Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице. 30 января 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
30 января 2016, суббота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с воскресным днём, а также с днём памяти преподобных Кирилла и Марии, схимонахов, наделённых от Бога особым благословением – родить и воспитать Русской Церкви преподобного Сергия Радонежского.

Так бывает, что некоторые дни церковной жизни отмечены событиями, для нас мало заметными. Мы иной раз, рассуждая о больших людях, забываем о тех, кто их воспитал. И когда открываем Священное Писание, то обращаем внимание на то, что Слово Божие в себе содержит рассуждение о том, что нет раба выше господина и ученика – выше учителя. Величие преподобного Сергия в Русской Церкви огромно, неизмеримо, и воспитать этого человека (не Бога, не небожителя, а человека) смогли два родителя: мужчина и женщина.

Я прошу прощения, что такие простые вещи выражаю знакомым языком. Сегодня меняются термины, сегодня извращение, искажение и моральное растление уродуют язык, и рассуждения о браке и родительстве, о том, кто есть двое людей в браке – мужчина и женщина или кто-то другие, – становятся достоянием страниц журналов и газет. Сегодня об этом всерьёз рассуждают государственные мужи и жёны, внедряя в нашу жизнь то пакостное, что марает нашу душу и оскверняет наш взор.

Бог дал человеку то естество, которое нуждается в преображении, поскольку мы отпали от Бога – и изменились. Вместе с тем Он благословил нас быть в этом мире участниками тайны, порой свидетелями того, что невозможно описать словами, ибо рождение человека – это тайна, в которой участвуют двое, мужчина и женщина. И Господь, Который даёт это чудо этому миру. И когда мы сегодня слышали из уст пастыря Церкви слова о родителях преподобного Сергия, в ком всколыхнулось сердце? Кто задумался о том, что это за люди были?

Четырнадцатый век. Годы столь далёкие от сегодняшнего времени, что нам трудно воспринять и язык той эпохи, и одежду, и, увы, нравы. Не всё было замечательно, не всё было прекрасно, но были средства, которыми пользовались эти два человека для того, чтобы воспитывать своих чад. И среди нескольких детей, которых Господь послал этом людям, был отрок Варфоломей. Мы перелистываем страницы жития преподобного Сергия, и там те, кого Господь благословил писать о его младенчестве, отрочестве и юности, повествуют о том, чему обычно следует быть в житийной литературе: крещение, достижение определённого возраста… Есть то, что хранят страницы, а есть то, что хранит народная память. Для того, чтобы воспитать достойного христианина, нужны определённые инструменты. Главным инструментом в воспитании преподобного было Священное Писание.

Не нужно было тогда священникам организовывать Библейский яхт-клуб для того, чтобы заманить прихожан стать его членами и через это открыть Божье слово: для верующего христианина воспринимать Божье слово было нормой жизни. Да, были люди малограмотные, это верно. Но, по слову святителя Василия Великого, то богословие в красках, которое именуется иконами, привлекало неравнодушных людей в Церковь, и те из них, которые получали достойное образование, воспитывали свою паству в христианской вере. Вот и преподобный Сергий (тогда – отрок Варфоломей) воспринимал Божественное слово (пока не умел читать и писать) через те иконы, которые были в их доме. А затем, с трудом понимая грамоту, молился Богу и получил в этой молитве просимое: Господь открыл ему ум разуметь Писание.

Почему мы можем это утверждать? В Евангелии от Луки, в конце, в том чтении, которое положено на Вознесение, рассказывается, как Господь открывает апостолам ум разуметь Писание. И мы с вами также имеем возможность войти в это состояние. Но для того, чтобы это произошло, мы должны этого хотеть, мы должны доказывать Богу, что желаем воспринимать Божье слово и его понимать. Более того, когда речь заходит о более зрелых людях, мы знаем, что важно открывать толкования. И ещё с детских лет мудрые родители научают своих детей открывать толкование на Божье слово для того, чтобы вложить в сердца и ум подрастающих правильное отношение к священному тексту. По слову святителя Димитрия Ростовского, ребёнок подобен сосуду, и что от младых лет нальёшь в этот сосуд, то и будет в нём до глубокой старости.

Недавно я был свидетелем одного бытового события: на тренировке люди играли в футбол, и один из них принёс с собою простую минеральную водичку, налитую в бутылку из-под «Фанты». «Фанты» в этой бутылке не было уже давно, но запах этого напитка так въелся в стенки бутылки, что даже чистая минеральная вода, взятая из источника, пахла «Фантой». Также и в духовной жизни: если не наливать с детства Священное Писание в сердце юного человека, тогда потом очень трудно прививать ему Божье слово в зрелые годы. Не невозможно, но очень трудно, потому что уже «Фанта» налита в это сердце, а это другой напиток, и он настолько режет стенки сердца, что запах его не пускает туда Божье слово. И современные глаголы и рассуждения настолько въедаются в стенки сердца, что порой даже слово «Библия» вызывает отторжение и скуку.

Кто-то из тех людей, кого я знаю, ещё сомневался в том, стоит ли ему отправляться с нами в плавание по Священному Писанию в придуманной «кругосветной регате». Я просто придумал, предложил вот такое путешествие: пришла мысль предложить людям почитать Библию. Я задумался: а если я предложу просто почитать, многие ли меня услышат? И тогда я последовал совету митрополита Арсения – не в отношении конкретно этого случая, а в отношении того, что Владыка называет «военной хитростью». Правда, и здесь надо понимать, что имеет в виду преосвященный архипастырь – подобрать правильное оружие, удобное для того, чтобы сделать доброе дело. Ведь можно такую военную хитрость совершить, что и значение, и смысл того, что хочешь сделать, исказится.

Как бы заманить людей к слову Божию? Что б такое придумать, чтобы они открыли Священное Писание? Так появился наш Яхт-клуб. Я спрашиваю некоторых своих близких, наших прихожан, тех, кто со мной как-то духовно взаимодействует: «А Вы поплывёте?» И некоторые отвечают: «Ну, рассуждаю вот… Стоит ли в море выходить? Может, я так попробую?» И я предлагаю им два-три дня подумать и дать мне название своей яхты для того, чтобы в море они всё-таки вышли. И, возможно, впервые туда, в эти воды «Фанты», пустили бы свой корабль. Трудно будет в водах «Фанты» достичь Небесного Царства! Но попробовать можно, потому что Божье слово сильнее. Для того, чтобы легче плыть, мы придумали, что десять лучших кораблей – таковы правила – всякую неделю будут появляться в рейтинге (ну как современного человека ещё сподвигнуть?). С тщеславием нужно бороться, это верно, но Священное Писание нужно читать. Так появилась идея борт-журнала. Потом идея награды победителям Большой регаты – поездка на Святую Землю, а тем, кому от семи до четырнадцати лет, – православный лагерь. И ещё: только члены яхт-клуба могут претендовать на возможность совершить многодневную поездку в летнее время через Санкт-Петербург по Онежскому и Ладожскому озёрам на пароходе на Валаам и на Соловки. Какая программа! Но на борту – только члены Яхт-клуба. Они будут плавать больше десяти дней. Будут жить на корабле, спускаться на берег, ходить по святым местам… А какая будет программа на корабле, сколько всего интересного будет готовиться, и музыкального, и творческого! Каюты, палуба, песчаный пляж, чайки… Представляете, сколько приходится использовать материала для того, чтобы современного человека сподвигнуть открыть Священное Писание?

В четырнадцатом веке было иначе. А сегодня приходится изыскивать средства, чтобы заманить сюда людей. Театр построить, спортивный комплекс – чтобы пришли. Я, знаете, так порадовался: в прошлые годы у нас за всенощным бдением в день преподобного Сергия было двадцать-тридцать человек, а в этом церковном году их было уже сто шестьдесят. Если бы не спортивный комплекс, не школа искусств, их было бы по-прежнему тридцать-двадцать. Если бы не яхт-клуб, сколько людей не открыло бы Священное Писание Великим постом?

Наверное, кто-то из вас уже обратил внимание, что на сайте нашего храма есть хронометр, отсчитывающий время до начала регаты. Столько-то дней, столько-то часов, столько-то минут и секунд до момента, когда мы с вами покажем Богу, чего стоим. Представляете? Да нет, конечно, можно и здесь найти объяснение: «Господи! Зачем мне участвовать в этом мероприятии, я и так Тебя люблю. Я и так открою Священное Писание, но не вместе с ними, потому что это всё… какое-то странное предприятие. Меня и сюда не заманишь!» Ну, кто не хочет – пусть не плывёт. Но в том-то всё и дело, что когда жизнь закончится, там нас Господь спросит: «Сынок! Дочка! Я тебя и так, и так звал, и так… Я даже решил поиграть с тобой, как с ребёнком: предложил записаться в яхт-клуб, совершить с тобою кругосветную парусную регату. Я призвал этого пастыря стать ребёнком, чтобы он поиграл с тобой, создал условия, предложил призы, награды, медали, кубки, адаптировал для тебя, сегодняшнего, возможность хотя бы вот так Моё слово изучить. Я нашёл для тебя лучшего преподавателя по Ветхому Завету, которого будут привозить на такси в воскресные дни, начиная со второй седмицы поста, чтобы он читал Введение в Ветхий Завет».

На сайте храма мы будем публиковать материалы по Ветхому Завету, а потом по Новому Завету – чтобы можно было разбираться в Писании, учиться. Я вспоминаю, сколько людей пришло на первый Библейский семинар протоиерея Олега Стеняева. Чуть меньше сотни. А в минувшую пятницу было пятнадцать человек.

«Зачем мне Деяния святых Апостолов? Это же их деяния! У меня другие деяния, другие заботы. Ну, и другие дети. Мои дети – они другие. Я сам не читал – и они не читают и не будут читать. У них книжки поважнее, им нужно учиться! У них нет времени на Божье слово. Я все условия создал им для учёбы: самые лучшие электронные носители, я работаю на двух-трёх работах (Господи!), чтобы обеспечить их…»

К чему ты их готовишь? Что они Богу покажут потом? Чем ты оправдаешься потом? Но это же – потом...

А пока, дорогие братья и сёстры, сердечно приветствую и поздравляю всех вас с воскресным днём! Желаю всем вам, конечно, здоровья, мира и радости. Но вот попробуйте их взять без Священного Писания – радость, мир и духовное здоровье. Без Евангелия удастся вам хоть немножко достать из этого колодца? Сомневаюсь. Поэтому, чем ближе мы к началу Великого поста – тем больше я буду обращаться к тем, кто меня слышит. Пусть кто-то посмеётся надо мной – я готов. Пусть не поймут – наверно. Осудят – пожалуйста. Мы, чем ближе к посту, тем больше афиш повесим. А за неделю, или даже пораньше, призовём к совести: «А ты записался в Яхт-клуб?» Если и здесь ваше сердце не дрогнет, я расстроюсь. Я не осужу вас, нет. Я просто расстроюсь. Но поскольку я в это не верю, то – жду вас. В Яхт-клубе.

С Праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев