Торжественный крестный ход в дни празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского

Вот и завершились юбилейные празднования в честь 700-летия преподобного Сергия, игумена Радонежского, которых мы ждали без преувеличения целый год! С 16 по 20 июля в разных точках Сергиева Посада и его окрестностей были развернуты многочисленные концертные, игровые и дискуссионные площадки; Богослужения, совершавшиеся под открытым небом на Лаврской площади, поражали своим масштабом и многолюдством. Но самое яркое впечатление на большую часть паломников, присутствовавших на юбилейных торжествах, произвело участие в Крестном ходе, который 16 июля отправился к Троице-Сергиевой Лавре от ворот Хотьковского женского монастыря.

Традиция крестных ходов – торжественных религиозных шествий – восходит ещё ко временам Ветхозаветной Церкви. К прообразам крестных ходов относят ряд описанных в Ветхом Завете историй: путь евреев из Египта в Землю Обетованную; сопровождаемое трубными звуками семикратное обнесение Ковчега Завета вокруг Иерихонских стен; торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа. А в христианскую эпоху крестный ход – это молитвенное действо, символически изображающее шествие земной Церкви к Господу Иисусу Христу. На Руси с давних времён именно крестные ходы сделались наиболее ярким свидетельством народного характера православной веры, и нынешний праздничный Крестный ход стал очередным тому подтверждением – несмотря на наш, казалось бы, такой нетрадиционный и не способствующий единению век.

Впечатления паломницы

Празднование 700-летия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского будет для меня, пожалуй, самым ярким событием этого лета. В таком многолюдном крестном ходе, что прошёл от Хотьковского женского монастыря до Троице-Сергиевой Лавры, я участвовала впервые. Поистине, тут словно шла вся Россия: в огромной толпе, ожидавшей начала шествия у стен монастыря, мелькали таблички и Волгоградской, и Екатеринбургской, и Уральской епархий. Кого тут только не было! Старушки с рюкзачками за спиной и бумажными иконками на груди, монахи из дальних монастырей, с загорелыми обветренными лицами и будто просмолёнными бородами, паломницы в ярких летних платьях и белых платочках, дети, волонтёры в зелёных футболках, казаки – все они собрались сегодня здесь для того, чтобы совершить этот скромный подвиг: пройти 17 километров от Хотьково до Лавры.

На небе – ни облачка, солнце – в зените. По окончании праздничного молебна вся наша огромная процессия, наконец, двинулась в путь. Всю дорогу мы пели, и даже совсем пожилые бабушки наравне с молодежью старательно выводили и "Иже добродетелей подвижник", и "Царице моя Преблагая". Потом, разбившись на мужской и женский хоры, паломники поочередно пели Иисусову молитву. Запевала обращался: "Братья!", а в ответ ему – густое, раскатистое: "Го-о-осподи, Иисусе Христе, Сыне Бо-о-ожий, поми-и-илуй мя-я-я!". "Сестры!" – и слышится, теперь уже высоко и звонко: "Го-о-осподи, Иисусе Христе....". Плавно покачиваются над головами тяжелые бархатные хоругви, развеваются на легком ветерке знамёна, пестреют зонтики. Оглянёшься – конца-края шествию не видно, выглянешь вперёд – до самого горизонта протянулась многолюдная река. Но вот и привал. Утомленные полуденным солнцем, многие без сил опускаются на скошенную траву. Кто посильнее – встаёт в очередь за питьевой водой, ну, а самые сильные – те без привала идут дальше.

...Прошёл час, и паломники вновь продолжают свой нелёгкий путь вдоль бескрайних полей, радуясь каждой мимолетной тени от легких облаков. После передышки идём бодрее: ведь пройти осталось всего каких-то семь километров! Вот уже и купол лаврской колокольни из-за леса блеснул. Входим в Посад. По городу идти легче: здесь на каждом углу – колонка с водой. На одном из поворотов у шедшей впереди меня женщины неожиданно подкашиваются ноги, и она, побледнев, оседает на тротуар: "Ох, не могу больше!". К ней подбегают, брызжут водой. Какой-то сурового вида бородач кладет ей на голову свою руку: "Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя...". Другие спрашивают: "Может, скорую вызвать?" – "Да нет, не надо...". Помню одного инвалида: он сидел в коляске у расшатанного забора и из своей бутылки разливал в стаканчики жаждущих паломников квас... Кругом – простые верующие люди, прямо как из "Богомолья" Шмелёва. Последний участок пути идём совсем быстро, о боли в ступнях стараемся не думать. Сердобольные местные жители из садовых шлангов поливают изнемогших от зноя паломников живительной влагой; это заметно повышает общее настроение – некоторые даже христосуются с добрыми посадцами. Взмокшие головы, одышка, охромевшие ноги, серые от пыли рясы, стоптанные сандалии: это всё – ничто перед радостью, переполняющей наши счастливые сердца, истосковавшиеся по "общему деланию", по мощному всплеску жизни православной России, по глубокому чувству единения.

Подходим к Благовещенской поляне. Народу здесь заметно меньше: кто-то пошёл прямиком в монастырь, кто-то задержался на регистрации в палаточный городок для иногородних паломников, другие присели отдохнуть. Мимо нас казаки проносят большую икону Страстотерпца Царя Николая и Тихвинскую икону Божией Матери. В воздухе висит облако пыли – идём уже по просёлочной дороге, – звучат молитвенные песнопения, а икона Самодержца так и сияет золотом на солнце – зрелище настолько воодушевляющее, что хочется встать на колени.

По окончании молебна и речи Патриарха, прошедшего вместе с паломниками весь путь от Хотьково, наша большая группа отправилась в Лавру, до которой оставалось ещё около трёх километров. Белизна соборных стен и позолота куполов нас просто ослепили – давала о себе знать долгая и кропотливая подготовка монастыря к Празднику: Лавра сверкала, как невеста, а со смотровой площадки была похожа на дорогой игрушечный городок.

...Окончатся юбилейные торжества – и разъедутся многотысячные гости Лавры, но никогда они не забудут того праздника, что подарил им преподобный Сергий. И какая бы скорбь ни омрачала нашу жизнь – верю, что великий Игумен Земли Русской всегда примет в нашей судьбе живейшее участие, укроет нас под стенами древней Троицкой обители и своими молитвами даст мужество перенести любое испытание.

Марфа Петровичева. 16 июля 2014 г.