29 августа 1912 года – в Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва»

В преддверии 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года художнику Францу Алексеевичу Рубо было заказано гигантское полотно-панорама, изображающее Бородинскую битву. К тому времени Рубо был признанным мастером, автором панорамы, посвящённой героической обороне Севастополя во время Крымской войны.

Подготовительные работы – изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов – заняли два года, а сама работа над огромным холстом размером 14 х 115 метров шла около 11 месяцев в предместье Мюнхена. Панорама была открыта 29 августа 1912 года в Москве в специальном павильоне на Чистых прудах, сооруженном по проекту военного инженера П. Воронцова-Вельяминова.

Правда, экспонировалась «Бородинская битва» недолго. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А. Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов, и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал, и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных для этого помещениях: под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада “Эрмитаж”… Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признавал невозможность его реставрации.

Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 кв. метров батальных сцен и примерно 500 кв. метров «неба». 18 октября 1962 года Музей-панорама “Бородинская битва” вновь открыла двери перед своими гостями.

В творчестве Ф.А. Рубо «Бородинская панорама» оказалась последним значительным произведением. В 1913 году он на время выехал в Германию; однако начавшаяся Первая Мировая война, а затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Интересно, что Рубо, будучи французом по национальности, долгое время жившим в Германии, всегда считал себя русским художником: «…Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего хотя бы относительно приближающегося по художественной ценности к Бородинской панораме.

Класс годовщины: