Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. 22 октября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
23 октября 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 7:11-16
Ин. 17:1-13

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении мы вновь обращаем свой мысленный взор к тому событию, имевшему место во граде Наин, в котором совершается общение Бога с человеком. Общение не человеческое, общение глубокое, внутреннее, духовное.

Обращаясь к матери умершего юноши, Господь, видя её веру, приказывает ей не плакать. Имея власть говорить со властью, имея право утверждать истину, Господь обращается к вере человека, чтобы та печаль, которая свойственна падшему человеческому естеству, не довлела над этой женщиной. Обращаясь к её внутреннему миру, Он дает ей глубокий духовный совет, который она слышит. В жизни каждого из нас такие советы звучат ежедневно, но мы нередко не воспринимаем эти советы. Слово, сказанное этой женщине, имеет глубокий внутренний смысл, связанный с вечностью. Эта женщина потеряла единственного сына, она скорбит. И слово Божие, обращенное к её сердцу, призывает её «не плакать». В этих словах – глубокое созвучие со словами, которые Господь произнесёт позднее стоящей у Креста собственной Матери. Это слово – «не рыдай Мене, Мати» – обращенное к сердцу Богородицы, а здесь – к сердцу матери-вдовы – имеет глубокий сакральный смысл, поскольку это Божественное слово связано с неземным сокровищем.

В этом месте святые отцы рекомендуют отойти от мирского понимания смерти: её нет, и, обращаясь к этой женщине, Господь обращается к каждому из нас. «Не бойся жить, потому что жизнь – жительствует и животворит». Каждый человек в этом мире должен умереть для этого мира, и рано или поздно каждый из нас умрёт. В этом обращении есть глубочайший внутренний призыв, который нам важно услышать: «Не бойся отдавать себя. Отдай свою жизнь Мне, ты все равно уйдешь для этого мира рано или поздно. Не привязывайся к нему, раздай себя, войди в понимание самопожертвования – этого безумия для мира, и не бойся ничего».

Живущий в мире человек так держится за то, что ему временно принадлежит, что нередко соделывается рабом этого данного ему Богом на время имущества. Он может так привязаться к этому внешнему, что тот, кто попытается забрать это, станет для него злейшим врагом. Как священнику мне приходилось нередко слышать слова гнева и упрека к Богу, что Бог кого-то призвал в жизнь будущего века. Призвал из этого мира, как кому-то кажется, до времени. И ропщет человек на Бога: почему столь молодого, юного, красивого?..

На днях я исповедовал одного человека, родственница которого перестала ходить в храм после того, как Господь призвал юного человека к Себе, домой. И, на Бога обидевшись, эта женщина перестала в храм ходить. Более того, она стала препятствовать тому, чтобы ходили её близкие. Вот безумие! Вот слепота! Именно к этой женщине и к каждому из нас обращается Господь: «не плачь», то есть – «Оставь, прекрати, остановись! О чём ты плачешь? В этом мире ты несёшь скорби, потому что ты грешен, это следствие греховного духовного состояния. Я помогаю тебе их тут пережить, чтобы ты очистился и вошёл в радость общения со Мною в Царствии Небесном, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий. О чём ты скорбишь, о чём ты плачешь? Ты боишься умереть?» Вопрос в том, как мы умрем и с кем мы умрем, что делая умрем, о чём думая…

Когда-то, во дни своей юности, император Нейрон боготворил свою мать, которая его развратила. Она ему всё позволяла, не отказывала ему ни в чём, и развратила. Когда он окреп в понимании ощущения рабства страстям – а он вошел в него глубоко – он стал проклинать свою мать, потому что она приучила его жить неправильно.

В этом коротком Евангельском отрывке звучит голос из вечности: «Не бойся смерти – её нет! Учись раздавать свою жизнь другим, учись самопожертвованию, когда внешнее уходит на другой план». Именно в этом и будет исполнение той евангельской любви, о которой сказано Господом в Священном Писании. А юноше, лежащему во гробе, говорит Господь: «Встань!» И это тоже призыв к каждому из нас, но не каждый отвечает Богу на этот призыв. Потому что часто подъем человека сопряжен с совершенно иными перспективами. И мается несчастный человек, будучи мертвым духовно, но живущим в этом мире, отдавая силу не туда, время жизни – не туда, и самое страшное – не пытаясь подняться. Он погружается всё больше в эту суету, а духовного мира не чувствует, не стремится к нему, время его жизни идёт вне Бога, целью и центром его жизни не становится Господь. И вот тогда это трагедия. Это мёртвый человек, который уже умер, но ещё живет. И всё, к чему этот несчастный прикасается, всё умирает, любое его дело: семья у него мёртвая, работа, деньги, планы, дети, внуки – всё мёртвое. Но вновь звучит голос Божий: «Встань!», «Не плачь!» И если вдруг человек встряхнется – всё изменится. Но – так тяжело выбираться из болота, из трясины, так привыкаешь к этому состоянию, когда думаешь о временном, а к вечному не стремишься...

Господь обращается к нам: «Не думай о себе, не беспокойся так сильно о себе, Я позабочусь о тебе. Подумай о других. Не ставь себя на первое место, иначе будешь лежать на этом одре и смердеть. И даже Я не смогу поднять тебя, потому что ты будешь препятствовать Мне, спорить со Мной, негодовать, не подчинятся Мне».

В этом Евангельском чтении есть глубокое послушание этой женщины и юноши. На призыв «Не плачь!» она перестала плакать, на призыв «Встань!» он встал. Готов ли кто-то из нас отвечать подобным образом? Это вопрос к душе каждого стоящего здесь и рассуждающего о вечном. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев