![](http://dmdonskoy.ru/sites/default/files/field/mainimage-page/otec_oleg.jpg)
На протяжении 2015-16 учебного года дважды в месяц по пятницам в нашем театрально-концертном зале «Восход» проходили занятия семинара «Деяния святых апостолов» – проводил их известный православный богослов, писатель и проповедник, протоиерей Олег Стеняев.
С октября мы планируем продолжение встреч с о. Олегом в установившемся формате. Пока же, во время летнего каникулярного перерыва, батюшка любезно предоставил для публикации на нашем сайте свою статью.
Размышления о евангельском отношении к проповеди язычникам и о связанных с этим в истории Церкви событиях живо соединяются в данном материале с нашей нынешней, современной действительностью. В самом деле, в окружении каждого из нас есть люди, которые ещё не ступили на порог храма, а может быть, даже позиционируют себя противниками христианства. Кроме того, в последние годы в России активно заявляют о себе так называемые «неоязычники», и опасность этого соблазнительного, якобы «исторически русского» псевдорелигиозного течения для молодых неокрепших умов становится очевидной…
Как же вести себя с теми, кого мы не можем назвать «братьями по вере»? Что заповедано нам в этом отношении Господом, какие разъяснения по этому вопросу дают апостолы и отцы Церкви? Об этом читайте в предлагаемой вашему вниманию статье.
Протоиерей Олег Стеняев. О необходимости активизации миссии в языческой и неоязыческой среде
«Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет.
Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет.
А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках,
потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их.
Это и по другой причине достойно одобрения – по той,
что мы с ними одной природы.
Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет
нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу»
(Иоанн Златоуст, Гомилии на 1-е послание к Тимофею. Беседа 7.2).
Евангельское учение о проповеди начиналось общим призывом: «…на путь к язычникам не ходите…» (Мф. 10, 5).
Ветхозаветное отношение к язычникам было достаточно определённым: так, например, в четырёх местах Пятикнижия имеются предостережения о следовании их порочному образу жизни (Лев. 18, 3; 20, 23; Втор. 12, 30-31; 18, 9-12). В первую очередь, осуждается язычество египтян: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте…», но далее говорится более о предосудительном образе жизни язычников «земли Ханаанской» (Лев. 18, 3). Запрещается следовать «обычаям народа» (20, 23) и, прежде всего, их форме чуждого служения, посвящённого иным богам (Втор. 18, 12).
![](http://dmdonskoy.ru/sites/default/files/field/image-page/01_propoved_apostola_pavla.jpg)
Чуждое служение (евр. авода зара) представляется как любая форма служения или культа, не связанного со служением и культом Богу израильтян. Отвергается не существование языческого культа как такового, а его действенность, его мистическая реальность (Ис. 66, 3). Позже такое отношение к языческому культу найдёт место и в самих новозаветных текстах. Апостол Павел учил об идолах и языческом культе: «…идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог…» (1 Кор. 8, 4-6). Подобные слова направлены именно против двоеверцев, совмещающих веру в Единого Бога с верой в действенность языческих мистерий, церемоний и обрядов. На протяжении всего Ветхого Завета мы сталкиваемся с подобным двоеверием –совмещением служения Богу и служения идолам. О сыне царя Давида сказано: «И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3 Цар. 3, 3). Ап. Павел категорично выступает против подобной практики: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6, 14-16). Подобное суровое отношение к двоеверию получило продолжение и в самих церковных канонах [1]. Ап. Павел, не признавая значимости (реальности) языческого поклонения идолам («идол в мире ничто»), догадывался о том, что злые духи могут использовать идолопоклонство в своих собственных целях: «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор. 10, 20). Но подобная опасность для него существует только по отношению к двоеверным. Сами верующие в его понимании не могут оскверниться и от самого идоложертвенного, вкушение которого, скорее, должно запрещать ради немощных в вере: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10, 28). Сам ап. Павел, похоже, придерживается совсем иного принципа: «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (Тит. 1, 15). Позже в истории Церкви вкушение идоложертвенного будет граничить с отречением от Христа, а иногда и являться открытой формой этого отречения [2].
Итак, начиная именно с новозаветных времён меняется отношение к язычникам. Хотя в начале Своей проповеднической деятельности Христос призывал апостолов: «…и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите…» (Мф. 10, 5); и Сам сначала отверг хананеянку, пришедшую к Нему (Мф. 15, 22-27), однако Он же одобрил её смирение и веру словами: «…о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему...» (Мф. 15, 28). Нечто подобное сказал Христос и римскому сотнику: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф. 8, 10). Далее Господь присовокупил к сказанному в адрес сотника-язычника: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). Нечто подобное Он произносит, когда узнаёт об интересе, проявленном к Нему со стороны греков (еллинов): «…пришёл час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23). Похоже, что и слова, сказанные святым Иоанном Крестителем при Иордане: «…ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9), относились к римским центурионам, которые охраняли большое скопление народа при Иордане, где следили за порядком.
Здесь заслуживает нашего внимания и следующий текст из Евангелия от Луки, который начинается прямой речью Христа: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости» (Лук. 4, 25-28). Подобное отношение Сына Божия к язычникам не могло не волновать книжников и фарисеев.
С другой стороны, слова Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Мф. 7, 6) относятся, с нашей точки зрения, и к язычникам-«псам», и к еллинизированным евреям-«свиньям». И всё же проповедь Христова Евангелия оканчивается призывом начать дело славного обращения язычников в истинную веру: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Мф. 28, 19-20).
![](http://dmdonskoy.ru/sites/default/files/field/image-page/02_apostoly_pyotr_i_pavel.jpg)
Святой апостол Иаков предлагает «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться» (Иак. 1, 1). Надо заметить, что агадическая (пасхальная) радость была присуща всему апостольскому веку. Уход в христианство воспринимался православными верующими как бегство из Египта греховного. Это был новый исход. И теперь он имел значение не для одного народа, но для всех чад Божиих, «находящихся в рассеянии». В это время и исполнялось древнее пророчество о шатрах Сима: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9, 27). Это было великое начало обращения язычников в истинную веру, о котором святой апостол Пётр позже скажет: «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2, 10). Поэтому слова св. Иакова, обращённые к находящимся в рассеянии, не имеет смысла воспринимать как слова епископа Иерусалима, обращённые только к его еврейской пастве. Да, он говорит как патриарх Иерусалима. Но – Иерусалима как вселенской апостольской столицы, от стен которой и прозвучал великий миссионерский призыв Христа Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет…» (Мк. 16, 15-16).
Святой апостол Павел (он же Апостол языков) писал о себе: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1, 16). Он же восклицал: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение моё» (Рим. 11, 13). Ради проповеди среди язычников Павел и Варнава даже отрясают прах от ног своих на иудеев, чтобы идти к язычникам и там благовествовать веру в Иисуса Христа (Деян. 31, 51). Возникают даже два направления в общецерковной миссионерской работе, как бы две новые формы, о чем ап. Павел и говорит: «…мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2, 7-8).
В книге «Деяний Святых Апостолов» рассказывается о сотнике Корнилии (возможно, прозелите, но никак не христианине). О нём говорится: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10, 2).
Ап. Павел, когда был в Афинах и осматривал наполненный идолами ареопаг, не закатил там, так сказать, «благочестивой» истерики (столь свойственной современным сторонникам «чёрного пиара» в области религиоведения), а подумал о душах несчастных язычников. Сказано: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23) [3].
Трудно представить, какой бы шум подняли современные «православные» религиоведы, скажи нечто подобное православный миссионер, например, в кришнаитском ашраме.
![](http://dmdonskoy.ru/sites/default/files/field/image-page/03_apostol_pavel_propoveduet_v_areopage.jpg)
Но нужно внимательнее отнестись к словам Апостола в ареопаге. Прежде всего, он говорит очень осторожно, опасаясь, как бы ему самому не согрешить. Он не говорит: «вы… особенно набожны», а присовокупляет слова «как бы». И этим самым, расположив язычников к себе, в то же время не согрешает и против собственной своей веры. Далее, когда он говорит: «осматривая ваши святыни», он делает акцент именно на словах «ваши святыни», имея в виду, что для него самого все эти «святыни» – языческая мерзость. Блаженный Феофилакт поясняет: «Нашёл в городе не книгу Божественную, а стоявшее капище и, воспользовавшись надписью на капище, разрушил самое капище. Да что же и оставалось ему делать? Еллины все были неверующими. Если бы он стал беседовать с ними на основании евангельского учения, они стали бы смеяться над ним; если бы на основании пророков – не имели бы доверия к нему. Он неприятеля покорил его же оружием. Вот это-то и есть то, о чем он говорит: «был… для чуждых закона – как чуждый закона» (1 Кор. 9, 21) [4].
Иоанн Златоуст подчёркивает общность природы всего человечества, то есть то, что поможет нам избежать брезгливого отношения и к самим язычникам, и к неоязычникам. Он учил: «И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие» [5].
Нечто подобное писал и Ориген: «Очевидно, о том, что язычники, не имеющие закона, по природе исполняют предписанное законом, говорится не в том смысле, что они соблюдают субботы, новомесячия или жертвоприношения, установленные законом, но в том, что они по природе способны к разумению. Например, что нельзя совершать убийство и прелюбодеяние, красть, лжесвидетельствовать, что нужно почитать отца и мать и так далее. Может быть, и то, что Бог есть единый Творец всего, тоже вписано в сердца язычников. Однако мне кажется, что вписанное в сердца более согласуется с евангельскими законами, где всё соотносится с природным равенством. Ибо что может быть ближе к естественному разумению, чем это: чего не желаешь себе, не делай другому? Естественный закон может находиться в согласии с законом Моисея по духу, но не по букве. Ибо что естественного подразумевается, например, в том, чтобы на восьмой день обрезать младенца, или не соединять в одной ткани лён и шерсть, или в день нового квасного хлеба ничего другого не есть? Если же мы возразим иудеям и потребуем, чтобы они объяснили нам, что в этих предписаниях полезного, они наверняка ответят, что так принято, потому что так было установлено законодателем. Мы же, разумеющие всё это в духовном смысле, считаем поэтому, что оправданию подлежат не те, кто слушает закон, но те, кто исполняет его –исполняет не по букве, чего, в силу невозможности, не может исполнить никто, но по духу, ибо только так и может быть исполнен закон. И коль скоро язычники делают предписанное законом, очевидно, что закон вписан в их сердца Богом. Не чернилами, но Духом Бога живого» [6].
Позже в ранней христианской литературе о некоторых язычниках будут говорить уже как о христианах до Христа. Так, например, св. Иустин Мученик писал о языческих философах: «И всё, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, всё это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова (т.е. Христа – О.С.)… из живших до Христа, по Его человечеству… Самый твердый из всех них в этом деле (т.е. познании Истины – О.С.) Сократ» [7].
Подобная трансформация отношения к язычникам от резко отрицательного (иудейского) до терпимого и даже доброжелательного (христианского) была обусловлена серьёзным намерением обратить самих заблудших язычников в истинную веру. Уже в XVIII веке для православного миссионера возможно было сказать о своих взаимоотношениях с языческими племенами: «Я нянька для тамошних народцев» [8]. Только такое доброжелательное отношение к заблудшим и могло способствовать их обращению в истинную веру. Именно доброжелательным отношением к язычникам-инородцам (их языку, культуре и быту) обусловлен успех православной миссии в Китае и Японии в XIX веке.
Именно новозаветное христианское учение о спасении вырвало сотериологию из узконационалистических тисков иудаизма. Но, как это ни печально, закваска фарисейская всё же проникла и в христианский мир (Мф. 16, 6), где всегда находились сторонники более чем странного отношения к проповеди «не своим»; таковые и поныне придерживаются принципа: «православие только для православных».
В этом они очень близко стоят к талмудическому иудаизму, единственному вероучению, неодобрительно и даже брезгливо относящемуся к обращению «посторонних» в свою собственную веру.
![](http://dmdonskoy.ru/sites/default/files/field/image-page/04_makariy_egipetskiy.jpg)
Особенно всё это (подобное нетерпимое отношение к миссии в языческой и неоязыческой среде) актуально опровергать в связи с тем, что в нашей стране многие ранее крещенные люди оказались вовлечёнными в так называемые славянские и «ведические» языческие культы. Миссионерская активность в языческой среде не может вызывать отторжение в сердцах православных христиан – напротив, такое отторжение должно вызывать само отсутствие такой миссии и отсутствие стремления к ней.
Однажды Макарий Египетский вместе со своим учеником отправился в храм на горе. Старец отстал, а ученик пошёл вперед. На пути ученика встретился языческий жрец с охапкой дров для совершения жертвоприношения. Молодой монах начал обзывать его: «Порождение дьявола! Окаянный!» Язычник положил охапку дров, избил монаха до полусмерти и побежал дальше. Встречает авву Макария. Макарий говорит: «Трудолюбец! Куда бежишь? Не упыхался ли? Для того ли трудишься?» В Патерике сказано, что языческий жрец упал на колени перед аввой Макарием со словами: «Я встретил злого монаха! Он стал меня ругать, и я избил его! Но ты так хорошо ко мне относишься! Я хочу стать христианином!» И авва Макарий произнёс слова, которые должны стать девизом для каждого православного миссионера: «Худое слово делает добрых людей худыми. Равно как и доброе слово делает худых людей добрыми».
То есть, в православном понимании, цель не оправдывает средства, а даже наоборот (1 Кор. 13, 2).
Апогей христианской сотериологии, не знающей национально-этнических границ, – известный текст из Книги Откровения ап. Иоанна Богослова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7, 9-10).
Протоиерей Олег Стеняев
_______________________________________________________________
[1] «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу, в их праздники, или возжжет свещу: да будет отлучен от общения церковного» (Апостольское правило 71-е); «Не должно праздновать с язычниками и приобщатися безбожию их» (Правило св. поместного собора Лаодикийского 39-е); «Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или еретиками» (Правило св. поместного собора Карфагенскаго 21-е (30-е)).
[2] Правила 1-е, 2-е, 3-е, 4-е св. поместного собора Анкирского.
[3] Св. Иоанн Златоуст так писал об ап. Павле: «И однако, имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов… О, отеческое сердце! Он называл богочтительными эллинов – идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в том. Подражать этому (поведению ап. Павла – О.С.) увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя» (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 764-765).
[4] Комментарий блж. Феофилакта на Деян. 17, 22-23.
[5] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. С. 25–26.
[6] Ориген, Комментарии на Послание к Римлянам.
[7] Иустин Мученик, св. Апология вторая. М.,1892. С. 115.
[8] Высказывание, которое приписывается преподобному Герману Аляскинскому.