Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. 30 октября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
30 октября 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 8:5-15

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангельское чтение сегодняшнего дня, дорогие братья и сестры, в очередной раз ставит нас с вами перед притчей о сеятеле и приводит нам рассуждения о различных всходах семян веры в нашем сердце. А святоотеческие толкования на этот текст, говорящие о сеятеле как Небесном Отце, поле как нашем сердце и сеемых семенах как слове Божьем, вновь призывают каждого из нас посмотреть: а каков я сам в свете этой притчи?

По мнению Отцов Церкви, есть головная, мертвая вера, когда умом человек понимает, что Бог есть. Таких людей много – они знают, что Бог существует, более того: в жизни они порой вспыхивают, но очень быстро гаснут. Они заражаются готовностью горения в вере, но очень непоследовательны: их хватает ненадолго. Происходит с их стороны некий порыв, а дальше – столько забот, столько всего нужно успеть в этой жизни, что поддерживать постоянно это состояние горения очень непросто. Более того, человек утверждается в том дьявольском помысле, который ему говорит, что он этого не может:

– Я не могу, я очень занят, у меня большая работа.
– У меня серьезная немощь.
– У меня маленькие дети.
– У меня огромное предприятие, кризис, события, больные родители…

И так далее. Всё что угодно предлагает дьявол человеку, чтобы он поверил, что это невозможно.

Но сегодняшнее Евангельское чтение предлагает нам рассуждение, связанное с глубиной сердца, ибо почва добрая, сердечная наличествует у каждого человека, но не все вспахивают это поле. Не имеют готовности регулярно, ежедневно понуждать себя жить по Евангелию и учиться гореть – гореть в главном, в самом главном, в том, что связано с делом спасения души. Если каждодневно человек не вспахивает это поле, не удобряет, не поливает его, оно неизбежно зарастает.

Вы знаете, очень серьезным дьявольским искушением в современном мире является то, что можно назвать многопопечением. Столько забот у человека, он столько должен успеть сделать в течение дня – ему не до молитвы, не до чтения Евангелия: столько забот, Господи!

Это очень глубокое, серьезное дьявольское искушение: человека настолько делами загрузить, чтобы он забыл о Боге, чтобы у него времени на Него не было. Он столько успевает – и испытывает ощущение по окончании дня, что многое совершено. Для чего? Зачем? Если при этом главное забыто, то это не просто напрасно прожитый день, это страшный отход от Бога! Времени и места Богу сегодня не было в сердце человека! Он столько успел сделать – но без Бога!

Более того, колея эта накатывается, лыжня уплотняется и выйти из нее человеку очень трудно, потому что он соделывается рабом страстей, связанных с попечением о разных делах. Какие тут всходы? Это то поле, которое вытоптано ногами, семена склеваны птицами, каменистое сердце не вмещает Бога! Но достижений может быть немало. В иной дом зайдешь, и на самом видном месте висят у человека не иконы, а всевозможные фотографии или листки, дипломы и грамоты – внешние награды: «Вот чего я достиг!»

– Послушай, ты жизнь напрасно проживаешь!
– Да нет же, это самое ценное в моей жизни, посмотрите на мои фотографии, дипломы, грамоты, благодарственные письма, я хороший!
– Милый, тебе Господь для чего жизнь-то дал, для чего ты должен положить свои силы? Человек живет для того, чтобы умереть!
– Что вы, о чем вы говорите? Что за глупость, мракобесие, ретроградство!
– Да нет же, самое главное – там! И всякий из нас умрет. И вот вопрос: как умрет? С чем умрет? Куда пойдет после?

Некоторые так беспокоятся о своем здоровье, так переживают о своих немощах! А кто из нас здоров? Нет, речь не идет о том, чтобы не переживать – конечно, нужно внимание уделять своему здоровью, это Божий дар. Но в конце концов когда-то оно ведь всё равно закончится. Аптеки на каждом углу: рецепты, врачи, поликлиники, одержимость лечением... Но к Богу идут не все – к Нему, к главврачу больницы, нет! Нет времени!

– Так ты умрешь все равно, слушай! Успокойся! Рано или поздно все закончится! Послушай, ну выдели Богу время в своей жизни!

…Можно столь сильно поработиться внешним и сделать своим богом всё что угодно: себя самого, здоровье, любую свою страсть – всякую, любую, всё что угодно. И сердце будет там! И мысли будут там, и тогда духовные всходы невозможны, потому что нет времени на это: столько всего нужно успеть! Но – для чего, если нет главного в жизни?

Сегодняшнее Евангельское чтение нас ставит перед необходимостью либо на что-то решиться, либо что-то отвергнуть. Это правда, потому что так жить, как многие из нас живут – для себя – так жить нельзя. Это преступление. В нас вложена способность к совершенствованию в искусстве отдавать, и пределом этой самоотдачи, самопожертвования является вот этот образ на Кресте распятого Бога. Вот это – норма для каждого из нас, это естественный процесс нашей жизни, финал нашей жизни, так должно быть. И тогда – Царство Небесное. Всё предельно просто.

Вы знаете, после сказанных слов что-то должно произойти в сердце каждого человека. Или – не произойти. Но вместе с тем, выбор он сделает, и всякому, слушающему сегодня это слово, предлагает Господь решиться: либо он сознательно и добровольно учится этому искусству – и тогда семя, взращиваемое им, постепенно даёт плоды; либо он отвергает это слово – и постепенно умирает духовно. Нет другого пути, не существует. Либо этот путь, с готовностью отдавать себя и служить другим людям по Евангельскому закону, либо – отвержение этого закона. Tertium non datur (лат.) – третьего не дано! И вот как с этим быть?

Вы знаете, я размышляю в отношении тех взрослых, которые здесь стоят: ведь большая часть жизни ими уже прожита. Важно не опоздать. Всё есть для этого, нужно только хотение учиться искусству самопожертвования. Оно вложено в каждого человека, это семя. А вот дальше – либо он стремится к этому и учится заставлять себя жить по Евангелию, либо он этого не делает – и всё. И тогда никакого христианства вообще в его жизни нет. Это пустые слова, это болтовня, но без Христа. Вы знаете, это страшный Евангельский отрывок, потому что за ним что-то нужно делать: либо сознательно отречься от Христа, либо сказать Ему «да». Вот и всё. Как ни странно, ни страшно, но это правда. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев