Проповедь в день Радоницы (поминовение усопших). 10 мая 2016 г. (Литургия)

Дата: 
10 мая 2016, вторник

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в день радости – а именно так переводится слово «Радоница» – в этот день радости мы с вами совершили уставное Богослужение, Литургию, где, казалось бы, ничего не имело отношения поминовению усопших. Но церковный Устав, содержа в себе глубокие христианские правила жизни, оставляет время для панихиды, на которой сейчас мы будем с вами поминать всех наших покойных, свидетельствуя об их жизни в Боге.

Есть различные традиции уклада духовного мировоззрения человека, в которых удивительно сочетается глубина с простотой. Когда-то простые люди собирались вместе за трапезой и поминали своих близких. Зачем они это делали? Почему трапеза была так значима в этом отношении? Они вкушали за покойного, свидетельствуя этим о том, что он жив. Они жертвовали на храм и нищим, чтобы и нищие, и священники с благочестивыми мирянами в Церкви Божьей молились за тех, которые в ином мире ждут этой молитвы.

Просматривая перед сегодняшней службой поучения этого дня, я обратил внимание на высказывание известного пастыря, архиерея, святителя Кирилла Александрийского. Он пишет: «Человек! Не бойся разлучения души от тела, а бойся отлучения души от Христа». Потому что от тела душа непременно должна отойти – в этом есть глубочайший смысл, который уходит корнями своего духовного внутреннего наполнения в Библейскую историю. Господь не дал вечного мучения Адаму. Он в лета его жизни ввел такую перспективу, которая сподвигает человека искать Бога. И перспектива эта – день смерти. Более того, Он уменьшил годы жизни человека до сегодняшнего дня, их все меньше и меньше – этих лет жизни, для того, чтобы человек готовился быстрее к моменту встречи. Мы знаем, что праотцы жили долго. Девятьсот, восемьсот, семьсот, пятьсот и так далее, а сейчас – ну живут некоторые больше ста лет, но и это ведь немного. А кто-то не доживает и до 50 лет. И по меркам человеческим кажется – пожить бы ещё! Но Господь знает, когда призвать человека и насколько он готов к этому переходу в вечность. Ведь самое главное в жизни – это смерть, потому что после этого уже будет Встреча, а дальше будет место, определенное тебе самой твоей жизнью – по Божьему Закону или нет. В том мире уже нельзя покаяться, поскольку время для покаяния положено нам в этом мире. И здесь Господь призывает каждого человека совершить это покаяние, потому что возможность есть у каждого. Ни одного Он не оставляет здесь, в этом мире, без призыва к покаянию, и воистину страшно Бога утратить, потому что если Его не будет в нашей жизни, если мы Его изгоним, тогда наша жизнь постепенно, уже здесь, в этом мире, станет адом. Вот почему необходимо понуждать себя к погружению ума и сердца своего в Божье слово.

Я просматривал сегодня утром очередную главу Бытия, а потом читал послание Апостола Петра и Евангельское благовествование от Матфея. И, соединяя и осмысливая всё это, ты понимаешь, что если бросишь это делать, то потеряешь Бога. Ты не будешь чувствовать Его в этом мире. Вот как спортсмен тренируется, чтобы иметь форму и показать достойный результат, так и христианин: он должен тренироваться и понуждать себя. И даже если этого не хочется, если хочется спать ранним утром или ночью, а времени другого нет – нужно подниматься и читать, даже если очень сильно не хочется. Иначе тогда можно рассуждать о Христе – и быть без Христа. Можно говорить о Боге – и быть вне Бога. Можно говорить о вечности – и быть очень далеко от вечности.

Сегодня день, когда в Пасхальной радости и в этих красных одеждах Воскресения Христова мы будем молиться о наших покойных. В том мире их души находятся в состоянии ожидания: как мы проведем сегодняшний день? Найдут ли их потомки минуты, чтобы зайти в храм? Вы знаете, я вчера порадовался за одного большого человека, высокого начальника, который прилетел вместе с семьей из другой страны, не успевал на вечернее Богослужение, не может пойти и сегодня на Литургию, но вот он позвонил мне из аэропорта и говорит: «А можно я приеду хотя бы на несколько минут?» Я его дождался вместе с его семьей, он приехал для того, чтобы войти в радость этого общения. И мне было так радостно, что большой человек, занимающий очень высокую должность, Богу уделил эти минуты своей жизни. Имея телефон священника – набрал, позвонил и попросил о возможности приехать, хотя бы на несколько минут. А потом он поехал домой и сегодня, утром, пошел заниматься важными делами. Но внимание Богу он уделил! Вместе с семьей он приехал – для того, чтобы не остаться в стороне. Отрадно, когда люди, занимающие большое положение в этом мире, вот таким вот образом свидетельствуют о своей вере. И так жаль бывает других людей, которые имеют эту возможность, но не пользуются ею. Здесь, в храме, мы получаем от Бога особую помощь, особую силу. И наши покойные в том мире через нашу молитву тоже ощущают поддержку. Отрадно от того, что человек стремится сказать Богу верные слова. А вместе с тем, бывает печально, что в поисках зрелища человек оставляет свои земные заботы и про главное, увы, тоже забывает.

Я вчера возвращался из храма и увидел последний залп салюта. Последний. Я выехал в то место, где было видно, как раз в тот момент, когда последний залп был. А потом – море людей, пробка на дорогах, и я подумал: в этот день Победы, в выходной день, что мешало этим людям зайти в храм? Почему с таким рвением мы стремимся на внешнее зрелище, оставив свои дела, запрудив улицы и площади, чтобы посмотреть на расцветающие в небе огни, но не приносим благодарности Небесному Отцу, взращивающему огонь в сердце? А разве не это было причиной войны? Угасание веры в человеке, уход от храмов, уход от жизни церковной…

Всякий раз, когда возвращаешься в памяти к этим событиям, невольно страшная статистика встает перед твоим сердцем. И всякий раз, когда ты ее просматриваешь, холодеет внутри что-то… Перед началом Великой Отечественной на территории Российской Федерации открытыми оставались всего лишь сто храмов! В огромной России открытыми, не оскверненными, не разграбленными, не разрушенными, не обезглавленными, не сожженными, не взорванными – оставались всего лишь СТО ХРАМОВ! В чем причина войны? Именно в этом. Изгнание Бога из сердца, и дальше – ужас. Рассматривая Библейскую историю, мы видим, насколько все это повторялось в вечности. В вечности нашей земной. Мы рассуждаем о том понятии, которое не бесконечно, когда век сменяет другой век, когда мы говорим о чем-то таком, что имеет некоторые границы. Но и вечность имеет свои границы. И в пространстве земном, когда мы встраиваемся в этот порядок постепенного нанизывания некоторых духовных бус на нить, мы ощущаем важность каждого периода жизни к тому выбору, который нужно сделать всякому человеку. И, в конце концов, самое главное – с Богом ли он? Это потом были подвиги и кровь, это потом были восклицания и испытания. Но и до этого руки многих оказались в крови, а еще страшнее – сердца многих оказались в пыли от тех храмов, которые они разрушили – разрушили даже, возможно, не прикасаясь к стенам храма. Они рушили храмы веры в своих сердцах. Потом – было страшное оскудение. Вы знаете, я вчера очень порадовался – недолго, с полчаса я смотрел интервью, которое брали корреспонденты у тех, кто шёл в колоннах «Бессмертного полка». Но многие ли из тех сотен тысяч зашли в храм? Вот в чем вопрос. Воздавая должное людям – не давать должного Богу! Это безумие. Тогда можно вообще неправильно понять смысл Победы, не осознать причин этой войны и сегодня не сделать верного вывода.

Вечер дня Победы совпал с начинающимся новым днём – днём Радоницы. Но храмы были полупустые в этот выходной день, в то время как поле рядом кишело отдыхающими людьми. Это очень горько – когда человек тратит силы, взятые у Бога, и средства, данные от Него, на ублажение своей плоти и, отдыхая вблизи храма, даже не заходит на миг поклониться святыням. Разве это не оскудение памяти? Разве это не развращение сердца? Разве это не предательство? Разве это не трусость, не бегство? Увы, это правда. И вот с этой правдой нужно жить дальше и в этом мире продолжать то служение, где каждый из нас священнодействует. Потому что есть ответственность личная на каждом из нас в отношении того, что будет дальше. Потому что время и место для маленького подвига в жизни у каждого должны быть. Это не что-то выдающееся. Подвиг в жизни каждого из нас должен быть естественным. Это само собой: маленький подвиг. Если этого не понимает человек, то тогда можно прожить пустую жизнь.

Вот как рассуждают святые: маленький подвиг в жизни каждого из нас должен быть, в первую очередь, он над собой. Это усилие, когда хочется чего-то – а нужно иначе, когда желаешь вот этого – а важно вот так! Ты хотел бросить свою вахту – и отдыхать, расслабляясь настолько, что к ужасу своему в конце расслабления ты и Священное Писание не откроешь, и так устанешь где-нибудь там, в стороне, отдыхая, что и вечерние-то молитвы если и прочтешь, то далеко будешь от источника этих молитв. Только в напряжении, в духовном напряжении, в этом религиозном сосредоточении возможно ощутить хоть в малой степени этот импульс с неба в сердце. И если к нему не стремиться, имея напряжение, а расслабляться, тогда можно вообще мимо правды пройти и уйти от верного понимания смысла жизни.

Завершая свое слово, я бы хотел обратиться к тем глубоким, таинственным, а вместе с тем живым областям вашего сердца, откуда сейчас вы внимаете этим словам. Есть понятие родовой памяти, хранящее в сердце человека все, что связано с его родом. И поскольку каждый из нас вышел в лице наших праотцев из небесного дома, во всякого человека, живущего в этом мире, вложена потребность к красоте, к честности, к доброте и правде. И стремление всякого человека к вечности со Христом естественна. Неестественным является убийство в себе этого чувства. Если сегодня в ком-то не находит отклика порыв, связанный с необходимостью воздохнуть о своих усопших в дни Пасхальной радости, – это беда такого человека. Он очень болен и не способен воспринимать то, что является как будто бы очевидным.

Давайте, дорогие братья и сестры, в нашем малом составе помолимся о тех, кто ожидает сегодня там, в том мире, этого вздоха.

Христос Воскресе!

Протоиерей Андрей Алексеев