12 мая 1731 года – началось судоходство по Ладожскому каналу

С начала XVIII-го века транспортное обеспечение Санкт-Петербурга, флота и войск шло из центральных губерний по водным коммуникациям. Основная связь Невы с Волгой осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно – частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Пётр I решил построить в обход озера канал. По проекту канал должен был проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Его длина по проекту составляла 111 км (104 версты) от города Новая Ладога до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды – 21 м (10 саженей). Канал планировался без шлюзов, глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

Строительство началось в марте 1719 года. Изначально работами руководил генерал-майор Г. Скорняков-Писарев. К строительству были привлечены тысячи людей – крестьяне, вольнонаемные и воинские части. Из-за тяжёлых условий труда и плохой организации быта и производства на стройке была очень высокая смертность, а в связи с небрежным ведением дел руководителя работ на начальном этапе строительство сильно затянулось.

Осенью 1723 года Пётр I, лично проинспектировав работы на канале, остался крайне недоволен их медленными темпами и многочисленными техническими нарушениями. Он приказал арестовать Скорнякова-Писарева и некоторых мастеров. Руководителем работ был назначен военный инженер генерал-лейтенант фон Миних. Он навел порядок, улучшил снабжение стройки и бытовые условия работников, им стали регулярно выплачивать деньги. Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, для устранения зависимости от этого явления судоходства предложил усовершенствовать проект канала за счёт сооружения шлюзов, водоспусков, плотин, резервуарных водоемов и других инженерных сооружений. Многие гидротехнические сооружения при нём были облицованы гранитом и приобрели архитектурное изящество.

После смерти Петра Великого Екатерина I резко сократила численность войск на канале. Темпы работ замедлились. Лишь благодаря неустанным стараниям Миниха к весне 1731 года строительство было завершено. Уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла канал, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге.

12 мая 1731 года стало официальной датой начала судоходства по Ладожскому каналу. Созданный по инициативе царя-реформатора, канал был назван именем Императора Петра Великого, или Петровским, став третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой его эпохи. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы и стратегически важным военным объектом России.

В начале XIX-го века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов, и после постройки Новоладожского канала стал выполнять вспомогательную функцию. Транспортное значение этих каналов резко упало в 1904 году, с вводом в строй железной дороги, а с 1940 года они вообще перестали использоваться для судоходства. К сожалению, в настоящее время каналы превратились в заросшие и замусоренные водоемы. Это тем более обидно, что Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: