Семья – малая Церковь: игумен Киприан (Ященко) о том, как выдержать бурю и натиск подростка

Особенности подросткового возраста – тема очередной беседы из цикла «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета МДА игумена Киприана (Ященко). Сегодня речь пойдет о том, как удержать детей от трагических ошибок в период «бури и натиска», не отвращая подростков от Церкви и направляя их энергию в мирное русло.

С одиннадцати-двенадцати лет начинается период «бури и натиска» – подростковый возраст, время некоего сумасшествия, когда человек и сам с трудом понимает, что с ним происходит. По мнению психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), стержнем подросткового периода является отделение повзрослевшего человека от мира детства. При этом подросток ещё не готов вступить в мир взрослых, он лишь предпринимает такие попытки.

Почему, например, ребята-подростки, да и девочки, курят? Это атрибут «взрослости». Другие атрибуты – выпить или одеться вызывающе, «по-взрослому».

В России именно в подростковый период человек получает паспорт, становясь как бы самостоятельным гражданином. Возраст уголовной ответственности за тяжкие преступления также начинается с четырнадцати лет. Существуют тюрьмы для подростков – там вчерашние дети отбывают сроки и уже как взрослые несут ответственность за те проступки, которые совершили.

Представление об отрочестве различается в разных культурах, оно не было однозначным и в разные исторические эпохи. Во многих африканских племенах, малых народах существуют инициации – посвящения во взрослых: например, мальчиков привязывают за ногу и сбрасывают на верёвке в пропасть, они должны не испугаться, за что-то зацепиться, выбраться, после чего им дают «удостоверения» взрослых. У нас эта инициация связана с тем, что подростку, как уже было сказано, вручают в руки паспорт.

Проблемы подросткового возраста вызваны во многом тем, что физиологически человек становится взрослым, но социально и духовно ещё не готов к взрослой жизни. Главное противоречие этого периода – бурное физиологическое развитие, как правило, совпадающее с наступлением половой зрелости, гормональными изменениями, эмоциональной неустойчивостью. Настроение у ребенка меняется несколько раз в день: то он радуется, то плачет, то злобствует и нападает. В криминалистике есть даже такой термин: «немотивированная подростковая агрессия», или «немотивированное подростковое преступление». Напали, избили, ограбили, даже убили. И причём, когда самих подростков спрашивают, зачем они это делали, они не могут ничего определённого сказать…

В этом возрасте возникает половое влечение. Появляется возможность продолжить свой род. Всё это вызывает стыд и в то же время любопытство. Часто ребенок, имея, казалось бы, советчика или доверительного собеседника в лице родителей, теряется, не зная, как реагировать на непонятные состояния и влечения, и начинает ориентироваться на свою компанию.

Получают дальнейшее развитие рефлексия и самосознание, зародившиеся в дошкольном, в младшем школьном возрасте, появляется понимание других людей, обостряется интерес к собственной личности. Центральный вопрос подростка – кто я такой? Самоопределение, самопознание у него – почти как у взрослого человека.

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учёба, в дошкольном – игра, в младенческом – предметно-манипулятивная деятельность (всё потрогать, лизнуть, понюхать, открыть и закрыть дверь, шкафчики). Теперь же на первый план выходит общение. Авторитетами являются сверстники, а также известные музыканты, модели, актеры.

Как-то на кинофестивале «Лучезарный Ангел» я встретил одного владыку, который попросил меня подобрать молодого актёра, способного поговорить с молодежью, с подростками. «Почему актёра?» – удивился я. «Они, – говорит, – других не признают. Единственный, кого они послушают, на кого среагируют, – популярный актёр».

Мы действительно подобрали такого актёра – молодого, популярного, известного и в то же время – благочестивого христианина. Для подростков его пример оказался более весомым аргументом, чем все наши миссионерские построения.

Бывает, что в подростковом возрасте основная деятельность разворачивается вне школы и вне семьи. Социальные рамки раздвигаются – возникают тусовки, в которых ребята общаются.

Я как-то гостил у родственников в Сибири, зашёл вечером, часов в десять, в магазин, хотел купить продукты, смотрю – а там подростковая тусовка, ребята, девочки двенадцати-тринадцати лет. На улице холод, минус 32°, и они собрались в магазине, при этом даже непонятно, что им там делать-то. Но всё равно возникает стремление побыть «в куче», как-то пообщаться. И я такой тест провёл. Взял конфет, таких интересных, мягких, и всем им по конфетке раздал. Они вначале, когда я только зашёл, говорят: «О, поп идет!» – одни дружелюбно, а другие не очень. А когда им по конфетке раздал, говорят: «Батюшка, спасибо». И мы стали с ними разговаривать, общаться, и вдруг у них такой отклик возник: «Батюшка, а вы из какого храма?» Я говорю: «Да вот здесь, рядом, приходите завтра». И несколько человек пришло. А я просто внимание, уважение к ним проявил, с любовью по конфетке раздал, ничего особенного, собственно, не говоря.

Жемчужины Анапы

Я рассказывал вам про лимонад в Анапе? У нас там студенты практику проходили, лагерь огромный на берегу Чёрного моря – «Жемчужина Анапы», рассчитан на 30 тысяч детей, самый большой в Европе. Мы там храм построили. И вот я только приехал – морем пахнет, тепло… Думаю, пойду на берег, посмотрю, какое море, захотелось взглянуть на горизонт. Подхожу к морю – красота, песчаник – 80 км песчаного пляжа, только в Бразилии есть что-то похожее. И вдруг ко мне ребенок под¬бегает, подросток, лет двенадцати. Говорит: «Батюшка, можно вас попросить? Мы костёр поджигаем». Они тоже только заехали, и у них в начале смены костёр.

Я беру у них спички, костёр зажёгся, они – «Ура»! А потом самый смелый подходит и говорит: «Батюшка, благословите сбегать в магазин за бутылочкой вина». Я думаю: «Наглые какие, нет чтобы просто сбегать, а надо обязательно по благословению». Но понимаю, что, если сейчас скажу «не благословляю», начнутся разговоры – а почему, а что здесь такого? У них столько вывертов, столько неожиданных предложений. Я немножко замешкался, взмолился: «Господи, как ответить?» Причём мальчик у меня спрашивает, а девочка рядом стоит.

«Слушай, а тебя папа и мама в магазин за бутылкой посылают?» – говорю я мальчику. –«Нет». Я тогда к девочке обращаюсь: «А тебя родители благословляют вино пить?» – «Нет». – «Видите, ребята, если уж вас родители не благословляют, то я тоже не могу». – «А что ж нам делать-то?»

А по дороге на берег я видел, как у магазина разгружали фуру, привезли очень большое количество лимонада, сортов тридцать или пятьдесят. Я и говорю: «Благословляю вас (он ещё руку не убрал) бежать сейчас ко входу, там привезли такой классный лимонад, несите каждому по бутылке». Знаете, какая реакция была! Они хором закричали: «Ура, будем пить лимонад!» И побежали за лимонадом.

То есть понятие о грехе в подростковом возрасте ещё не укрепилось, им вообще всё равно, что пить – лимонад или вино, лишь бы пить. И поскольку их благословили, как взрослых, попить лимонад, для них этого оказалось достаточно.

Ещё раз о блудном сыне

В духовном плане для подростка характерно желание независимости, утверждение себя как взрослого, стремление решать всё самому. Это ведёт к восстанию против родителей, вообще против авторитета взрослых. Кстати, в подростковом возрасте фиксируется самое большое количество побегов из семьи. Это время блудных сынов.

Как вы думаете, почему ребёнок бежит из дома? Виноваты ли в этом родители? Почти всегда виноваты. В чём их вина? Они продолжают относиться к сыну или дочери как к маленькому ребёнку, а им пора перестраиваться.

Помню, как меня, кажется, восьмиклассника, пригласили мать с отцом на кухню, посадили за стол. Отец достал свою зарплату, мать – свою. Говорят: «Ты у нас уже член нашего семейного совета. Мы хотим с тобой посоветоваться, как потратить деньги». Я был поражён: меня первый раз в жизни спросили, как взрослого, как потратить деньги, которых я вообще-то не зарабатывал. И они спокойно, ничего как бы не заостряя, расписали, сколько надо отдать за квартиру, за питание, какая сумма уйдёт на другие первоочередные нужды, и наконец стали думать, на что потратить остальное. Я, помню, хотел, чтобы мне купили велик. А здесь смотрю: у брата ботинки плохие, мама просит костюм, у неё старый износился. Меня спрашивают: какое ты решение примешь? Что, на твой взгляд, лучше приобрести? И я, помню, отказался от велосипеда. Если бы на меня давили, я бы, наверное, плакал и настаивал. А поскольку меня попросили управлять семейным бюджетом, я принял решение не в свою пользу.

Ещё помню, как я начал просить отца, чтобы он устроил меня на работу. И он это сделал: после восьмого класса я уже получал зарплату, приносил её и выкладывал на стол, уже почувствовал себя взрослым. И у меня действительно были обязанности дома, как у взрослого.

Подростки хотят уничтожить ограничения детства и в то же время часто теряются при встрече с новыми явлениями. Конечно, они взрослыми долго быть не могут. Семья им нужна как убежище, откуда можно уходить в самостоятельную жизнь, но куда можно и вернуться в случае беды.

Помню, один благотворитель при¬вёл своего сына-подростка, Николая. У него была слабость – ночные клубы. Ему пятнадцать лет, он гитарист, музыкант, голос у него хороший, парень такой мягкий, ласковый, домашний, рисует красиво. Но дружба с определёнными ребятами утащила его в ночные клубы. Он в пятницу, в субботу вечером уходит, а утром возвращается. Родители для него уже не авторитеты, повлиять не могут. И вот привели его ко мне как к священнику. Ну а я тоже – какой авторитет? Он и в храм-то особо не ходит. Удалось как-то с ним поговорить, просто по-человечески, как со взрослым. Я говорю: «Ты уже взрослый парень, талантливый, давай с тобой как мужчина с мужчиной поговорим. Посмотри, какие последствия того, что ты делаешь? Мать плачет, отец не спит». И мы с ним разговорились и решили, что он будет дома помогать, что все-таки отцепится от этой тусовки, займётся музыкой серьёзно… И он нашёл себе занятие, вообще, к моему немалому удивлению, отошёл от ночных клубов, от этой наркотической среды, в которой наверняка бы погиб.

Запомнилось, что, когда они с отцом через полгода пришли, Коля вдруг спрашивает: «А можно с вами наедине поговорить?» – «Ну давай, Коля, что?» – «Батюшка, скажите моему папе, что я, конечно, взрослый уже, – а я папу в прошлый раз тоже настроил, чтобы разговаривал с ним, как со взрослым, как мужик с мужиком, – но долго взрослым я не могу быть, мне хочется и побаловаться, и побегать».

Я папу позвал, говорю: «Вы не перегибайте палку». Действительно, это такая особенность: хоть они из кожи вон лезут, чтобы выглядеть взрослыми, долго оставаться в таком состоянии они не могут: подросток, как ребёнок, способен выкинуть любую шалость, глупость, поступить совершенно необдуманно.

И конечно, несмотря на то, что могут случаться и побеги из дома, дело родителей – всегда быть, как один из святых отцов говорил, причалом, домом, в который можно вернуться. Помните, как в притче о блудном сыне: есть отец, который всегда ждёт. Вот если эту ниточку прервать, а некоторые родители вгорячах кричат проклятия – мол, чтобы вообще больше не приходил! – всё может сложиться очень печально. Потому что ребёнок может уйти в криминальную среду, оборвать контакты с семьей, и вот тогда действительно начинаются необратимые вещи.

Что бы подросток ни выкидывал, все равно эта ниточка не должна прерываться.

От энергии пола – к творческой энергии

В этот период взросления интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. «На почве внешнего умолчания, с одной стороны, и острого внутреннего любопытства к теме пола, с другой стороны, часто возрастает в юной душе жажда раздражения и возбуждения в сфере пола, что чрезвычайно подрывает духовное и душевно-психическое здоровье», – утверждает протоиерей Василий Зеньковский (1881-1962), богослов и педагог.

Я бы вам порекомендовал эту книгу Василия Зеньковского «На пороге зрелости». Автор развивает гениальную идею, внешне фрейдистскую, разделяя половую энергию, связанную с физиологией, и энергию пола, что в современной психологии именуется сублимацией: она как раз состоит в переводе половой энергии в общую энергию подростка. «Парадокс сферы пола среди других функций, – пишет Василий Зеньковский, – в человеке в том и заключается, что полное половое воздержание, то есть решительное отсутствие удовлетворения половой потребности, оказывается, вовсе не разрушает жизни человека, а наоборот, часто является предпосылкой настоящего расцвета высшей творческой жизни в человеке».

Эту энергию можно направлять на творческие дела, различные виды физической и творческой деятельности – вот суть подхода Василия Зеньковского.

Я помню, как один батюшка, отец Василий Уткин, делал лагеря для подростков, и мальчиков, и девочек, и у него был такой метод – водить их крестными ходами и походами каждый день с утра до ночи. Под вечер они падали в истощении и уже грешить не могли.

Действительно, эта энергия пола может сублимироваться в различные творческие энергии. «Всё темно над подростком, – пишет В. Зеньковский. – Вдруг он «решит» (!), что Бога нет и уверен, что в нём нет веры, а то вдруг по привычке, по неисчезнувшей инерции начнет молиться – и на время волнение, мистические восторги охватят душу. Это всё лишь искушения, это лжеблагодать. Религиозная сфера как будто вся в скорлупе, живёт она прошлым».

Вверь ребёнка Самому Богу!

Как известно, мальчики в подростковом возрасте из воскресных школ уходят. Одиннадцать-двенадцать лет, а дальше всех «смывает», в лучшем случае возникают девичьи воскресные школы и военно-патриотические клубы. При этом подростки склонны искать в храме защиты и утешения, но реагируют на церковные правила как на подавление свободы и очень остро переживают недостаток подлинной любви. Если подростки сохранили привычку приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает большое влияние на их духовный рост, так считает педагог русского зарубежья Софья Сергеевна Куломзина (1903-2000).

Расцветает интерес к собственной личности, а вследствие этого эгоцентризм. Святой Паисий Святогорец говорит о том, что родителям подростков надо вести себя спокойно, вмешиваясь в жизнь своих повзрос¬левших детей только в том случае, если будет происходить что-то серьёзное. Не дёргать их по мелочам. Надо быть осторожным, чтобы ребёнок не озлобился и не стряслось чего-нибудь хуже. В этом возрасте преобладает демонстративное поведение, как бы мстительное: «за то, что вы мою свободу ущемляете, я буду мстить демонстрацией своей свободной воли и делать то, что вам не нравится». Нужно общаться с подростком по-доброму, потому что только этим ему можно помочь, заставив задуматься. Правильно будет, если родители дадут понять своему ребёнку, как сильно их огорчает его безобразное поведение. И конечно, надо о нём молиться. Но давить не следует.

Духовник Троице-Сергиевой Лавры старец Кирилл (Павлов) в шутку говорил: «Не дави на грудь, молоко скиснет». То есть нужны очень бережные, мягкие педагогические действия.

Я вспомнил, как Афонский старец Анастасий, который недавно к нам приезжал, подружился с молодым человеком. Тот подходит к нему с сигаретами, а старец зажигалку свою достал и зажёг. Юноша был очень удивлён – и старца полюбил. А просто они на языке этого подростка пообщались.

Хотя бывает, что у некоторых подростков данный период проходит более или менее ровно. Часто это связано с тем, что было до школы. Если там своеволие взбурлило, то здесь оно расцветает пышным цветом.

Естественно, что в подростковом возрасте тревога родителей за детей становится больше. «Эта тревога продолжается до того времени, пока родители не дадут детям образование, не выведут их на путь самостоятельной жизни. Когда дети находятся в этом возрасте, родителям надо сделать всё, чтобы им помочь. А что превосходит родительские силы, следует возложить на Всесильного Бога. Если родители вверяют своих детей Богу, то Бог обязан помочь в том, чего нельзя сделать по-человечески».

Святой Паисий много раз об этом пишет: что ты считаешь себя выше Бога? Вверь ребёнка Самому Богу. Молись, и пусть Господь Сам его ведёт.

Подростки и Церковь

А вот рекомендация родителям от протоиерея Василия Зеньковского: бывает опасно и даже гибельно для души в период сложной душевной работы, тревожных исканий мятущейся души думать не о том, как войти в эту внутреннюю драму, а заставлять ребёнка идти в церковь. Ничего, кроме лицемерия, недоброй враждебности к религиозной жизни это не даст.

А можно ли в это время что-то говорить подросткам про Церковь?

Здесь на самом деле главная задача, чтобы они совсем от Церкви не оторвались. Чтобы какая-то ниточка всё-таки соединяла их с храмом. Это целая педагогика, десять тысяч способов.

Например, в Троице-Сергиевой Лавре создали военно-патриотический отряд «Пересвет», и все окружающие «бандиты», около ста человек, в этот клуб записались, надели камуфляжную одежду и – пришли в храм на службу.

Святой преподобный Иоанн Лествичник говорит: не смущайтесь тем, в этом возрасте нет другого мотора, как самоутверждение. Пусть это будет гордыня. Но дайте возможность и на этом моторе самоутверждения, гордыни реализоваться человеку.

Ещё раз напомню: всё искусство педагогики в подростковом возрасте состоит в том, что мы относимся к подростку как к себе равному, как взрослый ко взрослому, при этом хорошо понимая, что подросток взрослым долго быть не может.

Ещё один важный момент: для подростков важно создать условия, в которых ребята смогут открыто говорить о своих проблемах. Для этого возраста характерны замкнутость, сокрытие проблем. С другой стороны, приличия и запугивания не производят особого впечатления.

Подросткам необходимо знать, как христианская вера освещает наше понимание личной жизни человека. Желание подростков стать поскорее самостоятельными даёт нам шанс по-новому взглянуть на веру, на проблемы нравственности и отношения с людьми, поговорить с ними о том, какую семью они хотели бы создать, как воспитывать детей. Есть множество «взрослых» проблем, которые можно с ними обсуждать.

При этом в большинстве случаев интерес к собственной жизни, к отношению со сверстниками гораздо больше, чем интерес к религии. И проблема в том, что они не видят связи одного с другим. Наша задача – наоборот, увязать это.

Вполне приемлемой формой занятий является знакомство подростков с какой-то интересной биографией, в которой поднимаются нравственные коллизии. Важно научить их ставить вопросы о том, во что они верят и чему не верят, почему так происходит, что самое важное в жизни. Как они понимают дружбу, любовь и т.д. В этом возрасте можно начать готовить подростков к христианскому пониманию роли и ответственности человека в обществе. Для этого весьма полезно изучение истории Церкви, жизни первых христиан, проблем в жизни Церкви и общества, в отношениях Церкви и государства.

В этом возрасте девочек хорошо привлекать к домашнему хозяйству, уходу за младшими детьми. Для мальчиков подходит деятельность в спортивных секциях, военно-патриотических клубах, помощь по хозяйству – хотя бы вынести ведро, себя обслужить, полы в комнате помыть.

Семь лет я лично участвовал в реконструкции битвы на Куликовом поле, куда приезжали тысячи подростков со всей страны. Для них это интересно: мы в костюмах реконструировали битву, жили в палатках. Рассказывали им, что перед началом битвы все покаялись, причастились и пошли в бой. И многие там зажглись, некоторые впервые исповедовались и причащались.

Поговорить на их языке

Там, где позволяют условия, молодёжь можно привлекать к добровольческим движениям, к помощи нуждающимся, инвалидам, старикам. Или же попытаться научить детей выживать в экстремальных условиях, как это делает отец Андрей Воронин из села Ковалёво Костромской области. Отец Андрей – выпускник географического факультета МГУ, был полярным исследователем. По просьбе участкового он собрал у себя малолетних преступников, которые держали в страхе весь район, и сделал из них вначале боксёров, а потом экстремалов: они поднимались на Эльбрус (этот подъём был занесён в Книгу рекордов Гиннеса), спускались в глубокие пещеры.

Помню, как я зашёл к ним в первый раз: открываю дверь, а мне шариком зале¬пили в глаз. Все смотрят на мою реакцию, что я буду делать. «Ладно, – говорю, – кто у вас чемпион, с кем мне играть в теннис?» Они выставили парнишку, я его обыграл (а у меня первый разряд по настольному теннису, КМС), показал им всякие вращения, финты. И они прониклись доверием, обняли меня, повели столовую показывать, тренировочную базу свою.

И в этом особенность подростков: с ними необходимо говорить на их языке, что-нибудь сделать лучше, красивее, чем они. И они сразу признают твой авторитет, с ними будет легко общаться.

Краткий итог

Главное новообразование подросткового возраста? Да, желание быть взрослым, утвердиться как взрослый. Кто является авторитетом для этих ребят? Актёры, сверстники, рок-группы. Какие вы помните рекомендации родителям, педагогам? Не давить на грудь.

Да и вообще подростки чувствуют, когда к ним с любовью относятся, – откликаются на это. В Священном Писании сказано, что только смирением и кротостью можно победить гордыню: «...Если и впадёт человек в некое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового духом кротости» (Гал. 6:1).

Надо воспитывать родителей.

Да, афонский святой Порфирий Кавсокаливит так и говорит, что все проблемы детей – это зеркало родительских проблем. Так что пока родители сами их не разрешат, не покаются, всё будет на ребёнке отражаться.

«В доме должна обязательно присутствовать атмосфера любви и мира. Получив немного любви у себя в семье, ребёнок, даже если он вдруг убежит из дома, всё равно вернётся, когда увидит, что в других местах он находит не любовь, но одно лишь лицемерие. А если он будет помнить происходившие дома неприличные сцены, ругань и распри, то как его сердце будет тянуть вернуться домой?» (преподобный Паисий Святогорец).