимался, к чему стремился, там, на Суде, он и покажет, и судить его там будет не Господь, а совесть. Бог только принимает приговор нашей совести, ну вы же помните. Совесть наша там покажет Господу, какое место Он занимал в нашей жизни и – по-честному – как мы распорядились Его талантами, ниспосланными нам от Него дарами, как мы развивали эти таланты, как пускали их в рост или закапывали в землю и как завершили путь своего странствования в этом земном мире.

Сегодня день, когда Русская Церковь почитает икону Царицы Небесной. Их более трёхсот, Её известных образов. А ведь можно так и остаться – на уровне «сдвижения» в национальном-то самосознании. Если кого-то эта тема интересует (ну вдруг) – откройте, почитайте и в память положите. Всех вас с Праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев